Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

ИАЗ выходит на «гражданку»

В ближайшее время Иркутский авиазавод ждут глобальные изменения — переход на гражданское самолетостроение. По планам Объединенной авиастроительной корпорации, к 2025 году объем производства самолетов МС-21 на ИАЗе должен составить до 90 процентов всей выпускаемой продукции завода. Под эти цели авиационное предприятия ждут серьезные внутренние и внешние перемены.

Кардинальный разворот

Похоже, что военная специфика Иркутского авиационного завода уходит в прошлое. Завод с момента основания в 1934 году специализировался на выпуске боевых самолетов — от бомбардировщиков Ил-4 в годы Великой Отечественной до СУ-30 в различных комплектациях в наши дни.

Именно производство «СУшек», а позже и учебно-тренировочных Як-130 спасли важное для города и отрасли авиапредприятие в сложные кризисные 90-е годы и непростые «нулевые». Но сейчас очевидно, что большие надежды руководства предприятия возлагаются на новый пассажирский лайнер МС-21.

Разработчики самолета, чиновники и авиастроители ИАЗа неоднократно отмечали, что этот самолет — чисто российская разработка, а не проект, доставшийся в наследство от Советского Союза. Но главное — эксперты высоко оценивают рыночную конкурентоспособность самолета. Так, представитель ОАК Олег Севрюков прямо называет МС-21 прямым конкурентом аналогичных по комплектации и вместимости самолетов таких авиагигантов, как Boeing и Airbus.

— Перед Иркутским авиационном заводом, а это на сегодняшний день по праву одно из лучших предприятий отрасли, стоят достаточно амбициозные задачи на ближайшие пять—десять лет, — подчеркивает Олег Севрюков. — Они связаны в первую очередь с увеличением объемов производства. К 2025 году мы должны увеличить объем выпуска в три раза. И решение этой задачи требует определенных подходов к организации производства и перехода на новую индустриальную модель.

Олег Севрюков также отмечает, что Иркутский авиазавод как сборочная площадка для МС-21 выбран неслучайно. В первую очередь — это крепкая научная и образовательная база.

Цех окончательной сборки ИАЗ. Фото с сайта www.irkut.com
Цех окончательной сборки ИАЗ. Фото с сайта www.irkut.com

— Размещение производства перспективного гражданского самолета в Иркутске — это такая нетривиальная задача и нетривиальные решения, — рассказывает Олег Севрюков. — Потому что есть заводы в рамках объединенной авиастроительной корпорации — в Воронежской, Ульяновской областях, в Казани — где исторически занимались гражданским авиастроением. Но как раз одной из главных причин размещения производства в Иркутске — это тот образовательный и инженерный потенциал, который здесь накоплен.

Кроме того, есть политическая воля на своевременный ввод производственной линии по производству МС-21. Недавно авиазавод посетил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он пояснил, что перспективный лайнер в основном будет производиться за счет российских комплектующих.

— Программа производства МС-21 в целом реализуется по графику, — поясняет министр. — У нас была определенная проблема в этом году в части отказа поставки композитных материалов из США. Мы нашли замену и, начиная со следующего года, у нас уже будут собственные материалы, чтобы обеспечить всю технологическую составляющую.

Нельзя забывать и то, что на будущий самолет имеется внушительный пакет уже оплаченных контрактов. 50 самолетов приобретает авиализинговая компания «Ильюшин Финанс Ко», еще 50 лайнеров в двух комплектациях покупает «Аэрофлот» и 30 — «ВЭБ Лизинг». С ними заключены предоплаченные контракты со сроками поставок в 2017—2022 годах. Всего же на российском рынке запрос на МС-21 оценивается в 160 самолетов.

Словом, есть все предпосылки для того, чтобы наладить производство в озвученные сроки. И тем более — выйти на озвученные проектные показатели производства самолетов: к 2018 году до 60—70 самолетов. Но чтобы сказка стала былью, придется кардинально изменить систему производства на ИАЗе, что признают сами участники проекта МС-21.

Комплексная перестройка

Создание нового производства — очень сложный и кропотливый процесс. Поэтому для закрепления изменений и распределения полномочий по будущему проекту подписано пятистороннее соглашение между правительством Иркутской области, представителями ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (ФЦПФ, дочернее предприятие Внешэкономбанка), ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), ОАО "Научно-производственная корпорация «Иркут» и Иркутского государственного технического университета. Разворот производства произойдет через создание машиностроительного кластера на базе авиазавода.

За термином «кластер» скрываются принципиально новые подходы к разделению труда и поставкам комплектующих для сборки МС-21, а также внешнему доступу к этому производству. Технологическая цепочка будет строиться на новой бизнес-модели, предполагающей вовлечение на взаимовыгодной основе новых участников, в том числе частных малых и средних компаний в промышленную кооперацию ИАЗа. Подобной бизнес-открытости у такого режимного оборонного предприятия, как Иркутский авиазавод, не было никогда.

Но не менее важная цель будущего кластера на иркутском авиазаводе — это объединение ранее распавшихся элементов авиастроительной отрасли — от системы подготовки кадров и площадки для разработки и внедрения практических инноваций до восстановления связей между смежными поставщиками узлов и агрегатов внутри страны.

Пассажирский салон самолета МС-21. Фото с сайта www.irkut.com
Пассажирский салон самолета МС-21. Фото с сайта www.irkut.com

Пятистороннее соглашение закрепляет и роли подписантов в становлении и развитии проекта. Так, ФЦПФ займется организационными и финансовыми вопросами проекта МС-21. В рамках новой индустриальной модели на территории ИАЗа будет работать индустриальный парк, создается инжиниринговый центр, центр испытаний и сертификации, а также центр субконтрактации (промышленного аутсорсинга).

В свою очередь, «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Корпорация „Иркут“» займутся перестройкой производства. Исполнительный вице-президент ОАО «Корпорация „Иркут“» Василий Прутковский пояснил, что перед запуском сборки МС-21 следует скорректировать весь производственный цикл авиапредприятия.

— К 2025 году компания будет выпускать на 90 процентов гражданскую авиационную технику — средне- и ближнемагистральные самолеты семейства МС-21, — отмечает представитель ИАЗа. — И останется в качестве второго вида производства, но уже не главного, производство военной авиационной техники. Это принципиально другие технологии, принципиально другая кооперация, принципиально другие покупатели, принципиально другой уровень сервиса по сравнению с тем, что мы имеем сейчас.

Поставкой кадров для будущего производства по соглашению займется Иркутский государственный технический университет. Ректор ИрГТУ Александр Афанасьев уверил, что проблем в этом плане быть не должно — вуз без малого полвека ежегодно выпускает десятки рабочих и инженеров, идущих на авиазавод. Поэтому ИАЗ всегда был, есть и будет приоритетным партнером университета. И вуз готов поддержать предприятие и в новом проекте по созданию МС-21.

— Исторически, мы каждый год около сотни наших выпускников отправляем в стены иркутского авиационного завода, — отмечает Александр Афанасьев. — И здесь не только авиационная специализация, но и другие специальности по сопровождению производства. Эта историческая связка развивается и уже перешла на качественно новый уровень.

Однако на этот раз кадровый запрос для ИАЗа под новое производство значительно выше. Василий Прутковский назвал нужды завода в инженерах с современной авиастроительной компетенцией примерно в 12 тысяч человек. Именно столько в перспективе понадобится специалистов для развертывания на заводе гражданского самолетостроения.

По планам участников проекта, к 2025 году Иркутский авиазавод будет производить до 90 единиц авиатехники, в том числе еще востребованных на военном рынке учебно-боевых самолетов Як-130. В этом процессе корпорациям «Иркут» и ОАК окажут поддержку как государственные структуры, так и будущие частные инвесторы. Если масштабные планы авиастроителей реализуются, то Иркутск вполне можем стать одним из крупнейших центров авиастроения не только в России, но в мировом масштабе.

Справка

МС-21 — семейство пассажирских самолетов нового поколения. ОАО "Корпорация «Иркут» в качестве головного исполнителя реализует программу создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолетов МС-21, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест).

Андрей Щепин, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • ivachenkov 27 ноября 2014 в 09:19

    Давно пора уже было для людей что то делать! Надеюсь самолета пока только для России? Для заграницы уж потом как нибудь, пока свой парк не поменяем

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля