Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Пригородное недопонимание

Начало нынешнего года выдалось горячим на новости о пригородном железнодорожном сообщении в Приангарье. Сперва на ежегодной встрече с журналистами начальник ВСЖД Василий Фролов сообщил об очередном, более чем двукратном сокращении количества электричек в Иркутской области и Бурятии. Cпустя пару недель недовольство подобной «оптимизацией» в масштабах всей страны выразил президент России Владимир Путин. Указ сверху — отмененные электрички вернуть! — возымел определенное действие: четыре пригородных поезда в Приангарье возобновили движение. Но стало ли это достаточной мерой — в материале ИА «Иркутск онлайн».

Кто виноват…

Неудобное расписание, неоправданное сокращение количества маршрутов и вагонов в действующих электропоездах — так характеризуют нынешнюю систему пригородных электричек Иркутской области. Под знаком оптимизации в последние годы неуклонно сокращалось расписание движения электропоездов, ужимались оставшиеся составы.

Согласно официальной статистике, пассажиропоток на электричках в Приангарье ежегодно держится на высоком уровне. По итогам 2014 года поезда пригородного сообщения перевезли около 12 миллионов пассажиров, такой же план поставлен перед руководством Байкальской пригородной пассажирской компанией и в нынешнем году.

На популярность и доступность электричек в Иркутской области влияют и тарифы. Несмотря на постоянный рост, они остаются самыми низкими в Байкальском регионе. Стоимость проезда в пределах одной зоны в Приангарье стоит 25 рублей, тогда как в Бурятии этот тариф составляет 107 рублей. Так, сами железнодорожники неоднократно пытались донести до общественности, что пригородные железнодорожные пассажирские перевозки в Иркутской области и республике Бурятии убыточны.

В правительстве Иркутской области подчеркивают, что электрички являются одним из самых важных транспортных звеньев в регионе. По словам губернатора региона Сергея Ерощенко, их необходимо непременно сохранить.

— Все должны понимать, что у нас в регионе многие жители пользуются именно пригородным железнодорожным сообщением, ездят на работу, дачу, — пояснил глава Приангарья. — Оно связывает многие населенные пункты области. И люди должны быть уверены, что этот вид транспорта для них будет доступен и дальше. При этом важно не допустить ухудшения качества пассажирских перевозок.

Пригородный поезд. Автор фото — Никита Добрынин
Пригородный поезд. Автор фото — Никита Добрынин

Пригородный поезд. Автор фото — Никита Добрынин

Пригородный поезд. Автор фото — Никита Добрынин

По итогам президентского «разноса» в Иркутской области создали рабочую группу с участием региональных властей и руководства ВСЖД. В результате анализа ситуации оперативно вернули четыре ранее отмененных электрички. Речь идет о поездах № 7301 (Иркутск-Пассажирский — Половина), 7314 (Половина — Большой Луг), 7313 (Большой Луг — Усолье-Сибирское), 7326 (Усолье-Сибирское — Кая).

Однако только за прошедший год в регионе сократили 17 поездов (со 111 до 94). Известно, что в ближайшее время о возобновлении движения других отмененных поездов пока говорить не приходится. В правительстве признают, что большинство сокращенных электричек действительно не пользовались большим спросом у населения.

Да и возобновленные электропоезда курсируют полупустыми. Но это пока связывается с тем, что часть пассажиров «подзабыли» их после исчезновения из расписания. Тем не менее, специалисты намерены отслеживать пассажиропоток на восстановленных электричках, чтобы оценить оправданность этого шага.

… И что делать

Региональные власти и железнодорожники как совместные собственники Байкальской пассажирской компании, до сих пор с большим трудом приходят к взаимопониманию, даже на фоне федеральной кампании за возврат отмененных электричек. Как известно, доли в учрежденном региональном операторе перевозок следующие: 50% плюс одна акция у правительства Иркутской области, 50% минус одна акция — у ОАО «РЖД».

Разногласия между собственниками в основном касаются размеров компенсации выпадающих доходов БППК. Внешне это выглядит как взаимные упреки сторон в недостаточной поддержке. РЖД сетует на мизерные дотации на функционирование пригородного сообщения. Правительство области, наоборот, утверждает, что бюджетное финансирование растет с каждым годом: на 2015 год в региональном бюджете на возмещение недополученных доходов для БППК заложено 538,7 миллиона рублей.

Но еще быстрее растут аппетиты железнодорожников. По словам источника в правительстве Иркутской области, уже долгое время они не могут внятно обосновать декларируемый рост тарифов на содержание подвижного состава и использование железнодорожной инфраструктуры. Региональные власти просто ставят перед фактом, что, мол, затраты выросли на столько, но документально этот рост ничем не обосновывается. И это закономерно порождает недоверие между участниками процесса.

По-прежнему остается проблемой существенное сокращение количества вагонов. Из-за этого ряд популярных поездов, например, самые ранние будничные электрички в сторону Иркутска, вечерние экспрессы из Иркутска-Пассажирского до Зимы или поезда из Слюдянки в выходные дни переполнены. Пассажирам зачастую приходится стоять в вагонах по часу и более.

В электричке. Автор фото — Анна Рябова
В электричке. Автор фото — Анна Рябова

В электричке. Автор фото — Анна Рябова

В электричке. Автор фото — Анна Рябова

Недавно стало известно, что РЖД вознамерилось переложить еще большую ответственность за пригородное сообщение на региональные правительства. Руководство направило телеграммы главам субъектов РФ, имеющих доли в региональных ППК, с предложением взять на себя часть затрат на содержание подвижного состава. В число этих субъектов попадает и Иркутская область.

Источник в региональном правительстве подчеркнул, что быстрых решений по данному вопросу быть не может. Специалисты министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области должны серьезно взвесить и оценить данное предложение, чтобы отказать в подобной инициативе РЖД или принять ее.

Впрочем, по данным представителей БППК, в ближайшее время сокращение подвижного состава иркутских электричек не планируется. Мониторинг пассажиропотока продолжается, идет анализ дальнейшей оптимизации деятельности компании в части сокращения составности поездов и маршрутов следования действующих поездов, рассматривается отмена электричек до малонаселенных пунктов при наличии альтернативного автобусного маршрута. Пока о долговременном сохранении действующего маршрутного расписания говорить не приходится.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

  • matros 26 марта 2015 в 18:27

    ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА - Воровство и некомпетенность http://ksonin.livejournal.com/563973.html#comments Максим Миронов, профессор IE Business School в Мадриде в сегодняшних «Ведомостях» - о том, как РЖД завышает тарифы на электрички. Конечно, это правильные соображения, но вот на что я хотел…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля