Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Поворот на восток

В рамках 1-го Международного Байкальского кластерного форума «КласТЕРРА» губернатор Сергей Ерощенко подписал соглашение о сотрудничестве с главой Российской венчурной компании Игорем Агамирзяном. Компания, один из крупнейших инвестиционных игроков в России, регулярно участвует в работе Байкальской венчурной ярмарки и тесно контактирует по вопросам инвестиций с правительством Иркутской области. Своим видением экономического потенциала нашего региона и приоритетных для Приангарья рынках сбыта поделился член правления и заместитель генерального директора РВК Евгений Кузнецов.

— Евгений, расскажите, по итогам прошедших дискуссий какая у вас сложилась картина по поводу формирующегося в Иркутской области фармацевтического кластера?
— Кластеры формируются в общих трендах, которые сейчас происходят. Это интеграция рассыпавшихся, раздробленных ранее экономических связей, что несомненно позитивно и ценно само по себе. То, что кластеризация происходит, — очень позитивный знак.

Что вызывает вопросы? Что кластеризация, например, фармацевтической отрасли подходит под несколько устаревшую модель медицины и модели рынка. Вообще говоря — преимущественно под идеи импортозамещения и наполнения внутреннего рынка. Это в принципе правильная идея, но очень тяжелая. Потому что этим занимаются все остальные.

Условно говоря, чем ваш проект лучше проектов Калуги, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска и других? То, что здесь чем-то более уникальные компетенции? Может быть. С другой стороны нельзя сказать, что были бы какие-то кардинальные отличия.

Но главное — очень маленький рынок. Российский рынок лекарств — примерно, один—полтора процента мирового. Любой игрок, который лидирует в масштабах глобального рынка, приходя на локальный рынок, очень быстро меняет правила игры. Да, мы, конечно, говорим про санкции, но, пардон, ни Корея, ни Китай, ни Индия санкции против нас не вводили. Там с «фармой» все в порядке, и развиваются они очень быстро.

Поэтому ставка на традиционную медицину и технологии, замкнутая на внутренний рынок, мне кажется рискованной. Поэтому надо ориентироваться на быстрорастущий рынок Китая и Юго-Восточной Азии, который огромен по потреблению, не насыщен даже собственными товарами, имеет определенный вполне лояльное отношение к российским продуктам и типично сибирским травам, и настойкам в частности.

Надо изучать новые рынки, идти на них и изучать их правила игры. Но этого я пока не услышал. В кластере пока нет глобальных игроков, которые бы задавали эти приоритеты. Это главная уязвимость, и с этим надо что-то делать.

— Но по итогам обсуждения здесь, на форуме, это понимание может придти к игрокам фармацевтического кластера?

Пока все же трудно сказать. С такими выводами вроде бы все согласились, но повлияет ли это на дальнейшие шаги проекта, не ясно.

На форме «КласТЕРРА». Фото Александра Шудыкина
На форме «КласТЕРРА». Фото Александра Шудыкина

— На форуме подробно обсуждали и презентовали проект машиностроительного кластера на базе Иркутского авиазавода. Этот кластер, судя по достигнутым договоренностям, уже активного реализуется. Как бы вы оценили его потенциал?
— Это, по сути, одна из основных миссий кластеров — создавать вокруг компаний-лидеров, потенциальных глобальных игроков определенную среду, которая, с одной стороны, помогает активно развиваться самой компании. А с другой, дает точку входа на рынок для огромного числа маленьких компаний.

Это одна из трех ключевых целей кластеров, которые мы для себя в РВК выделили. Мы считаем, что кластер может быть полезен в трех случаях: если он помогает выращивать компанию, так называемого «национального чемпиона» или, если он помогает вырастить компанию в новых технологических отраслях, где еще нет крупных игроков. Первое обычно происходит вокруг крупных компаний, второе — вокруг крупных университетов.

А третья миссия — сделать экономику региона более постиндустриальной. То есть, уйти от устаревших производств к большому количеству малых и средних компаний, работающих в инжиниринге, сервисе, средних и малых производствах и так далее.

Здесь (на Иркутском авиазаводе — Прим. авт.) целиком и полностью выстраивается первый тип, когда есть потенциально глобальная компания и вокруг нее создается пояс малых и средних компаний и инфраструктура, которая помогает предприятию быстрее «драйвиться».

В принципе абсолютно правильное направление. Я уверен, что этот путь будет пройден. Тот же пример АвтоВАЗа показывает, что если перейти на очень высокую долю внешних поставщиков, производство вполне реально. Но вот корейцы, например, добиваются, чтобы число подрядчиков из малых и средних предприятий для компаний-гигантов типа «Самсунга» было не меньше 50 процентов. Это корпоративная политика государства.

Я думаю, что к этому можно двигаться нам, и в результате это очень сильно оживит регион. Вот мой вопрос коллегам касался того, идет ли этот процесс к доступу для разработчиков, инжиниринга и дизайнеров. И меня радует, что проект к этому движется.

Если это реализуется, то будут поставляться не только гайки и болты, но и разного рода технологические решения, дизайн, какие-то интеллектуальные продукты. А это очень сильно поможет производству, потому что, если какая-то инжиниринговая компания научится продавать какие-то расчеты или дизайн, то имея такую продажу, она сможет выйти на другие предприятия. И тем самым выйти на глобальный рынок. А значит компания сможет привлекать деньги в регион, создавать рабочие места для молодых специалистов, поднимать зарплаты и так далее. В этом и миссия крупных компаний — втянуть в себя малую компанию и открыть ей рынок.

— В ходе форума эксперты выделяли понятие «инновационный кластер». В чем его отличия от обычного кластера?
— Это все-таки тот кластер, который создается под рывок в новой технологической отрасли. То есть, в той сфере, где еще нет традиционных лидеров, которые уже сформировали рынок и его удерживают. Либо когда рынок трансформируется.

Это предмет для того, чтобы совершить инновационный рывок. Когда нужно делать ставки на новые компании, потому что старые еще рынок не освоили.

На форуме «КласТЕРРА». Фото Александра Шудыкина
На форуме «КласТЕРРА». Фото Александра Шудыкина

— И как это может быть применимо к Иркутской области?
— Это в принципе довольно крепкий регион. Здесь есть хороший научный, промышленный и человеческий потенциал. И на мой взгляд, совершенно замечательное геополитическое расположение.

Поэтому, как я говорил уже неоднократно, чтобы двинуть корабль, нужен ветер. А ветер у вас дует с Востока. У вас под боком самый мощный по темпам экономического роста регион. Он колоссально нуждается в интеллекте, креативности, инжиниринге. То есть, в том, что русские всегда очень хорошо поставляли.

Региону надо входить в мировую экономику через восточные страны. Делать ежедневные рейсы в Пекин, Сеул и Сингапур, делать торговые миссии, создавать альянсы, вступать в партнерские отношения с их университетами и компаниями и двигаться. Потому что, когда у вас два часа до Пекина, это не то, что шесть часов! Это все, как ни странно, играет в мировой экономике огромное значение.

— Губернатор и другие представители руководства региона в последние недели неоднократно заявляли, что нынешний кластерный форум и венчурная ярмарка несут в себе практическую направленность. То есть, некий кейс реальных договоров и соглашений. На ваш взгляд, какую роль может сыграть венчурное инвестирование в процессе создания кластеров в Иркутской области?

— Много здесь говорилось о том, что мы увлеклись созданием тяжелой инфраструктуры, объектов, технопарков, бизнес-инкубаторов. Но забыли о ключевом элементе, а именно — коммуникации и взаимодействии. Очень характерная история: когда к нам приезжают на любой форум или другое мероприятие иностранцы, они всегда страдают от того, что «вот у вас интересные мероприятия, но когда же мы с людьми пообщаемся?».

В этом наша проблема, что мы не ценим важность коммуникации и взаимодействия. На самом деле, участники должны между собой познакомиться, понять друг друга и выстроить свои уникальные решения, собственные партнерства. На мой взгляд, роль форумов не столько в том, чтобы выставить стартап на продажу инвесторам. Это, конечно, правильно, но это только элемент. Не то, ради чего мероприятие делается, а то, вокруг чего это делается.

А вокруг происходит главное, а именно — знакомства, взаимодействия, выяснение позиций и интересов, поиск решений под те задачи, которые поставлены. Это и важно: кто-то ставит задачи, рассказывает, что ему надо, а ты понимаешь, что под это сам можешь сделать.

Надо отходить от этой российской привычки — делать только то, что нравится, искать под фонарем и точить только ту болванку, что лежит перед тобой на столе. Надо научиться понимать, что другим нужно и находить для них решения. Для этого надо взаимодействовать, для чего и проводятся именно такие форумы.

— А в чем вы видите выгоду от участия в форуме для Российской венчурной компании?
— Для нас работа здесь принципиально важна, поскольку мы сейчас, кроме венчурных фондов, концентрируемся на дизайне экосистем взаимодействия. И нам важно, чтобы эти процессы коммуникации всех субъектов происходили правильно и интенсивно. То есть, чтобы люди понимали, как включиться и встроиться в этот процесс.

Поэтому мы традиционно поддерживаем эту ярмарку и многие другие. Свозим сюда всех своих партнеров, стараемся научить других взаимодействию. И видим эффект тогда, когда люди научились работать вместе.

На мой взгляд, за последние пару лет Иркутск приобрел для нас большой интерес. Поскольку мы увидели, что пришли люди грамотные, понимающие и горящие душой. И мы видим результат. Например, стартап-школа «Тайга», которая проводится здесь, у нас получает лучшие оценки по качеству контента и образования среди многих школ, которые мы поддерживали.

Я видел несколько регионов, которые из аутсайдеров резко выбивались в лидеры. И есть ощущение, что, если это движение в области не рассыплется, то Иркутск может стать одним из лидеров инновационного потока. Потому что власть здесь к этому стремится и понимает, что надо делать.

Беседовал Андрей Щепин, IRK.ru

  • ³³³ 25 ноября 2014 в 18:52

    А что за поделки висят вкривь и вкось на второй фотке на как бы стене?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля