Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Любимое дело»

Возрождая народные промыслы

Алексей Николаевич Шутько вот уже более 40 лет занимается художественной обработкой бересты. По словам мастера, за эти годы он изготовил уже несколько тысяч различных предметов. При этом туеса, выполненные Алексеем Николаевичем, — не просто красивые сувениры, прежде всего они имеют практическую функцию: в них можно хранить продукты, как это делали наши предки. О своем увлечении мастер рассказал IRK.ru.

— Я родом из Куйтунского района, почти всю жизнь проработал в геологии, был на Подкаменной и Нижней Тунгуске, в Якутии, на севере Иркутской области, прошел путь от простого техника до руководящей должности. В экспедициях в свободное время начал что-то мастерить из бересты. Так, в 1972 году и появился мой первый туесок, он до сих пор хранится в моей мастерской, — рассказывает мастер.

— В 1986-ом я решил обосноваться в Иркутской области и начал поиски места для строительства дома. Одно знал точно — хочу жить рядом с Байкалом. Изначально мы хотели построиться в Листвянке, но в итоге построили дом в Большой Речке. С тех пор так и живем здесь почти 30 лет.

После переезда появилось больше возможностей для работы с берестой. Я работал в лесхозе, так мы с женой и начали делать туеса, сундуки, бочонки и много чего еще из бересты. Изначально это было просто увлечение, мои работы принимали участие в выставках, в том числе в Москве и Новосибирске. А в 90-е годы туески стали приносить доход, время тогда было такое, что приходилось искать способы кормить семью. При этом туеса покупали не просто как сувенир или предмет декора, а прежде всего как вещь, нужную в хозяйстве. Ведь в бересте можно хранить практически все, что угодно: молоко, рыбу, ягоды. Благодаря природному дегтю продукты дольше остаются свежими и не портятся, кроме того, материал отлично пропускает воздух. Сейчас у меня уже есть постоянные клиенты, которые постоянно заказывают туеса для хозяйственных нужд.

Прежде чем начать работу, нужно заготовить материал, лучший месяц для этого — июль. Я использую бересту с деревьев, которые предназначаются на дрова. На заготовку ухожу в тайгу, нередко с ночевкой. Свежая береста мягкая и податливая, но работать можно и с подсохшей, нужно только немного размочить ее в горячей воде. Вся береста разного цвета, зависит это от того, в каком месте росло дерево и какими минералами питалось из почвы. В этом вся прелесть природного материала, именно такие различия делают каждое изделие уникальным. Я уверен, что два одинаковых туеска у меня никогда не получалось.

Если бересту я заготавливаю летом, то работать с ней начинаю зимой, когда дел по хозяйству меньше и уже не нужно ухаживать за огородом. Есть у меня и собственная мастерская — небольшой домик со всем необходимым: берестой и острым инструментом. Туески я делаю такими, какими они были и 500 лет назад и только вручную. Разве что дно выпиливаю лобзиком. Не использую шаблоны и клей, как при массовом производстве, в противном случае такой туесок можно будет использовать только в декоративных целях, в хозяйстве он уже не помощник.

Начинали работать с берестой вместе с супругой — Татьяной Георгиевной, она и сейчас мне очень помогает. Если я изготавливаю сами бочонки, то жена занимается декором. Обычно за день удается сделать два—три туеска. За работой время пролетает незаметно, а главное, совсем не чувствуешь усталости, все-таки дерево и береста питают какой-то особенной энергией. К примеру, от поездки в город я устаю гораздо больше, чем за работой.

Для меня работа с берестой — это прежде всего творчество, возможность прикоснуться к старинной технологии. Сейчас, когда все перешли на продажу, суть этого народного промысла отошла на второй план. А ведь для наших предков, живших здесь, в Сибири, береста была основным материалом для изготовления посуды. И мне бы очень хотелось, чтобы этот народный промысел был интересен и понятен нынешнему поколению. Мои сын и дочь умеют работать с берестой, одно время я учил детей этой технологии.

Но есть у меня еще одна страсть — корабли. Несколько лет назад я начал строить 18-метровый фрегат из дерева, прототипом послужили судна времен Петра Первого. Но честно признаться, я немного не рассчитал силы. Работать с такой громадиной оказалось не просто, поэтому сейчас корабль доводит «до ума» мой знакомый.

Справка:

Алексей Николаевич Шутко — лауреат первой степени Всесоюзного смотра художественного творчества в Москве, обладатель диплома первой степени межрегионального конкурса работ мастеров народных ремесел «Русь мастеровая», обладатель золотой медали международной выставки народного творчества (Новосибирск, 1993 год), а также обладатель почетного звания «Народный мастер Иркутской области — 2013».

***

Благодарим за помощь в подготовке материала областной Дом народного творчества

IRK.ru

Фото из группы «ВКонтакте»

  • Tonic 27 октября 2014 в 08:18

    Какой молодец! клево!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля