Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

На смену сити-менеджменту

Едва завершились общественные баталии по поводу введения в Иркутске системы сити-менеджмента, как областные законодатели решились на очередное изменение схемы избрания главы города. В ходе сессии Заксобрания Иркутской области 18 февраля депутаты приняли сразу в двух чтениях поправки в областной закон о порядке формирования органов местного самоуправления. Теперь мэра будут избирать из числа депутатов городской думы на пятилетний срок. А уже 12 марта проведут общегородские публичные слушания по изменениям в устав Иркутска.

Законодательная инициатива на этот раз исходила от фракции ЛДПР в областном парламенте. По словам ее представителя Олега Кузнецова, поправки стали возможны в связи с изменениями в федеральном законодательстве, позволяющими исключить форму двоевластия в муниципальном руководстве. И это при том, что еще два месяца назад «двуглавую» власть в областном центре эти же депутаты принимали за благо для города и горожан. Что думают о произошедшей перемене региональные и федеральные политические эксперты — в материале ИА «Иркутск онлайн».

Юрий Пронин, политолог:
— Может не политически, а чисто по-человечески я жду, когда наконец-то хоть какая-то модель управления будет использована на практике. А то их вводят и отменяют, даже ни разу не попробовав. И, конечно, немного жаль, что по-прежнему речь идет не о прямых выборах, а об изменениях схемы избрания мэра внутри органа власти. Мне все равно кажется, что всенародные выборы пользовались бы большей популярностью. Но пусть хотя бы эта схема наконец-то будет реализована.

Трудно сказать, насколько принятая конфигурация будет крепче института сити-менеджмента. Многие говорили, что при системе сити-менеджера и мэра, как председателя думы, могут быть конфликты. А потом два месяца назад утверждали, что это устойчивая схема, и конфликтов быть не должно. Поэтому без практики это все достаточно умозрительно.

Другое дело, что сейчас это система советского типа, когда состав городского совета избирал председателя горисполкома. Просто теперь совет — это дума, а председатель — это мэр. Опыт тех лет, скажем так, неоднозначный, были в той системе и плюсы, и минусы. Но обращает внимание, что нынешние коммунисты эту инициативу не поддержали, и как раз остались на позиции поддержки прямых всеобщих выборов мэра. Хотя казалось, что здесь обращение к советским образцам сыграет свою роль.

Максим Зимин. Фото из личного архива
Максим Зимин. Фото из личного архива

Максим Зимин, политолог:
— К тому, что у нас постоянно меняются формы местного самоуправления в соответствии с российским законодательством, уже все привыкли. Но до практической реализации дело не доходило. И в этой ситуации в наиболее неловком положении оказываются эксперты-правоведы. Прежде всего это бывший спикер думы Иркутска, а ныне депутат Законодательного собрания Андрей Лабыгин, который уже трижды перечеркивает свои прошлые высказывания по вопросу избрания главы Иркутска.

Также следует отметить, что некоторые представители иркутских элит рассматривали думу как некий бизнес-клуб. А другие сторонились участвовать в выборах, потому что не видели в думе никакой практической выгоды для себя. Если бы они знали, что дума в итоге сейчас возьмет всю полноту власти в Иркутске, наверное, степень их политической активности была бы выше.

Еще один момент заключается в том, что мы сейчас имеем дело с триумфальным возвращением команды Якубовского в городскую власть. Это выражается, в частности, в прочном думском тандеме Дмитрия Бердникова и Александра Якубовского, сына экс-мэра. У обоих есть ресурсы и понимание устройства городского хозяйства. Кроме того, у Якубовского-старшего была и есть крепкая управленческая система, которой нет у действующего мэра Виктора Кондрашова.

При этом несостоятелен звучащий в ряде СМИ тезис о том, что тандем Якубовского—Бердникова неизбежно приведет к конфликту с региональной властью. Базируется это утверждение на том, что с отменой сити-менеджера в Иркутске не будет областной конкурсной комиссии по избранию главы города. Тем самым администрация города не будет зависеть от большого Серого дома. Это в значительной степени заблуждение. Потому, что контроль над распределением земельных участков в Иркутске находится в ведении областного правительства, а без этого инструмента невозможно развитие города. А значит, будет сотрудничество и взаимодействие между региональными и городскими властями.

Конец правления Виктора Кондрашова весьма плачевный, несмотря на то, что он был абсолютно легитимным всенародно избранным мэром. При этом легитимность того же Бердникова на посту мэра будет стремиться к нулю. Но, как ни парадоксально, у него и его соратников есть все возможности и мотивы для оздоровления ситуации в городе.

Алексей Петров. Фото из личного архива
Алексей Петров. Фото из личного архива

Алексей Петров, кандидат политических наук, политолог:
— Это решение было предсказуемым, ничего иного я не ожидал. Тем более, что профильный комитет Заксобрания этот законопроект поддержал. Другой вопрос, что я ожидал, что будет хоть какая-то дискуссия по данному поводу, а не только выступления Сумарокова, Матиенко и Носенко.

Единороссы в этот раз просто промолчали. И инициатива была фактически за ЛДПР. И хотелось бы, чтобы представители «Единой России» хотя бы публично высказали свое мнение по данному вопросу. Но депутаты просто молчком решили и проголосовали «за», ничего по факту не сказав. Решение принято, к сожалению, обходными путями, прячась за спиной ЛДПР.

Я уж не говорю о том, что между декабрьским принятием поправок и сегодняшним решением вообще не было никакой политической дискуссии. Если перед введением сити-менеджмента в Иркутске мы заставили депутатов провести две-три публичные площадки по данному поводу, то нынче же вообще ни одного публичного мероприятия не проводилось, хотя закон касается каждого иркутянина.

Другое дело, что любая конфигурация, не связанная с общенародными выборами, вредна. И не только для Иркутска, но и для страны в целом. Я не скажу, что сегодняшняя инициатива вреднее, чем то, что было принято 24 декабря прошлого года. Просто граждан в процессе избрания нет в обоих случаях.

Константин Калачев. Фото из личного архива
Константин Калачев. Фото из личного архива

Константин Калачев, руководитель политической экспертной группы:
— Не успели мы привыкнуть к двуглавой системе управления муниципальными образованиями, как на пороге уже новая реорганизация. На этот раз реформа коснется процесса избрания глав муниципалитетов. Понятно, что речь не идет о возвращении прямых выборов мэров, — теперь это не приветствуется.

Местное самоуправление подгоняют под сложившиеся политические и экономические реалии. Единоначалие — результат осмысления опыта отношений глав и сити-менеджеров, опыта, мягко говоря, неоднозначного, а также производное от диктуемой начавшимся экономическим кризисом оптимизации. Теперь регионам дается возможность, а где-то и рекомендуется изменить систему избрания глав.

Новые поправки дают регионам право ввести новую модель, при которой глава города будет не избираться, а утверждаться на должность по рекомендации специальной комиссии, в состав которой войдут местные депутаты и представители губернатора. Вместо «двуглавых тандемов» теперь власть в муниципальном образовании вновь планируется отдать в одни руки — главе.

Несомненно, от этого управляемость на местах вырастет в разы. Сегодня внутриэкономическая ситуация в России очень непростая. Потому понятно желание усилить исполнительную вертикаль власти от президента до губернаторов и далее до муниципалитетов. Важно и наличие подходящей кандидатуры, которая устраивает губернатора. У вас такая есть. И, можете быть уверены, Иркутск не останется в одиночестве. Целый ряд столиц регионов планирует жить по той же системе.

Вдвойне логично, когда главой Иркутска может стать спикер городской думы. Часть работы он уже знает, другая тоже понятна, да и губернатора эта кандидатура устраивает — и это главное. А для прямых выборов он слишком малоизвестен.

Беседовал Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

  • andr-ukh 13 марта 2015 в 14:35

    Вы посмотрите кто баллотировался в депутаты городской думы, выбрать не из кого было, половина детеныши правящей элиты и половина тех кого даже близко не знаем, да еще умудрился глава водоканала поучаствовать…. полны бред. После того как на выборы никто не пришел, надо было ввести полную…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля