Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Феминистки говорят

Недавний пикет за права женщин, прошедший на улице Урицкого аккурат в Международный женский день вызвал общественный резонанс. Выступление молодых иркутских феминисток получило как волну негатива и насмешек, так и сочувствие и даже жалость. Корреспондент ИА «Иркутск онлайн» задал активисткам несколько вопросов, чтобы понять мировоззрение современных российских феминисток.

— Как вы лично пришли к необходимости борьбы за гендерное равноправие?

Дарья, художник из Санкт-Петербурга:
— Меня всегда возмущала эксплуатация женщин и двойные стандарты, только я не знала, как это правильно называется. Однажды я прочитала книгу Наоми Вульф «Миф о красоте». После этого я какое-то время читала различные книги и статьи на тему феминизма, а потом включилась в активную борьбу.

Наталья. Фото из личного архива
Наталья. Фото из личного архива

Наталья, преподаватель вуза из Ижевска:
— Я лично долго была уверена, что если у какой-то женщины проблемы, то это, наверное, с ней что-то не так. Не очень приятно сейчас об этом вспоминать, но это заблуждение до сих пор процветает среди не знакомых с феминизмом женщин. Толчком для прихода в феминизм был мой развод, во время которого я столкнулась с сильным давлением общества: мне ясно давали понять, что я провалила миссию женщины. Что, не сохранив семью, я стала едва ли не врагом народа. Такая реакция стала для меня неожиданностью, появилось много вопросов, ответы на которые дала феминистская теория.

Любовь. Фото из личного архива
Любовь. Фото из личного архива

Любовь, иркутская активистка:
— Сначала были поверхностные знания о феминизме, который я поддерживала молча, со стороны, думая: «Ну это же естественно: все люди равны, но я пока никаких проблем не вижу». Когда я углубилась в теорию, статьи и информацию, для меня открылись неизвестные доселе вещи: не все у нас так гладко, как все привыкли видеть. Чем больше смотришь статистику, чем больше смотришь собственными глазами на мир вокруг, тем больше понимаешь, что рановато был закопан топор войны и надо бы откопать его снова. Вокруг — не одна-две мелкие проблемы, которые можно легко и быстро изгладить. Вокруг — жестокий и несправедливый, к женщинам в особенности, мир. Безразличием я никогда не отличалась, поэтому смело вошла в ряды активных феминисток, так как хочу сделать мир лучше и для себя, и для своих подруг, и просто для всех женщин. Безопасная, комфортная жизнь для каждого человека – неоспоримое право с рождения.

Ирина. Фото из личного архива
Ирина. Фото из личного архива

Ирина, организатор митинга 8 марта в Санкт-Петербурге:
— Я не веду борьбу за гендерное равноправие. Мужчины имеют права на эксплуатацию женщин: физическую, бытовую, эмоциональную, сексуальную, экономическую. Равноправие — это лишь дать женщинам эти же права угнетать других женщин. Только в разрушении гендерного института, разрушении патриархальной системы и установлении совершенно иных способов взаимодействия людей я нахожу цель феминизма. А для начала женщинам надо отвоевывать свои собственные, уникальные права: на свое тело, на свою репродуктивность, на свой труд.

Анна, иркутская активистка:
— Ценность женщины в обществе определяется только ее «качественным телом». Успешность женщины определяется ее принадлежностью к мужчине. Женские реакции и эмоции обесценены и запрещены. Если женская реакция (злость, раздражение) неудобна, то значит это вызвано «сексуальным неудовлетворением или ПМС», а не объективными причинами. Женская самореализация ограничивается репродуктивной функцией. Насилие со стороны мужчин в адрес женщин нормализовано и поощряется обществом. Попытки женщины изменить существующее положение вещей порицаются, воспринимаются агрессивно. Женская дружба высмеивается, а женщины всегда находятся в состоянии ненависти по отношению друг к другу и конкуренции. Женщину, защищающую свои права, называют сумасшедшей — это малая часть несправедливых вещей, осознание которых подтолкнуло меня бороться за женские права и свободы.

— Что для вас феминизм? Какой смысл вы вкладываете в это слово?

Любовь:
— Феминизм — это движение за права женщин. Феминизм стремится уравновесить положение людей, дать свободу, основные человеческие права и возможность комфортно жить, развиваться половине всего человечества — женщинам.

Наталья:
— Феминизм — это борьба не только за равные права на бумаге, но и за реальную возможность эти права использовать и реализовать, не сталкиваясь с общественным противодействием.

Ирина:
— Сейчас течений феминизма существует много, многие придерживаются теории интерсекциональности, когда угнетение воспринимается как система угнетений, например, темнокожая женщина с инвалидностью по этой теории дискриминируется сразу в трех плоскостях: как WOC («women of color»), как женщина и как человек с инвалидностью. Все эти течения привносят что-то свое, хотя и разъединяют движение. Но женщин много, взглядов много — так что это совершенно естественное явление. Мое личное мнение, хотя я знаю, что очень многие его не разделяют, что феминизм — это борьба женщин за свои собственные права, права женщин.

— За что борются современные феминистки?

Наталья:
— За принятие на государственном уровне законов по борьбе с домашним и семейным насилием и реализацию соответствующих программ, за сохранение репродуктивных прав (доступ к контрацепции и абортам), за то, чтобы за одинаковую работу мужчинам и женщинам платили одинаковую зарплату, и они имели равные возможности карьерного роста, за видимость и представленность женщин разного возраста, внешности и телосложения в медиа и массовой культуре.

Любовь:
— С моей точки зрения, первоочередные задачи — это борьба с изнасилованиями, домашним насилием, ограничением репродуктивных прав во многих странах и с проституцией. Несомненно, научить общество относится к женщинам без унижающих их предрассудков важно, но еще важней избавить женщин от прямых угроз здоровью, свободе и безопасности.

Ирина:
— Цели разные, мне кажется. Опять же, смотря какое течение брать. Но однозначно, одной из глобальных целей является обеспечение женской безопасности. Когда мы проводили свой питерский митинг, основной темой была как раз безопасность: от репродуктивного принуждения, когда у женщины нет выбора рожать или не рожать, безопасность в отношениях, на улице, социальная и экономическая защищенность. Конкретно, это — принятие законов, описывающих инструменты наказания для нарушивших эту безопасность, создание центров поддержки для женщин, методы работы с обществом для снижения агрессии по отношению к женщинам. Но это все — либеральные методы борьбы.

Анна:
— Необходимо бороться за сепарацию и самосубъектность, когда женщина ценна сама по себе как личность, а не как объект мужского взгляда, как исполняющая роль матери-любовницы-жены, не являясь полноправной самостоятельной личностью, которую воспринимают цельно, а не как ряд удобных функций. Необходимо бороться против лукизма, сексизма, объективации, фетфобии (боязнь потолстеть — примечание редактора). Против насилия. За безопасность. За право на собственное тело. За свободу выбирать себе любой жизненный путь, а не строго очерченный в рамках патриархальной культуры. За сексуальное образование.

— Какими методами вы стараетесь продвигать свои идеи? Насколько эти методы эффективны?

Дарья:
— Главный метод — просвещение, распространение информации. Создание безопасных площадок и пространств для общения, в интернете и «реале». Волонтерство, помощь в кризисных центрах для женщин и на горячих линиях. Также: пикеты, митинги, шествия, искусство. Думаю, на данном этапе самое главное — это информационная борьба. Распространение информации, просвещение женщин об их правах и реальном положении дел в России. За последний год было создано много различных феминистических площадок разной направленности в социальных сетях. Темы абсолютно разные: самооборона, помощь женщинам в тяжелой ситуации, борьба с пролайферством, о женском искусстве, женщинах в науке и спорте. Многие женщины в этом году выходили на одиночные пикеты и различные митинги.

Наталья:
— Повышение осведомленности о состоянии дел и о феминистском взгляде на них — это то, чем занимаюсь я и мои соратницы, и то, что мы считаем наиболее актуальным и эффективным. Пока не названа, не описана и не осознана проблема, ее невозможно решить.

Любовь:
— Кто во что горазд, как говорится. Кто-то выходит на пикеты, пытаясь посадить семена феминизма в умах людей; кто-то целеустремленно идет в политику, дабы самостоятельно изменить ситуацию в отдельно взятой стране к лучшему; кто-то занимается просветительской деятельностью, пишет книги, проводит лекции; кто-то просто огораживает себя от сексизма и мизогинии, бойкотирует продукты, бренды и компании, поддерживающие тем или иным образом пренебрежительное отношение к женщине. Такая борьба «только за себя» тоже многого стоит, ведь если каждый человек не будет поддерживать патриархат, он рухнет, лишившись опоры и освободив место под равноправный и комфортный для всех мир.

Ирина:
— Методы разные. Я знаю женщин, которые ночью рисуют на улице трафареты, говорящие о домашнем насилии, клеят обличающие контробъявления о проституции — это освещение проблемы, чтобы люди хотя бы начали замечать о наличии таких проблем, чтобы появлялся другой ракурс на уже известные вещи. Я знаю женщин, которые переводят тексты, пишут свои анализы — создают теоретическую базу, чтобы другие могли ею пользоваться и знали, куда мы все идем. Есть женщины, которые участвуют в политических и правозащитных акциях, есть те, которые на самой политической арене требуют каких-то изменений. Сложно говорить об эффективности. У нас в стране сейчас регресс. А в других — скачки: слово «феминицид» (насилие над женщинами на почве половой дискриминации) в некоторых странах уже указано законодательно, отдельные компании выделяют рабочие места для женщин — какая-то «движуха» точно есть. Еще сто лет назад было хуже.

Анна:
— Сейчас необходимо оказывать информационное содействие женщинам. Разъяснять им их права, демонстрировать их угнетенное положение. Это очень кропотливая работа, учитывая, что феминистская деятельность демонизирована и воспринимается неадекватно, и многие предпочитают не замечать и отрицать очевидные вещи. У нас до сих пор принято обвинять жертву изнасилования и оправдывать насильника. Методы разные — от сетевого активизма до создания кризисных центров. Об эффективности судить сложно, здесь подойдет выражение «вода камень точит». Вот мы и точим, потихоньку. Любая наша деятельность оценивается степенью нашей сексуальной привлекательности, а не коэффициентом полезного действия.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает нынешнему феминистскому движению для большего влияния на массы?

Дарья:
— Не хватает ресурсов. В других странах есть государственные программы, и государство заинтересовано в решении гендерного вопроса. У нас нет. Сейчас в России, наоборот, идет откат. Но мы не должны унывать, если мы не будем бороться за себя и за наших дочерей, то никто не сделает этого за нас.

Наталья:
— Мне кажется, что феминистскому движению не хватает внятного общего проекта, приоритетного вектора развития. Сейчас разные направления феминизма скорее конкурируют друг с другом, чем работают над привлечением широких народных масс.

Любовь:
— Недостаточно поддержки большего количества людей. Один в поле не воин, и чем больше будет людей, поддерживающих феминизм, тем быстрее женщины обретут свободу.

Ирина:
— Не хватает целостности. И сильной ориентации именно на женщин, я считаю. Все больше уходят в равноправие, поддержку прав других категорий угнетаемых. По мнению множества людей, феминистки должны защищать всех, кого ущемляют. Тогда сил на самих женщин остается мало. Но это моя точка зрения, которую, я знаю, поддерживает ряд феминисток.

Анна:
— Движению не хватает ресурсов. Материальных, эмоциональных, психологических. Феминистская деятельность — очень сложная и энергозатратная, с минимальной отдачей и негативным воздействием со стороны внешней агрессивной среды.

Беседовал Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Сергей Головач 23 февраля 2017 в 04:00

    Мой первый комментарий!

    Прочитал, нихрена не понял, кое где даже поржал. Кто им запрещает идти в политику? У нас что, нет женщин в политике? Аборты у нас в стране разрешены. Права у всех одинаковые, у женщин даже больше прав чем у мужчин. А что касается насилия, так разведитесь или ударьте в ответ.

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля