Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Большая перспектива

За последние десять лет Жигаловский район сильно изменился. Его уже не назовешь таежным тупиком, где вместе с дорогами заканчивается и цивилизация. А после подписания в мае этого года контракта на поставку российского газа в Китай, у района открылись поистине неограниченные возможности.

Именно поселок Жигалово находится ближе всех к Ковыктинскому газоконденсатному месторождению, которое вместе с Чаяндинским месторождением в республике Саха (Якутия) будет наполнять магистральный газопровод «Сила Сибири». Согласно международному контракту между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), по нему в КНР в течении 30 лет должно поступить 38 миллиардов кубических метров природного газа.

По словам мэра Жигаловского района Игоря Федоровского, в связи с интенсивной разработкой Ковыкты для района в газовом проекте можно выделить два главных аспекта. Во-первых, это непосредственное строительство магистрального газопровода «Сила Сибири», во-вторых — газификация самого района, а в дальнейшем и всей Иркутской области.

— Безусловно, проект «Сила Сибири» станет локомотивом развития экономики не только вашего района, но и Иркутской области и даже страны в целом. Игорь Николаевич, на что вы делаете ставку?
— Необходимо выполнить очень большой объем работ для того, чтобы наполнить трубу таким количеством «голубого топлива», которое предусмотрено контрактами с нашими восточными партнерами. Предстоит строительство не только самой магистрали.

В первую очередь, необходима доразведка Ковыктинского месторождения, строительство множества эксплуатационных скважин, кустовых площадок, установок подготовки газа и другие работы. Для реализации проекта необходимо завезти большое количество самых разнообразных грузов. Это означает ускоренное развитие инфраструктуры Жигаловского района.

Грузопоток в районе уже существенно вырос после введения в эксплуатацию моста через реку Лена у деревни Пономарево на автодороге Качуг — Жигалово. Мост заменил понтонную переправу. И при сегодняшнем развитии событий нам не помешал бы второй мост через Лену у населенных пунктов Рудовка и Тутура. Тогда бы мы смогли осуществлять круглогодичные перевозки, не обращая внимание на периоды ледохода и ледостава. Кроме новых дорог и мостов это еще и современные линии ЛЭП и оптоволоконной связи, это и расширение зоны покрытия территории сотовой связью.

Предполагается прохождение по территории района транспортного коридора, который соединит трассу М-53 «Байкал» с северобайкальскими районами Иркутской области и Саха (Якутией), а также проектируемой трассой федерального значения «Вилюй». Уже сегодня организованы все сопутствующие для такой трассы сервисы: СТО, шиномонтажные мастерские, кафе для пассажиров и водителей. По оценкам специалистов «Газпрома», только для освоения Ковыкты в наш район необходимы ежегодные вложения от 120 до 140 миллиардов рублей. Для сравнения: весь бюджет Иркутской области в 2013 году не превысил 100 миллиардов рублей.

Поселок газовиков. Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Поселок газовиков. Фото пресс-службы правительства Иркутской области

— Кроме дорог и связи «стройке века» потребуются и квалифицированные кадры. Смогут ли жители района конкурировать с рабочими из других регионов, которые неизбежно будут работать на строительстве?
— Я как мэр территории вижу свою основную задачу в том, чтобы местные жители и молодежь имели возможность при эксплуатации месторождения и реализации грандиозного газового проекта получить высокооплачиваемую работу.

Еще два года назад мы предложили готовить кадры практически на месторождении, построив в районе профессиональное училище. Вместо того, чтобы уезжать «на заработки», молодежь получила бы востребованные специальности, ведь стройке понадобятся квалифицированные слесари, сварщики, крановщики, бульдозеристы.

В областном министерстве образования нашу идею поддержали. Надеюсь, что в перспективе мы получим поддержку Иркутского государственного технического университета, который сегодня готовит специалистов по геологоразведке и бурению, и мы, наконец, перейдём от слов к делу. Молодое поколение у нас очень активное, ведь большинство новых жилых домов в районе построено преимущественно силами молодежи. Не хотелось бы терять этих инициативных и работящих ребят.

— Недавно правительство Иркутской области заявило о том, что Жигалово будет первым газифицированным населенным пунктом Иркутской области. И газ сюда придет уже в будущем году. Насколько вы готовы к его приему?
— Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день Жигалово — самый подготовленный к приему газа населенный пункт Иркутской области. По программе газификации в поселке построена первая очередь внутренних газораспределительных сетей. Это около 22 километров. К приему газа уже подготовлено около 400 домовладений. Второй этап газификации поселка подразумевает примерно такие же объемы: строительство около 20 километров сетей и подключение к ним еще 500 домов. И большая часть населения Жигалово готова установить газовые печи и перейти на новое оборудование.

Газовая котельная школы в Жигалово. Фото пресс-службы правительства Иркутской области
Газовая котельная школы в Жигалово. Фото пресс-службы правительства Иркутской области

— Что-нибудь может помешать осуществлению этого проекта?
— Нам крайне важно обеспечить высокое потребление газа в нашем районе. Только в этом случае можно говорить о рентабельности этого ресурса. Уже подсчитано, что при существующей схеме потребления, в год населению будет достаточно трех миллионов кубических метров газа. Но рентабельность достигается при ежегодном потреблении не менее шести миллионов кубометров. Поэтому к существующим сетям нам необходимо подключить газовые котельные. Четыре уже установлены и сейчас работают на сжиженных углеводородах: три — на пропан-бутановой фракции, одна — на газовом конденсате. В дальнейшем планируется приобрести и установить три новых модульных газовых котельных: для зданий прокуратуры и ОВД, центральной районной больницы и детско-юношеской школы. Несмотря на ряд объективных сложностей, общий курс на газификацию Жигаловского района сохраняется.

— Игорь Николаевич, главные надежды Жигаловского района так или иначе связаны с природным газом. Но есть ли в планах администрации другие направлениях развития территории?
— Конечно, ведь район богат не только газом: 95% его площади покрыто лесом. И если сегодня заготавливается не более 300 тысяч кубических метров, то сырьевая база района позволяет увеличить лимит вырубки до двух миллионов кубометров в год. Но опять же, именно с приходом газа, развитием и удешевлением энергоисточников можно будет говорить о глубокой переработке сырья.

Кроме этого, на территории района расположен Жигаловский судостроительный завод, и сегодня он является подрядчиком Московского судостроительного завода. Насколько я знаю, сейчас на заводе завершается работа над новым обстановочным теплоходом для федерального бюджетного учреждения «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей». Судно будет курсировать по Ангаре и Братскому водохранилищу.

Не буду лукавить, производственникам сегодня не все дается легко, как впрочем, и району в целом. Но я уверен, что в свете последних событий общими усилиями мы преодолеем все сложности, неминуемые в каждом большом деле. Жизнь и людей, и предприятий в нашем районе перейдет на качественно иной уровень.

Иван Ильин

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля