Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Снова студент

В честь празднования Дня студента ИА «Иркутск онлайн» предложил известным горожанам вновь очутиться на студенческой скамье. Нашим экзаменуемым предстоит вспомнить о своей молодости и неподдающемся граните науки. Ну а главное — ответить на каверзные вопросы, совсем как на экзамене.

Студент № 1. Сергей Ерощенко, губернатор Иркутской области

Закончил ИГУ, по специальности физик. Долгие годы работал в Иркутском институте органической химии Сибирского отделения Академии наук СССР.

— Помимо учебы чем увлекались в студенческие годы?

— Общественной, комсомольской работой. Помню, однажды вернулся из Ленинграда и решил создавать движение в поддержку охраны исторических памятников нашего Иркутска. Большой силой здесь могут стать и школьники, и студенты, и, конечно, молодые научные работники… Наш город — наша жизнь, у этой жизни, как писал Валентин Распутин, — «своя краса» и надо ее беречь…".

— Общественные обязанности не мешали учебе?

— Тогда у меня уже и семья была, дети. Одно время хотел оставить комсомольские дела. Сами понимаете: семья, научная работа. Думал, есть ребята посвободнее, неженатые, пусть займутся. А потом не по себе стало: говорил, призывал, а время подошло делать — а сам в сторону? Нет, так было нельзя…

— А спорт, на спорт времени тогда хватало?

— Занимался самбо и футболом. Даже «экзотическим» в те годы каратэ увлекался. Я в институте уговорил однокурсников создать футбольную команду. Крепкие собрались ребята: все время ходили в призерах. Мы тогда шутили, что стали почти как московский «Спартак». В те давние времена спорт был в почете, и это я считаю самым главным.

Футбольная команда
Футбольная команда

— Во времена вашей учебы в вузе очень популярны были студенческие отряды. Вы участвовали?

— Конечно. Строили лагеря для проживания, цеха комбината, а часть студентов, признаюсь откровенно, «шабашили» на стороне, но заработок вечерами мы делили между всеми поровну. Это были хорошие деньги, которых хватало не только на студенческую жизнь, но и на помощь родителям.

— Раз уж заговорили о деньгах, какова была ваша первая зарплата?

— Когда начинал работать после университета, моя зарплата младшего научного сотрудника в институте органической химии составляла сначала 105 рублей. При этом квартиру можно было снять за 80 рублей. Пришлось подрабатывать. И, честно вам скажу, если бы не те сложные времена, то я, вероятнее всего, продолжил бы заниматься наукой и не ушел в бизнес.

— После окончания вуза вам предлагали работу в столице или в Ленинграде, за границей. Почему отказались?

— У нас строились ГЭС и огромные промышленные комплексы, здесь была создана мощная транспортная инфраструктура. Подойдя к этому потенциалу рационально, мы сможем обеспечить хорошую перспективу развития. Я убежден, что у Иркутской области большое будущее, и всегда доказывал это собственным примером.

— А как остановить отток молодых специалистов из Иркутской области сегодня?

— Мы живем в конкурентной среде, и молодой человек, получив хорошее образование, начинает выбирать: где он сможет найти хорошую работу и жилье, достойное по соотношению цена—качество. И в этом отношении Приангарье начинает существенно проигрывать даже соседним регионам — Красноярскому краю, Новосибирской области. Соответственно, чтобы избежать оттока молодежи, мы должны догнать соседей. Для этого нам необходимо иметь понятную для всех программу развития, в которой каждый житель сможет увидеть свое место. Затем нужно сделать ее публичной и таким образом вовлечь все население Иркутской области в восстановление ее прежнего статуса — опорной территории России.

— Посвятив научной деятельности более десяти лет, вы ушли в бизнес. Почему? Показалось, будто наука больше не имеет перспектив?

— Было бы глупо думать, что наука не имеет перспектив, а заниматься ей — бесполезное занятие. Просто у любого человека, делающего свой выбор, есть какие-то объективные и субъективные резоны. В то время мне было 30 лет, у меня были уже довольно большие дети, но при этом моя семья ютилась в тесной комнате в общежитии. Так что мне пришлось выбирать между своим интересом к науке и обязанностями главы семьи. Кроме того, в те годы Советский Союз рушился, как карточный домик, и отношение к науке изменилось довольно сильно. Я думаю, что потерял бы много времени, оставшись тогда в академической среде. Поэтому и направился в другую сферу, но и там активно применял все свои знания, приобретенные в Академии наук: когда занимался внедрением в жизнь компьютерного оборудования и современных технологий, когда пытался производить фармацевтические препараты.

— Что можете посоветовать нынешним студентам?

— Высшее образование — это социальный лифт, который должен быть целенаправленным. Вопросы поиска работы, трудоустройства для молодых людей — одни из самых актуальных и сложных. Необходимо, чтобы выпускники получали востребованные в нашей области профессии, находили работу в тех отраслях, где есть перспективы.

Александр Аргучинцев
Александр Аргучинцев

Студент № 2. Александр Аргучинцев, ректор ИГУ

Окончил математический факультет Иркутского государственного университета по специальности «прикладная математика» (диплом с отличием). Работал стажером-исследователем кафедры методов оптимизации ИГУ. Закончил аспирантуру ИГУ по специальности «математическая кибернетика». Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации». Имеет звание профессора по кафедре методов оптимизации.

— Почему выбрали именно профессию математика?

— По ряду причин. Наверное, в первую очередь это связано с родителями. Со школы мне очень нравилась строгость и логичность в математике и, особенно, в геометрии. Позже я понял, что математика — это основа, базис очень многого в современном мире.

— Как поступали в свой вуз? Сложно ли было сдавать экзамены?

— Я поступал по так называемому «эксперименту». При получении по письменному и устному математическим экзаменам не менее девяти баллов сдавать оставшиеся два предмета (физика устно и сочинение) было не нужно. Письменный экзамен показался достаточно легким. Работу выполнил примерно за час, хотя давалось, по-моему, три или четыре часа. При этом одна задача была с небольшим подвохом (позже с родителями нашли ее в сборнике МГУ): легко было потерять корень уравнения при преобразованиях. Сдал оба предмета на 10 баллов и уже в качестве поступившего отправился мыть монгольское общежитие (такая существовала в то время «отработка»).

— Какой предмет любили больше всего, а какой — ненавидели?

— Как и в школе, очень многое зависело от преподавателей. Ярой ненависти не было ни к чему. Учеба в то время была достаточно сильно политизирована. Практически треть времени отводилось на «общественные» предметы даже для математиков, обязательный политчас и тому подобное.

Ярко запомнились лекции тогда молодого преподавателя В.С. Шароглазова, который вместо дисциплины «Введение в специальность», трактуемую по-разному, просто на очень высоком уровне прочитал основы теории множеств, что является базой для практически всей математики. Матфак ИГУ всегда славился талантливыми преподавателями. Конечно, отдельных слов благодарности заслуживают лекции по алгебре М.И. Верхозиной (сейчас на пенсии), программированию — В.Н. Кузнецова, методам оптимизации — профессор О.В. Васильева, функциональному анализу — профессор Н.А. Сидорова (Николай Александрович продолжает работать в ИМЭИ ИГУ), специальные курсы профессора Л.Т. Ащепкова (сейчас живет в Канаде) и многие-многие другие.

Конечно, отдельных слов заслуживает учеба на военной кафедре и военные сборы в Забайкалье.

— Боялись ли сессий, экзаменов? Хоть раз пытались поймать «халяву»?

— Да как-то и не стремился к «халяве», хотя, как и все студенты, радовался, получив, например, зачет «автоматом».

— Может, быть, какие-то студенческие байки ходили в то время в ИГУ?

— На матфаке всегда было много интересных историй. Некоторые из них стали передающимися от поколения к поколению легендами. Например, такая. Где-то в 70-х — начале 80-х годов очень строгий преподаватель по истории Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) застукал студентов-математиков, играющих во время его лекции на задней парте в карты. Было раздуто серьезное дело. Студентам грозило исключение из комсомола, что в те годы автоматически означало и исключение из университета. На заседании парткома декан Олег Владимирович Васильев неожиданно заявил: «Конечно, это грубейший дисциплинарный проступок. Никто не позволял студентам заниматься этим делом во время такой важной лекции. Но, простите, сами карты студенты носят на занятия по моему личному разрешению». Члены парткома онемели от изумления, а О.В. Васильев продолжал: «В учебном плане есть дисциплина „Математическая теория игр“, а игральные карты являются одним из возможных учебных пособий». После ознакомления с учебным планом мысли участников заседания пошли в другом направлении: «А что, есть такая наука, которая позволяет выигрывать в карты?». Студенты отделались строгими выговорами и были спасены от исключения.

— Что дали вам студенческие годы, чему научили? Каково это: возвращаться в родной вуз в качестве ректора?

— Получилось так, что вся моя жизнь связана с университетом. Конечно, сейчас другие студенты, не лучше, не хуже. Они просто другие. Но я очень часто продолжаю ставить себя на место студента, принимая какие-то решения. Ведь, в конечном счете, мы только для них и работаем.

— Что можете посоветовать своим студентам, чтобы учеба легче давалась?

— Тут нового ничего не придумано: напряженная работа, внимание и упорство. Но о веселье и отдыхе тоже нельзя забывать. Студенческие годы — самые лучшие и никогда не повторятся.

Михаил Рачков
Михаил Рачков

Студент № 3. Михаил Рачков, проректор по связям с общественностью и СМИ БГУЭП

Окончил ИГУ, специальность — юриспруденция. Учился в аспирантуре Ленинградского государственного университета. Доктор экономических наук, профессор. Явился инициатором открытия в БГУЭП факультета журналистики, долгое время был его деканом.

— Вы и юрист, и доктор экономических наук, и основатель факультета журналистики. Почему столько профессий?

— Все очень просто. Получил прекрасное гуманитарное образование в классическом университете.

— А в детстве кем мечтали стать? Самое первое, спонтанное желание?

— Пограничником.

— Как и когда приняли уже осознанное решение поступать на юрфак? Почему именно юриспруденция?

— В десятом классе. Под сильным влиянием романа братьев Вайнеров «Я — следователь». Печатался в журнале «Огонек».

— Какой предмет любили больше всего, а какой — ненавидели?

— Политическую экономию. Ненавистных предметов не помню. Все было интересно, даже «военка».

— Это страшное слово — сессия. Вспомните экзамен, которого боялись больше всего. Может быть, у вас были свои способы привлечения «халявы»?

— Все экзамены были серьезными испытаниями, ибо никогда не успевал выучить до конца весь список вопросов. Но мне всегда везло!

— А своим студентам поблажки делали когда-нибудь?

— Принимаю экзамен по политэкономии у студентов-историков. Группа большая, устал, ничего не воспринимаю. Последнему студенту говорю: «Вадим, ты не будешь возражать, если я тебе пятерку поставлю. Просто так…». Через несколько лет встречаю Вадима. Узнаю: он стал кандидатом экономических наук, написал докторскую. Выходит, я не ошибся.

— Что дали вам студенческие годы, чему научили?

— Дружбе. Крепкой дружбе, которая продолжается до сих пор.

— Что можете посоветовать своим студентам, чтобы учеба легче давалась?

— Стирать носки перед сном. Успокаивает.

Рустам Мухамедьяров
Рустам Мухамедьяров

Студент № 4. Рустам Мухамедьяров, директор Иркутской областной филармонии

Окончил Иркутское театральное училище, специальность — актер. Много лет работал в иркутском ТЮЗе. Затем закончил факультет менеджмента Восточно-Сибирской академии культуры и искусства. Работал заместителем начальника управления культуры комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска.

— Почему выбрали именно свою профессию и кем хотели стать в детстве?

— В детстве у меня была сокровенная мечта — стать цирковым артистом. Даже занимался я сразу же в двух студиях одновременно — в цирковой и театральной. Но в старших классах пришло понимание — работа в цирке предполагает постоянные разъезды. Да и драматическое искусство стало для меня более привлекательным. После восьмого класса я поступил в Иркутское театральное училище, где и начались веселые студенческие будни.

— Но позже вы решили получить еще одно образование, почему?

— После десяти лет служения Театру юного зрителя имени А. Вампилова, понял, что пора что-то менять. Жизнь человеку дается один раз, и надо успеть попробовать многое. Стала привлекать административная работа. Поступил в Восточно-Сибирскую академию культуры и искусства в Улан-Удэ, на факультет менеджмента. Здесь сказалась любовь к организации творческих проектов, к поиску новых идей, а также желание сделать что-то интересное и полезное для жителей нашего города и области.

— Какой предмет в студенческие годы любили, а от какого впадали в уныние?

— В вузе терпеть не мог тригонометрию. Правда, к педагогу относился с большим уважением, поэтому тригонометрию, хочешь — не хочешь, надо было учить. А вот мой любимый предмет — культурология. Нравилось абсолютно все: и лекции, и семинары, и доклады, и даже экзамен, как это ни странно.

— А сессий боялись?

— Сессия никогда не была для меня страшной. Наоборот, всегда старался сдавать экзамен пораньше. Заходил в кабинет в первой пятерке. Экзамен, который больше всего боялись, — это макроэкономика, преподаватель отлично знал свой предмет и от студентов требовал неукоснительной точности формулировок и знания законов экономики. Кстати, сдавали у него экзамен все очень хорошо!

— «Халяву» ловить пытались?

— Про «халяву» ничего не знаю. Мне кажется, это выдумка современных студентов, мы никого не призывали, форточку не открывали. Да и пятаков в обувь не подкладывали. А вот шпаргалки, да, я писал, но, в основном, для собственного успокоения, потому что на экзамене никогда ими не пользовался — не было необходимости.

— Что больше всего запомнилось из студенческой жизни?

— Наши веселые поездки «на картошку». Была раньше такая традиция: студенты непременно в сентябре—октябре выезжали в колхозы и совхозы помогать на уборке урожая. Называлось — «ехать на картошку». Это выезды и общение, и песни под гитару, и анекдоты до утра, и обеды в деревенских столовых. А на свежем воздухе да после физической нагрузки всегда аппетит отличный!

— Что дали вам студенческие годы?

— Студенческие годы дали мне очень многое. Я уверен, что это самые счастливые годы жизни! Студенчество мне дало друзей, многие из которых до сих пор рядом. Студенческие годы — это еще и встречи с интересными людьми — с преподавателями, отношения со многими поддерживаю до сих пор. А еще в студенчестве, наверное, каждый человек учится преодолевать себя и делать практически невозможное.

Студент № 5. Татьяна Панкратова, директор языкового центра Big Ben

Закончила Иркутский государственный лингвистический университет. Лингвист и преподаватель иностранных языков.

— Почему именно педагог?

— Чтобы добиться результата в любой работе, ее, работу, необходимо «пропустить через душу». В той школе, где училась я, были почти все такие учителя. Это был достойный пример. Низкий им поклон!

— Помните, как поступали в свой вуз? Было страшно?

— Поступать было не страшно, а ответственно: перед родителями, перед теми же учителями.

— Был ли у вас в студенчестве такой педагог, которого боялись до дрожи в коленях?

— Теоретическую грамматику на четвертом курсе вела Э.П. Тюкавкина. Я сдала ее со второго захода. Было волнительно заходить в кабинет ректора и сдавать, в общем-то, не очень легкий предмет.

— Чувствовали ли покровительство Святой Татьяны? Может, имя помогало вам удачно сдать сессию или экзамен?

— Всегда надеялась только на себя. Не было покровительства, это точно.

— А в детстве кем мечтали стать? Самое первое, спонтанное желание?

— В детстве мечтала стать успешной в жизни. В школе была три года комсомольским лидером, мечтала быть директором школы. Видимо, лидерские качества я получила на генетическом уровне.

— Какой предмет в вузе любили больше всего, а какой — ненавидели?

— Любила «истмат». Преподаватель был «бог». Ненавистных предметов не было.

— Чем отличаются наши студенты от иностранцев? Первая заповедь иностранного студента? А отечественного?

— Студенты везде одинаковы: есть и в родном отечестве трудоголики, и «за бугром» есть ленивые.

— Это страшное слово — сессия. Вспомните экзамен, которого боялись больше всего.

— На одном выпускном экзамене, который мы сдавали декану, у меня были шпаргалки, которые разлетелись веером по полу. Стыдно было, но до сих пор благодарна преподавателю: она посмотрела на меня спокойно, забрала шпаргалки и приняла экзамен, поставив четыре.

— Что дали вам студенческие годы, чему научили?

— У нас была группа, как единый кулак. Чувство плеча, дружба, много времени проводили вместе. Сейчас жизнь всех разбросала.

— Как опытный педагог, обладаете ли настоящим чутьем на «халявщиков» и шпаргалки? По какому принципу вычисляете?

— «Халявщика» узнать легко по отношению к предмету (изучение иностранного языка требует упорства). Не люблю их, к шпаргалкам отношусь ровно. Тот, кто их пишет, переживает за результат своего труда. Это ведь хорошо!

Подготовила Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»

Фото из личного архива героев

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Stefan88 26 января 2015 в 15:05

    «Халява» постоянная в статье напрягала немного грущу

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля