Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Притязательный сосед

Соседская междоусобица Ботанического сада ИГУ и Восточно-Сибирской железной дороги вышла на новый виток развития. Железнодорожники попытались организовать проезд строительной техники по территории сада. По их мнению, это дорога общего пользования, биологи так не считают. Сейчас ситуация находится на контроле в дорожном надзоре. Вместе с ними в причинах шумного конфликта на тихой, заповедной территории разбирался корреспондент IRK.ru

Было ваше — стало наше

История участка в Кайской роще, который сегодня находится в собственности ОАО «РЖД», очень трудная и запутанная. В советское время здесь располагался ведомственный пионерлагерь железнодорожников под названием «Юный сибиряк». В 1990-м году власти задумались о защите уникальной территории Кайской рощи. В качестве компенсации вреда, нанесенного природе, территорию «Юного сибиряка» поделили между Ботаническим садом ИГУ и агробиостанцией Иркутского пединститута (ныне — ВСГАО). В 1992 году передачу подтвердил акт землепользования, выданный ИГУ, где были указаны площади, границы и геофизические координаты участка.

Вышедший в 1995 году федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» приравнял все ботанические сады к категории особо охраняемых территорий федерального значения. Тогда лагерь решили перенести за город, на более подходящий участок, но железнодорожники очень долго собирались с переездом. К началу 2000-х годов сложилась такая картина: собственником земли официально числился ИГУ, а министерство путей сообщения было фактическим распорядителем территории и зданий лагеря. В 2000-м году «Юный сибиряк» закрыли, официально — для ремонта. А в 2005 году собственником не только построек, но и земли неожиданно для всех становится ОАО «РЖД». По мнению нынешнего директора Биологического сада Виктора Кузеванова, это произошло неведомым образом.

— Видите, в генплане Иркутска, — демонстрирует документы Виктор Яковлевич, — эта территория до сих пор помечена как «территория высших учебных заведений». Как и почему ее собственником вдруг стало РЖД — непонятно. Поистине, просто волшебство какое-то!

О том, что часть их территории теперь им не принадлежит, биологи узнали совершенно случайно: в 2008-м году ОАО «РЖД» задумало продать свой участок фирме «Желдорипотека» под строительство 15 многоэтажных домов. Для этого, правда, потребовалось изменить статус зоны с рекреационной на жилую. На слушаниях, где собралось около 200 противников застройки, принято решение запретить смену режима использования земли. Застройщику пришлось отказаться от своих планов. Усилиями активистов в 2012 году Кайская роща получила статус особо охраняемой природной территории. С той поры здесь действуют ограничения на ведение хозяйственной деятельности.

Примерная карта территорий пионерского лагеря и агробиостанции. Карта Google
Примерная карта территорий пионерского лагеря и агробиостанции. Карта Google

Еще одним сюрпризом для всех работников Ботанического сада стало заявление городских властей о том, что участок железнодорожников не относится к Кайской роще, а лишь примыкает к ее границам. Об этом заявил начальник управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска Владимир Чубук, подчеркнув: железнодорожники являются полноправными владельцами частной территории. Позже хозяева еще несколько раз пытались избавиться от своей собственности — разумеется, за хорошие деньги. Но застройщиков, решивших связываться с проблемной территорией, не нашлось. ОАО «РЖД» вынуждено было отступить. Ненадолго.

Домик окнами в сад

В июле 2013 года на том самом участке все же застучали топоры, и заработала спецтехника. Железнодорожники решили взяться за строительство своими силами: вырыли котлован и начали нулевой цикл закладки фундамента трехэтажного дома.

Для обустройства котлована потребовалось спилить несколько реликтовых сосен, которые росли на заповедной территории веками. Вырубку деревьев санкционировала администрация города.

— Я в это не мог поверить до тех пор, пока лично не убедился в реальности факта вырубки. Хотя до этого Чубук меня лично и очень убедительно заверял, что никто не будет никому разрешать сносить реликтовые столетние сосны и другие деревья в уникальном городском лесном массиве — в Кайской роще, — описал происходящее Виктор Кузеванов.

На это заявление ученого Чубук ответил напоминанием о том, что РЖД — полноправный собственник земли, который волен срубать на своей территории деревья в любое удобное ему время.

— Согласно пункту 6.8 Правил содержания и охраны зеленых насаждений, вырубать деревья на своей территории они имеют право и без уведомления муниципалитета, — прокомментировал ситуацию Владимир Чубук. — Тем не менее, руководство железной дороги все-таки обратилось к нам за разрешением.

Взамен спиленных сосен ВСЖД пообещали высадить четыре новых саженца и возместить в городскую казну порядка 40 тысяч рублей ущерба. Увы, но даже от таких «щедрых извинений» вековые сосны вновь не вырастут, и сколько деревьев еще потребуется уничтожить для этой стройки — непонятно. Директор Ботанического сада именует действия соседей не иначе как «агрессия ВСЖД на ООПТ» (особо охраняемая природная территория — Прим. ред.) — на своей странице в соцсетях ученый регулярно размещает фотографии последствий строительства.

Срубленное дерево. Фото со страницы Виктора Кузеванова в Facebook.com
Срубленное дерево. Фото со страницы Виктора Кузеванова в Facebook.com

— По этим снимкам видно, какой урон нанесен природе, — говорит Виктор Кузеванов. — При этом в начале строительства представители ВСЖД обещали, что на этом участке будет детский профилакторий. Затем очередные подрядчики-геодезисты уже рассказывают о доме отдыха локомотивных бригад. Но пока построен только один коттедж, который подозрительно напоминает жилой дом.

Железнодорожники настаивают: здесь будут отдыхать дети, и никаких частных домов. Как пояснил IRK.ru заместитель начальника службы корпоративных коммуникаций ВСЖД Аркадий Петшик, на территории бывшего «Юного сибиряка» ВСЖД ведет строительство центра оздоровления «Огоньки» при санатории «Иркутский». Учреждение рассчитано сразу на тысячу детей. Планов у железнодорожников немало: на территории заброшенного пионерлагеря появится лечебно-спальный корпус круглогодичного действия на 100 мест, бассейн, крытый спортивный зал, столовая на 400 мест и три современных спальных корпуса для детей по 110 мест. Сейчас, по заверениям ВСЖД, на территории ведется первый этап строительства центра оздоровления.

Однако такие благие намерения давно вызывают сомнения не только у биологов, но и у жителей района.

— Загляните за забор, увидите, что там выстроен коттедж, — выражает мнение местных жителей руководитель ТОС «Рубин» Любовь Аликина. — Нам обещали, что никакого строительства домов в Кайской роще не будет, и что же происходит? На мой взгляд, это банальный рейдерский захват территории при попустительстве руководства ИГУ, и этот захват продолжается.

Отойди-подвинься

Последние полгода соседская междоусобица набирает все новые и новые обороты. 23 апреля 2014 года городская дума приняла решение о расширении границ Кайской рощи, как ООПТ. 5 июня, как раз в День эколога, железнодорожники сломали забор и вторглись на территорию сада. Мотивация этого поступка прозвучала поистине обескураживающе: так спецтехнике удобнее проходить к месту стройки. Аргумент железный — удобнее и точка! При этом въезд на участок железнодорожников находится с другой стороны, с улицы Жуковского.

Все заверения биологов о том, что это территория федеральная, находящаяся в ведении университета, и более того — особо охраняемая, остались без внимания. Терпение у руководства Ботанического сада закончилось 9 августа после очередного строительного вторжения. Тогда было оформлено заявление в полицию. Как пояснил Виктор Кузеванов, дело заведено в отношении «неустановленных лиц-строителей», начавших незаконные строительные работы.

9 августа строители, разломав деревянное ограждение, вышли на территорию Ботанического сада ИГУ
9 августа строители, разломав деревянное ограждение, вышли на территорию Ботанического сада ИГУ

Но и уголовное дело активных железнодорожников не остановило. На территории Ботанического сада они вели себя по-хозяйски: установили добротный забор из металлосайдинга с большими воротами — чтобы стройтехника могла в любое время проезжать беспрепятственно. Около месяца назад сотрудники Ботанического сада поздним вечером заметили на своей территории рабочих, которые споро орудовали лопатами. На вопрос «Что вы тут делаете?». Рабочие ответили: «Прокладываем коммуникации к холодной воде и канализации». — «Кто распорядился?». — «ВСЖД».

— Представьте: пролезли на нашу территорию фактически ночью, и начали копать, — возмущению Виктора Кузеванова нет предела. — Ни я, ни ИГУ разрешения или согласования не давали, а ведь уведомить собственника нужно обязательно! Это все равно, что если бы я прорубил в соседскую квартиру вход и заявил, что мне и моей семье так удобнее в подъезд выходить. Мы бы поцарапали линолеум, а в ответ на просьбы починить сказали бы: это же не наша собственность, а ваша — вот сами и чините. Сегодня железнодорожники ведут себя именно таким образом. Они своими подключениями разбили нам дорогу, по которой ездят экскурсионные автобусы, на требования привести все в порядок никак не реагируют.

Чтобы закрыть самовольно проделанный выезд, руководство Ботанического сада распорядилось возвести новый деревянный забор. Железнодорожники заявили… об ущемлении своих прав и обратились за объяснениями в ГИБДД,

Двойной забор. Фото IRK.ru
Двойной забор. Фото IRK.ru

— Это автодорога общего пользования, — заявил во время публичного разбирательства дела инспектор Восточно-Сибирской дирекции по капитальному строительству ВСЖД Виталий Родионов. — На каком основании нам преграждают выезд?

В ответ на это старший госинспектор дорожного надзора Дмитрий Григорьев четко пояснил: это не общая дорога, а территория ИГУ. Такое решение поддержал и присутствовавший на встрече начальник отдела эксплуатации дорог администрации Иркутска Дмитрий Бондарчук. Чиновник заметил представителю ВСЖД, что администрация даже не тратит средства на содержание этого участка дороги, поскольку это — не муниципальная земля.

— Это земля федеральная, отданная в бессрочное пользование университету, — напомнила начальник отдела по обеспечению управления имущественным комплексом ИГУ Анна Суворова. — Дорога, которую ВСЖД называет муниципальной, на самом деле дорога внутреннего пользования Ботанического сада ИГУ.

У железнодорожников свои аргументы, они ссылаются на перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденных постановлением администрации Иркутска. Представитель ВСЖД также продемонстрировал распоряжение мэра о длине улиц и акт замера улицы Кольцова.

— В постановлении администрации не написано, откуда и до какой точки надо замерять улицу, регистрационных документов нет, — вновь взялся за пояснения Дмитрий Григорьев.

Но даже такое веское заявление сотрудника дорожного надзора не смогло убедить представителя ВСЖД, свою точку зрения он отстаивал с завидным упрямством.

На встрече. Фото IRK.ru
На встрече. Фото IRK.ru

Начальник юридического управления ИГУ Анатолий Копылов сделал представителю железной дороги встречное предложение:

— Давайте мы сейчас ваши ворота откроем и организуем Ботаническому саду еще один проезд, через вашу территорию.
— Да как вы себе вообще можете позволять такие высказывания, — с возмущением заметил на это Виталий Родионов.
— А почему нет? Вы же позволяете себе такое, это тоже самое, — ответил юрист.
— У нас частная территория, — продолжил настаивать железнодорожник. — А у вас земля федеральная.
— Не нужно путать, — попытался внести ясность Копылов. — У нас земли тоже не общественные. Да, это федеральная территория, находящаяся в ведении ИГУ.
— Мы просто хотим использовать общую дорогу, — проигнорировав все доводы, вновь повторил Виталий Родионов.

Это замечание железнодорожника вызвало у его собеседников коллективный вздох и очередной раунд объяснений на тему: «почему территорией Ботанического сада нельзя пользоваться по своему усмотрению».

В итоге стороны разошлись, так и оставшись каждая при своем мнении. Железнодорожники продолжают называть территорию Ботанического сада «дорогой общего пользования», а Виктор Кузеванов до сих пор пытается заставить «соседей» отремонтировать поврежденную территорию сада. Виталий Родионов посоветовал университету «обращаться за защитой нарушенных прав в суд». Юристы ИГУ намерены в ближайшее время воспользоваться этим добрым соседским советом.

При этом ВСЖД заверяет, что никакого конфликта между ними, ИГУ или Ботаническим садом нет.

— Все возникающие вопросы решаются в договорном порядке с проректором по финансовой и административно-хозяйственной деятельности ФГБОУ ВПО «ИГУ» Виктором Каратуевым, — поясняет Аркадий Петшик.

Проректор ИГУ Виктор Каратуев также отметил, что считает конфликт с ВСЖД исчерпанным.

— ИГУ сегодня не имеет никаких претензий к железнодорожникам, — заявил Виктор Григорьевич. — У них есть полный пакет документов, удостоверяющий право собственности на участок земли. И они, действительно, получили от меня согласования на проведения работ. Что касается директора Ботанического сада Кузеванова, этого человека никто не уполномочивал действовать от имени университета, распоряжений ему никто таких не давал. Он действует как частное лицо, у нас не казарма, никто не запрещает. Университет же сегодня решает гораздо более насущные вопросы, нежели конфликт с ВСЖД.

Возможно, такое спокойное отношение Виктора Каратуева к происходящему объясняется тем фактом, что проректор является генеральным директором иркутской фирмы, которая работает под брендом «СИБРОН», и является одним из основных подрядчиков проекта ВСЖД. На официальном сайте ИГУ в биографии Каратуева Виктора Григорьевича указано, что компания «СИБРОН» работала над проектом «Центр управления перевозками ВСЖД».

Получается, что все свои «бесконфликтные» дела ИГУ и ВСЖД предпочитают решать за спиной тех, кто фактически отвечает за управление спорной территорией. В таком случае возникает вопрос: кто и кого на самом деле пытается «подвинуть»?

Надежда Гусевская, IRK.ru

  • a22mi 27 ноября 2014 в 09:23

    Беззаконие и беспредел властьпридержащих и деньгоимущих,ну нельзя столько хапать, поймите вы взрыв мозга посягать на реликтовые сосны….. бьюсь об стенку от таких сообщений реально портится настроение и отношение народа к власти становится совсем не лояльным….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля