Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Вячеслав Тищенко: «В исчезновении самолета капитана Чуйко много неясностей»

На севере Иркутской области уже третий год продолжаются поиски одного из самолетов, пропавших на перегонной трассе «Аляска — Сибирь». Она действовала в период Великой Отечественной войны. Волонтеры совместно со спасателями МЧС разыскивают истребитель Р-39 «Аэрокобра», которым управлял капитан Чуйко. Серия экспедиций, намеченных в сентябре—октябре в трех районах северо-востока Иркутской области, призвана разыскать таинственный истребитель. Об особенностях поиска и интересе к пропавшей «Аэрокобре» рассказал руководитель братского молодежного туристическо-краеведческого клуба «Сталкер» Вячеслав Тищенко.

— Вячеслав, расскажите, как давно вы занимаетесь поисковыми работами и чем вас так заинтересовало именно это направление?

— Официально наш туристическо-краеведческий клуб «Сталкер» зарегистрирован в 2006 году, а неофициально действует уже более десяти лет. В основном мы занимались различными походами и продолжительными, протяженными сплавами по рекам севера Иркутской области. Есть и другие проекты, например, по Николаевскому железоделательному заводу, который сыграл одну из важнейших ролей в истории Братска.

Во время работы было множество встреч с самыми разными людьми. Так, три года назад я случайно пересекся с поисковиками, которые и предложили мне поучаствовать в экспедиции. Дело касалось воздушной трассы «Аляска — Сибирь», где в годы Великой Отечественной перегоняли самолеты, поставляемые нам союзниками по ленд-лизу. В Иркутской области эта трасса проходила по территории Нижнеилимского, Братского и Усть-Илимского районов. С тех пор у нас остались два не найденных самолета, предположительно потерпевшие здесь крушение.

Падений было больше, но о тех двух машинах до сих пор нет сведений, что кто-то их нашел. Один из таких пропавших самолетов — американский истребитель Р-39 «Аэрокобра» с бортовым номером 220519 под управлением капитана Григория Чуйко. Вот его мы сейчас и ищем, а розыск ведется еще с 2011 года.

Пока нет данных, что самолет кто-то нашел. И вполне вероятно, что упал самолет именно в нашем регионе. А в районе поиска строится Богучанская ГЭС, что грозит затопить определенные территории. Это и подталкивало наших поисковиков более активно искать пропавший истребитель.

Во время экспедиции. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области
Во время экспедиции. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

— Чем так интересен самолет капитана Чуйко?

— За эти годы проделана огромная работа. Так, примерно год ушел только на сбор информации. Опрошено множество людей, связанных с функционированием трассы АлСиб, и местных жителей — лесников, охотников и охотоведов, которые могли что-либо видеть или знать о падении «Аэрокобры». Работали в областном архиве, где изучали метеосводки накануне, в день и после исчезновения истребителя. Были поездки и в Липецкий архив Военно-воздушных сил, где мы пытались разузнать подробности.

В этом деле нам оказали большую помощь самые разные люди. В частности, иркутский журналист Михаил Денискин, который обозначил возможное место поисков. А также краеведы из других районов Иркутской области и Красноярского края.

Также есть договоренность с пожарной охраной Чунского района, чтобы экипажи спасательных вертолетов при облете пожароопасных участков просматривали местность на предмет падения самолета. Договорились об осмотре наших участков трассы АлСиб на вертолете с частным предпринимателем. Кроме того, мы своими силами провели несколько рекогносцировочных наземных экспедиций.

Но пока усилия не принесли результата. Поэтому сейчас мы запланировали три экспедиции, объединенные общим названием, — «По маршруту „Аэрокобры“ Чуйко». Поиски пролегают по последнему отрезку АлСиба: Киренск — Красноярск. Между этими точками существовал так называемый аэродром подскока в ныне затопленном поселке Нижнеилимск, действовавший на случай непогоды или чрезвычайных ситуаций. И мы обследуем те квадраты, в которых вероятнее всего может находиться пропавшая «Аэрокобра». Эти поисковые работы приурочены к предстоящему 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

Во время экспедиции. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области
Во время экспедиции. Фото ГУ МЧС России по Иркутской области

— Вам удалось восстановить хронологию событий того дня, когда пропал самолет?

— Да, мы смогли выяснить множество интересных подробностей исчезновения самолета Чуйко. Самолет взлетел рано утром 24 октября с аэродрома подскока в Нижнеилимске и изначально полетел по течению реки Илим перпендикулярно существующему маршруту авиатрассы. Погода стояла морозная и ясная, видимость была отличная. Ветер небольшой, один-три метра в секунду.

После взлета Чуйко вернулся на курс. Учитывая, что скорость подъема составляла обычно 14 метров в секунду, он достиг высоты около километра в течение 1,1 минуты, затем поднялся еще выше и пошел по нижней кромке облачности, которая установилась на двух тысячах метрах. При том, что средняя высота для перегонных полетов составляла три тысячи метров.

Следовательно, погода была летная, самолет был исправен и подготовлен для полетов, за штурвалом был опытный и квалифицированный пилот, замкомандира пятой перегоночной авиадивизии, за плечами которого были многие сотни летных часов. Что произошло с истребителем во время полета — по-прежнему остается загадкой.

На курс истребитель встал без проблем, небо было ясное, плюс можно было ориентироваться по дыму близлежащих деревень и легко держать курс. Ветер не мешал, пилот вывел самолет на маршрут без проблем. Можно предположить, что при взлете самолет попал под обледенение над Илимом, что характерно для полетов на морозном воздухе с высокой влажностью. Здесь накладываются особенности конструкции самолета: истребитель имел заднюю центровку расположения двигателей. При широких углах атаки им действительно может грозить обледенение, от чего самолет может упасть в обратный штопор. Вывести машину из такого виража очень тяжело и было под силу разве что знаменитому Ивану Кожедубу, летавшему именно на «Аэрокобре».

Другое дело, что много неясностей по обстоятельствам полета. По установленной тогда практике, самолеты во время перегона должны были идти звеньями, и никогда не должны были летать поодиночке. Есть версия, что Чуйко было дано особое задание, возможно перевозка дипломатической почты или иного ценного груза. Это, к слову, было обычным делом в тот период. Возможно, на самолете могли перевозить золото, которым советское правительство расплачивалось за поставки техники по ленд-лизу. Но обстоятельства полета пока скрыты завесой секретности.

Много вопросов и по личности самого капитана Чуйко. Даже сейчас, когда множество архивов того времени уже рассекретили, о биографии летчика известно крайне мало. В 19 лет его призвали в Красную армию. В 1934 году Чуйко окончил Краснознаменную школу военных пилотов, а после участвовал в боях на Халхин-Голе, за что был награжден боевым орденом Красной Звезды. Есть основания полагать, что Чуйко и ранее был причастен к выполнению каких-то секретных особых поручений.

Памятная стела. Фото Вячеслава Тищенко
Памятная стела. Фото Вячеслава Тищенко

— Как продвигается процесс поиска сейчас?

— К нашим нынешним экспедициям подключилось МЧС Иркутской области, которые в определенных моментах нам серьезно помогали. В первую очередь — спецтехникой: выделили вездеходы, благодаря которым нам удалось забросить экспедицию в нужный квадрат.

Первая поисковая операция уже прошла в Нижнеилимском районе у горы Белый камень. В ней участвовали более 40 человек — очень серьезное количество людей удалось задействовать. Предположение, что здесь могут находиться обломки самолета, строились, к слову, не на архивных фактах, а на рассказах местных охотников, которые находили и выносили из местности какие-то железные детали.

Здесь мы провели большие поисковые работы. Вставали цепью и методично прочесывали тайгу, представляете? На самой же горе мы установили памятную стелу, посвященную летчикам-перегонщикам. Первая экспедиция не дала результатов, впереди еще две поисковые операции.

Кроме того, есть точки предполагаемого падения еще двух самолетов. Мы знаем, где они лежат, но пока организовывать туда экспедиции нецелесообразно. Просто потому, что сейчас поиски сконцентрированы на самолете Чуйко, и будет просто неправильно распылять силы и отвлекаться от нынешней основной задачи.

Беседовал Андрей Щепин, IRK.ru

  • 306737 25 октября 2014 в 08:14

    Вся эта заметка грешит неточностями, ошибками, фантастическими домыслами и ненужным пафосом. Потому резонные вопросы, которые здесь задают читатели, останутся без ответа.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля