Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Борьба нового со старым

По данным областной службы по охране объектов культурного наследия, в Иркутске насчитывается более тысячи памятников архитектуры федерального, регионального и местного значения. В основном это образцы деревянного зодчества, большая часть которых находятся в плачевном состоянии. Что происходит в деле сохранения культурного наследия Иркутска и как при восстановлении исторической справедливости могут пострадать горожане, выяснял корреспондент IRK.ru

Несостоявшийся квартал

Недавно региональные чиновники публично озвучили серьезные претензии к инвестору «РосФинСтройХолдинг», который с 2007 года реализует проект реставрации трех памятников архитектуры федерального значения в переулке Волконского. Эта фирма, по словам руководителя службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадима Литвиненко, взяла на себя обязательства по переносу и восстановлению этих объектов в так называемом «Декабристском квартале» — новой точке концентрации исторической застройки в центре Иркутска.

У чиновников есть, по чему бить тревогу. У зданий, переносимых на новое место, сложилась очень незавидная судьба. Один из жилых домов в переулке Волконского буквально изобилует нарушениями законодательства об охране памятников. Самый крупный факт строительного самоуправства заключается в надстройке второго этажа, отсутствующего в исходном виде памятника.

К восстановлению двух других строений, принятых по контракту, инвестор даже не приступил. Более того, проекты переноса и реставрации одного из недостроенных зданий — иконописной мастерской Старцевых — компания так и не предоставила на согласование соответствующим органам. Бревна исторического здания свалены на стройплощадке и разрушаются на открытом воздухе.

На самой стройплощадке, как кажется, уже давно не было никакой активности. За высоким зеленым забором высится испорченный горе-строителями дом — единственная возведенная постройка. По территории вразвалку прогуливается сторож да заливается лаем привязанная к будке дворняга. Остальной участок, в частности фундамент под второй перенесенный памятник архитектуры уже густо зарос сорной травой.

Как сообщил Вадим Литвиненко, обстановка складывается очень тревожная. За шесть лет компания, взявшая на себя реставрационные обязательства, доказала свою несостоятельность. Поэтому региональное министерство имущественных отношений собирается расторгнуть договор с нынешним инвестором.

Теперь чиновники стоят перед выбором. Один из вариантов — ввод на объект нового инвестора. Или же, если найдется необходимое финансирование, восстанавливать памятники за счет бюджетных средств по одной из федеральных программ.

Времени на эти меры остается все меньше: многие исторические детали переносимых архитектурных памятников из-за плохого ухода и безалаберности предыдущего застройщика просто могут быть утрачены.

Третий выход — вернуть мастерскую на прежнее место, если нового инвестора на реставрацию все же не найдут. Такая возможность есть в рамках федерального закона № 73. И здесь возникает серьезная загвоздка. На участке, откуда перенесена иконописная мастерская, в том же 2007 году достроены дома жилого комплекса «Светлый» строительного холдинга «Новый город». На участке сейчас расположены две жилые блок-секции, дома 1/5 и 1/6 по улице Рабочего Штаба высотностью в четыре и шесть этажей соответственно.

— Там, где памятник архитектуры ранее располагался, сейчас расположена жилая многоэтажка, — отметил Вадим Литвиненко. — Строительство велось на том основании, что дом, как памятник архитектуры федерального значения, должен был быть перенесен. Это не исчезновение исторического здания. Но в данной ситуации, в связи с разрывом договорных отношений в РосФинСтройХолдингом, ситуация в декабристском квартале «подвисает».

Справедливости ради руководство службы отмечает, что перенос строения на прежнее место пока маловероятен и в приоритете сейчас все же поиск нового инвестора. В крайнем случае придется поднять вопрос о восстановлении на прежнем месте мастерской, как памятника архитектуры, находящегося под охраной государства. И закон в этом плане окажется не на стороне жильцов ЖК «Светлый». Застройщик, сдавший на участке охранной зоны памятника жилые дома, теперь не сможет ничего поделать, если по решению суда блок-секции потребуют снести. Таковы законодательные приоритеты.

— Мы должны принимать решение — или кто-то все же берет его восстановить, а если не получится, тогда надо судиться за восстановление памятника на прежнем месте, — констатирует Вадим Литвиненко. — Если сейчас документацию по объекту не доделают с точки зрения его восстановления в Декабристском квартале, то выходит, что данный памятник придется восстанавливать на прежнем, историческом месте. Федеральный закон об охране объектов культурного наследия довольно жесткий. И в данной ситуации позицию застройщика надо выяснять: собирался ли он доводить реставрацию до конца?

Как сообщил IRK.ru представитель «Нового города», с «РосФинСтройХолдингом» у компании был заключен лишь договор о переносе многострадальной мастерской. Других отношений с этой фирмой «Новый город» не вел, хотя несколько лет назад обсуждалось вхождение строительной компании в долю «РосФинСтройХолдинга».

На выделенной территории ранее располагались памятники архитектуры. Изображение предоставлено службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области
На выделенной территории ранее располагались памятники архитектуры. Изображение предоставлено службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области

Есть и еще один пример варварского отношения к архитектурному достоянию Иркутска продемонстрировала несколько лет назад группа компаний «Север».

Ради стройплощадки под жилой микрорайон застройщик цинично уничтожил ценный исторический комплекс «Красные казармы» на улице Пискунова.

Памятник архитектуры пострадал более чем серьезно — два из четырех зданий комплекса полностью разрушены, еще два удалось отстоять лишь частично. Сейчас региональная служба судится с недобросовестной стройфирмой. Обвинения им предъявлены не меньше, чем в умышленном уничтожении памятника архитектуры, охраняемого государством.

Хотели как лучше

Всего в Иркутске насчитывается более тысячи памятников архитектуры разного уровня. И многие из них сейчас в плачевном состоянии. Одни горели, другие брошены без необходимого ухода со стороны собственника, третьи перестроены без согласования с надзорными органами. А некоторые памятники архитектуры, как печально известный Дом Шубиных, попросту уничтожены.

Тот же многострадальный Дом Шубиных восстанавливают с большими трудностями уже много лет. Новый инвестор, заведенный на объект при поддержке и содействии региональных властей, только-только выкупил доли прежних собственников и сейчас еще готовится приступить к восстановлению памятника по имеющимся архивным чертежам.

А вот, к примеру, еще один памятник архитектуры муниципального значения, так называемый «Дом Петрова» на углу Дзержинского и Карла Либкнехта. Здание 18-го века, купленное частным лицом в «лихие 90-е», уже много лет стоит без ухода. Дом горел, в нем никто не живет. Обезображенные стены скрыты за яркой баннерной растяжкой. Однако, несмотря на повреждения, объект сохранил свою историческую ценность.

— Чего ждет собственник, непонятно, — отмечает Вадим Литвиненко. — Так как он является владельцем, его можно принудить к приведению памятника в надлежащий вид. Также ему, как и другим собственникам, закон говорит однозначно, что даже утрата памятника архитектуры, находящегося под государственной охраной, не дает им права строить на освободившемся участке что вздумается. На участках, попадающих в охранную зону памятника архитектуры, можно воздвигнуть только здание с полным восстановлением исторического облика.

Еще один недавно выявленный объект культурного наследия — дом № 15 по улице Байкальской. В здании, где ранее располагался доходный дом, теперь одна большая торговая точка. Все, что осталось от старины, — небольшие резные элементы фасада. Внутри дом практически полностью перестроен, а собственник еще и надстроил второй этаж, жутко диссонирующий с архитектурной концепцией памятника.

Сейчас региональная служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области судится с собственником этого дома. Всего же в год ведомство ведет до 10—15 судебных тяжб с нерадивыми владельцами или арендаторами исторических зданий. Еще рассматривается порядка сотни дел, в которых служба выступает одним из истцов.

В ходе 109 проверок по недобросовестному содержанию памятников архитектуры выдано 81 предписание. Более того: если объект культурного наследия будет абсолютно утрачен — из-за халатности либо целенаправленного уничтожения, по закону, собственников обяжут восстанавливать историческое здание.

***

Есть все же в Иркутске и положительные примеры умелой и добросовестной реставрации. Правда их, к сожалению, можно пересчитать по пальцам. Не касаясь спорного опыта возведения «исторического» 130-го квартала, в городе есть добросовестные коммерсанты, сумевшие действительно привести в порядок доверенные им архитектурные памятники.

Наглядный пример удачного сохранения иркутской деревянной старины — архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Руководители уникального комплекса под открытым небом действительно многое сделали для сохранения нашей сибирской истории и местного деревянного зодчества.

Однако, кажется, что и этих усилий недостаточно. Деревянные памятники горят, сносятся, ветшают и разрушаются без надлежащего ухода. Поэтому впору весь центр Иркутска обносить забором и обустраивать здесь заповедник исчезающей иркутской истории…

IRK.ru

Фото IRK.ru

  • Sneerka 17 октября 2014 в 05:21

    Что такое Декабристский квартал?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля