Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

История оживает

Увидеть собственными глазами, как жил станционный смотритель, ямщик, купец или крестьянин позапрошлого столетия. Скоро такое путешествие во времени станет возможным в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». Там готовится к открытию новая большая экспозиция, демонстрирующая архитектуру и быт сел, расположенных вдоль крупных трактов.

Село в вечном движении

Старые бревна, аккуратно сгруженные на специальный настил, рядом — новые, еще не обструганные заготовки из сосны. Уникальные наличники с затейливой кружевной резьбой, двери с массивными коваными замками и табличка «Реставрация». Так, под звуки топора воплощается в жизнь давняя мечта сотрудников музея «Тальцы» — Трактовая экспозиционная зона.

Здесь, на обширной территории, расположенной у самого въезда в музей, в скором времени появится самое настоящее село образца второй половины XIX—начала ХХ веков. Все, как в ту ушедшую эпоху: усадьбы купцов; небольшие, добротные дома крестьян; торговая лавка; почтовая станция; церковь; сельская больничка; заимка. Даже тюремный комплекс — жилище начальника этапной тюрьмы из Кутулика и два старых барака. «Изюминка» экспозиции — постоялый двор и жилище ямщика. В притрактовых селах постоялые дворы были большие и всегда полные народу.

Амбар
Амбар

— Эти населенные пункты значительно отличались от тех старинных поселений, что располагались по рекам, — показывает план новой экспозиционной зоны заместитель директора по науке музея «Тальцы» Елена Колганова. — Освоение Сибири шло по рекам, где и располагались первые поселения, а при прокладке сухопутного Сибирского (Московского) тракта населенные пункты стали появляться вдоль него. Экономико-географическое положение было более выгодным — притрактовая территория находится на юго-западе Предбайкалья, климат здесь более мягкий, поэтому, например, заниматься зерновым хозяйством здесь было выгоднее.

Тракт — главное отличие. Как выяснилось, поговорка «Движение — жизнь» актуальна и для села того времени. Оживленное движение по тракту, близость к городу позволяли притрактовым селам развиваться гораздо быстрее своих соседей. Самым популярным промыслом в таких населенных пунктах считался извоз: ямщик и извозчик здесь были уважаемыми и почетными людьми. Выгодно было держать и постоялые дворы, почтовые станции, трактиры. Такой образ жизни накладывал свой отпечаток и на архитектуру. Побывав в городе и восхитившись богато украшенными зданиями, селяне возвращались домой с твердым намерением скопировать находки модных архитекторов. В результате в селах появлялись настоящие деревянные дворцы с резными фасадами, ставнями и перилами. К сожалению, большинство из них было утрачено во время Гражданской войны. А оставшиеся жемчужины сельского зодчества находятся в удручающем состоянии.

Еще один памятник архитектурного наследия, который заинтересовал историков из «Тальцов» и в будущем может пополнить Трактовую экспозицию, — это усадьба купца Сапожникова из деревни Залог Качугского района. Елена Колганова уточняет, постройка похожа на те деревянные дома, что существовали в Иркутске до пожара (крупный пожар произошел в 1879 году и уничтожил большую часть города — прим. ред.), пусть и расположен так далеко от города. За разрешение о его передаче в фонды музея пришлось «повоевать», и окончательно оно еще не получено.

По бревнышку

Сотрудники музея «Тальцы» уже не одно десятилетие пытаются хоть как-то сохранить деревянные раритеты. Для этого они выезжают в регулярные рейды в разные районы Иркутской области — может быть, где-то обнаружится дом, который еще можно спасти — отреставрировать и перенести на территорию музея, чтобы уберечь от вандалов и естественных разрушений. Музейщики признаются: дело это хлопотное, но хуже того — невероятно затратное — и по времени, и по средствам.

Пронумерованные бревна
Пронумерованные бревна

Вначале будущий экспонат измеряют, позже разбирают на бревна. На территории музея его соберут вновь. Для этого каждый элемент строения, каждое бревнышко пронумеруют, также на него крепится специальная бирка. Задача реставратора — точно уложить все составляющие части, чтобы получилось, как было раньше. — Немного похоже на конструктор, — смеются рабочие. — Только ответственность очень большая. Это все же историческая ценность!

Бывает, что старые бревна в руках строителей просто распадаются в труху. В таком случае их заменяют новыми. Все декоративные украшения должны быть сохранены — в их уникальности и заключается главная ценность всей постройки.

Восстановить один дом — труд колоссальный, но не легче получить разрешение на то, чтобы его передали во владение музея.

На пути встречается множество различных бюрократических препонов, и первый из них заключается в том, что памятник должен быть сохранен на своем историческом месте, невзирая на то, что его историко-культурная среда уже нарушена, да и поселение, в котором он находится, по сути, уже не существует — строения разрушены, жильцов нет.

Если дом бесхозный, музейщикам всеми доступными способами необходимо разыскать наследников владельца раритетного строения, а затем добиваться права выкупа или передачи. Дешево даже руины сегодня никто не продает. Но гораздо дороже обходится реставрация объектов историко-культурного наследия, в зависимости от размеров строения и его состояния: от 3 до 15 миллионов рублей. Поэтому зачастую пополнение музейных фондов приходится откладывать на далекое потом.

Старинный дом с мезонином — на дрова

Целых 10 лет пришлось ждать открытия главного экспоната Трактовой экспозиционной зоны — усадьбы купца Войнова из Кутулика. Его привезли в «Тальцы» еще в 2004 году, но денег на реконструкцию не было очень долго.

Это как раз тот случай, когда пришлось спасать дом не от времени или вандалов, а от владельцев, — с горечью говорит Елена Колганова. – В девяностые годы в здании жила неблагополучная семья, которая располагалась в одной части дома, а другую — пилили на дрова.

После такого варварства старых бревен, которые можно было бы благополучно транспортировать, осталось немного. Большая часть дома все же выполнена из новых сосновых бревен. Уникальность этой усадьбы — мезонин (надстройка над верхней частью дома — прим. ред.), который в сельской архитектуре встречался крайне редко.

— Деревянные дома с мезонином в Иркутской области, да еще и в сельской местности, можно пересчитать по пальцам. Так что наш новый отреставрированный объект удивителен. Изначально это был небольшой дом, который во второй половине 19 века принадлежала селянину Ивану Войнову, — рассказывает Елена Колганова. — Он занимался торговлей и достаточно успешно, его состояние росло. К концу 19 века Войнов пристроил к своему дому торговую лавку, где продавал мануфактуру, рядом открыл питейное заведение. В это же время был надстроен мезонин. В 1950-х годах в уличной части дома располагалась столовая, в которой, по словам старожилов поселка Кутулик, бывал драматург Александр Вампилов. Считается, что Кутуликский дом с мезонином стал прообразом чайной в пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», и действительно в пьесе описание дома содержит много общих черт с наружностью бывшего купеческого особняка.

Интерьер дома купца Войнова
Интерьер дома купца Войнова

Все в точности, как на старых фото: четыре выхода, узорчатые обналичники на окнах, крутая лесенка, ведущая в мезонин. В ближайшее время сюда принесут предметы купеческого быта — одежду, посуду, сундуки, ухват для печи и еще множество различных интересных вещей, которые сейчас уже вышли из обихода.

Ямщик ждет в гости

Кроме усадьбы Войнова в экспозиционной зоне уже установлены дом крестьянина Горелова, постоялый двор, амбар и торговая лавка.

— Мы хотим показать типичные для этих сел постройки — и зажиточные усадьбы и дома поскромнее, — поясняют музейщики. — Все, как было. Они, конечно, собраны из разных районов области, которые располагались у трактов — Московского, Кругобайкальского и Якутского. Многие экспонаты из села Тулюшка Куйтунского района.

На очереди — почтовая станция, которая станет копией здания почты в Введенищине. По словам историков, все подобные станции в те времена строили строго в соответствии с Государственным уставом о почтах. Введенская почтовая станция была первым перевалочным пунктом за 25 верст от Иркутска. Она состояла из жилых (станционный дом, ямщицкая изба) и хозяйственных построек (амбар, навесы для скота и экипажей, скотный двор, стайка с поветью, загон для скота).

«Дом станционного смотрителя» — когда-то быт такого служивого человека метко описал Александр Сергеевич Пушкин. В «Тальцах» его воссоздадут в мельчайших деталях. Письменный стол, чернильница, штемпель, счеты, книга для записи подорожных, сундуки, чемоданы, форма станционного смотрителя. Неподалеку — дом ямщика. Здесь появятся такие атрибуты, как конская упряжь, седла, кистень (холодное оружие, представляющее собой металлический груз, соединенный с деревянной рукояткой — прим. ред.), обозная часовенка. На подворье будет представлена коллекция гужевого транспорта — розвальни, кошевни, кибитки. А в лавке развернется настоящая торговля.

В те годы у мелкого крестьянина-лавочника продавалось буквально все, что было необходимо: кожаные изделия Бельской фабрики, стекло Тельминской фабрики, сельскохозяйственный, плотницкий инструмент, охотничьи ружья, порох, соль, спички, табак, сальные свечи, мыло, деготь, деревянная и глиняная посуда, чай, сахар, лук, чеснок, крепкие напитки, разного рода колбасы, кренделя, баранки, сладости, конфеты.

— С утварью тоже бывает трудно, — признаются музейщики. — Во время поездок по селам мы ищем предметы старины. Но скупщики антиквариата проехали по всем деревням еще лет 10 назад и буквально выгребли все самое ценное. Иногда наши посетители сами приносят нам предметы старины в дар – мы таким людям очень благодарны.

Музейные работники предполагают, что полное воссоздание Трактовой экспозиционной зоны будет закончено лишь к 2018 году, для завершения проекта нужно еще очень много средств. По задумке, эта зона будет не просто музейной экспозицией, ее планируют «оживить». Здесь будут проходить настоящие костюмированные шоу. Идея «ожившей экспозиции» сейчас становится все популярнее во многих отечественных и зарубежных музеях. С их помощью можно совершить настоящее путешествие во времени.

Надежда Гусевская, фото IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля