Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Журнал, наполненный добротой

Корреспондент ИА «Иркутск онлайн» побывал в гостях у «Сибирячка», познакомился с авторами и художниками, посмотрел технологию изготовления журнала. А сотрудники редакции рассказали, почему в век компьютерных технологий бумажное детское издание не теряет своей популярности.

Работать на полгода вперед

В редакции «Сибирячка» всех без исключения встречают тепло и приветливо. Кабинет главного редактора Татьяны Тихоновой пестрит всевозможными наградами, дипломами и грамотами. На почетном месте — знаки «Золотой фонд прессы» и «Лучшее — детям!», как еще одно красноречивое подтверждение высокого качества журнала. За год выходит шесть номеров «Сибирячка». Выпуск каждого — отдельная, самостоятельная история. Годовой тематический план составляют за полгода ранее, а работа над номером начинается за два—три месяца до выхода в свет.

Содержание определяет составитель, каждый раз в его роли выступают разные сотрудники редакции. Так, второй номер, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, составляет редактор литературного отдела Елена Пастухова.

— Все литературно-художественные материалы будут объединены общей темой «Дети и война». Хочется, чтобы современный ребенок не только знал о Великой Отечественной войне, но и мог почувствовать ее. Представить себя на месте ребенка, для которого кусочек хлеба был средством к выживанию, и понять, как трудно, больно и плохо было и большим, и маленьким в те страшные годы, — объясняет Елена Пастухова.

Елена Пастухова, редактор литературного раздела

Елена Пастухова, редактор литературного раздела

В «Сибирячке» публикуют не только классиков, но и постоянно открывают новых авторов. Все художественные произведения, которые поступают в редакцию, собираются в литературном отделе. Елена Пастухова говорит, что подходят далеко не все материалы. Для публикации требуются произведения небольшого объема: стихотворения, сказки, рассказы. Содержание журнала на 80% посвящено региональной тематике. Краеведческие материалы должны быть адаптированы для детского чтения.

— Ценность литературного произведения — вещь очень зыбкая. Как мы определяем, что произведение будет жить в веках? Оно должно не просто развлекать ребенка, но и еще чему-то учить. Наша задача — вкладывать в ребенка лучшие качества, говорить о том, что нужно быть добрым, честным, хорошим, отзывчивым, — рассказывает Елена Пастухова.

Отобранные литературные произведения отправляются главному художнику «Сибирячка» Александру Муравьеву. Он рассылает тексты остальным художникам, которые готовят иллюстрации, а обложку создает сам.

Екатерина Спиридонова, художественный редактор
Екатерина Спиридонова, художественный редактор

Готовые иллюстрации направляют художественному редактору Екатерине Спиридоновой. Она отмечает, что при оформлении большое внимание уделяется цвету.

— В «Сибирячке» используются чистые, локальные цвета. Дети любят открытый цвет. Это могут быть и нежные, пастельные картинки, и очень яркие, — рассказывает Екатерина Спиридонова.
Затем рисунки и тексты отдают выпускающему редактору Антону Асламову, который верстает номер и готовит его к печати. Готовый макет вычитывает корректор. После этого оригинал-макет подписывается в печать и отправляется в типографию.

Антон Асламов, выпускающий редактор
Антон Асламов, выпускающий редактор

Главный редактор Татьяна Тихонова говорит, что свежеотпечатанный «Сибирячок» все ждут с нетерпением.

— Это всегда волнительно! Ждем и переживаем: соблюден ли цветовой баланс, правильно ли сделали типографскую обрезку и фальцовку. И когда в редакцию привозят весь тираж (а это четыре тысячи экземпляров), мы просматриваем журнал, обсуждаем его. Далее в работу вступает служба продвижения. Номера развозят по образовательным учреждениям, по подписке, в книжную палату, — рассказывает Татьяна Тихонова.

«Сибирячок» — уникальный журнал. Во-первых, сегодня это единственное в регионе детское издание. Во-вторых, у журнала есть особая черта, которой не могут похвастаться даже федеральные издания для детей — это вкладки на разные познавательные темы. Вместе с каждым номером ребенок получает различные приложения: игры, кроссворды. Они пользуются у детей большой популярностью. Вкладыш второго номера ко Дню Победы будет особенным: это коробка с пятью плакатами — вкладыши предыдущих номеров «Сибирячка» с изображением моделей самолетов и другой военной техники.

Как выживал «Сибирячок»

История журнала «Сибирячок» уникальна. У истоков его создания в конце 80-х годов прошлого века стояло Восточно-Сибирское книжное издательство в лице директора Юрия Ивановича Бурыкина. В то время издательство было известно в стране замечательными сериями книг, в том числе — для детей и юношества. И все же оставалось много интересных писательских неизданных рукописей. Возникла идея детского альманаха.

— Я работала в издательстве редактором детской литературы. Мы решили придумать название альманаха звучное, привлекательное, — рассказывает Светлана Асламова, которая была главным редактором «Сибирячка» с 1991 по 2013 годы. — И должен быть герой, который бы представлял все литературные материалы. А кто мог родиться в Сибири? Конечно, Сибирячок! Этот персонаж был художественно воплощен писателем Марком Сергеевым и художником Александром Муравьевым. Постепенно у Сибирячка появились друзья — боцман Федя Сарма, аптекарь Анти-Ох, леший Кеша, мудрая Ворона, Таежка. Вышло в свет два альманаха со сказками, рассказами, загадками, объединенными приключениями Сибирячка и его друзей. Отклики юных читателей были восторженными.

Светлана Асламова была главным редактором «Сибирячка» с 1991 по 2013 годы
Светлана Асламова была главным редактором «Сибирячка» с 1991 по 2013 годы

Так зародился замысел создать в Иркутске детский периодический журнал. Зарегистрировать СМИ в те времена было сложно, но после выхода закона «О средствах массовой информации» и поддержки Госкомиздата РСФСР «Сибирячок» был зарегистрирован как литературно-художественный журнал для детей 5—12 лет. Учредителями стали Министерство печати и массовой информации РСФСР и Восточно-Сибирское книжное издательство. С тех пор вышло почти 150 выпусков.

Когда отгремела перестройка, в 90-х годах многие государственные издательства в стране закрылись, в том числе и «Восточно-Сибирское». Журнал был под угрозой закрытия: не было помещения, финансов. Но у всего коллектива редакции было большое желание издавать журнал. В 1993 году редакцию поддержали Дом Советов народных депутатов и председатели комитета по культуре Владимир Лапенков и Вера Кутищева. Так редакция стала бюджетным учреждением культуры. Была даже такая поговорка: «Зонт администрации спас нас от инфляции».

Журнал «Сибирячок» за 1992 год
Журнал «Сибирячок» за 1992 год

Сейчас министерство культуры и архивов Иркутской области с пониманием относится к проблемам журнала. «Сибирячок» продолжает жить и радовать читателей новинками, рисунками, приключениями и добротной детской литературой. В Год литературы коллектив редакции старается дать все лучшее. Первый номер посвящен конкурсу «Родное слово». А для детей, которые любят сочинять, есть книжка-вкладка "Творческая мастерская «Сибирячка».

— Дети все больше уходят от чтения в интернет, но нам всем надо вернуться к семейному чтению. Чтение книги объединяет. И автора, и маму с детьми. Как здорово вместе поспорить, подумать, как поступили герои, — делится Светлана Асламова.

Творчество для детей

Сегодня, как и всегда, журнал объединяет сильных, интересных писателей и художников, которые творят для детей. Например, Елена Анохина пишет детские стихи. В журнале начала публиковаться с 2008 года. Поэтесса рассказывает, что стихи писала всегда. Но появление собственных детей способствовало новому направлению в творчестве. Елена считает, что создание стихов — процесс творческий и требует вдохновения.

— Однажды придумала две строчки: «Тихо ехала машина без колес и без бензина». И долго не могла завершить их: что бы ни придумывала, все не то! Через десять лет, побывав в детском доме, дописала: «На колеса у Максима не хватило пластилина», — призналась Елена.

Елена Анохина, автор детских стихов
Елена Анохина, автор детских стихов

Художник Яна Лисицина работает в журнале со дня основания. Она считает, что рисовать для детей — самое трудное, ответственное, но в то же время увлекательное занятие.

— Ты рисуешь для маленького человечка, говоря на именно его языке, но показывая наш сложный, неоднозначный мир. А это и огромная ответственность, и огромная радость. Мне всегда казалось, что буквы — это язык человеческий, а вот рисунок — язык Божий, чтобы его понять, нужно чувствовать сердцем. Дети все воспринимают чистой душой, они честны и искренни, и ждут такого же отношения к себе. Самый бескомпромиссный зритель — это ребенок. Он скажет тебе все, что думает, и если понравится — обнимет, не понравится — может заплакать. Для детей рисовать непросто и, чтобы понять ребенка, проще самой стать им и посмотреть на мир широко распахнутыми глазами, а потом взять карандаши, краски и начинать говорить рисунком, — рассказывает Яна Лисицина.

В следующем году журналу исполнится 25 лет. Меняются времена, нравы, дети. Неизменными остаются лишь ценности. И каждый раз очередной номер журнала напоминает об этом ребенку. Редакция «Сибирячка» старается подбирать лучшие произведения, которые бы трогали сердце и душу ребенка, воспитывали сочувствие и сострадание, доброту к людям, любовь к Родине, родной природе да и просто к окружающим людям, которым нужна помощь.

Равиля Фаттахова

  • Tanika1988 2 марта 2015 в 16:23

    В детстве Сибирячок был одним из самых любимых журналов! У меня даже сохранились 2 номера 1991 и 1992 года, когда это был еще даже не журнал, а переплетенная книга. Стихи, другие материалы о краеведении часто использовала в школе. Желаю редакции успехов, побольше подписчиков и не терять планку!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля