Внимание к деталям
В одном из боксов автохозяйства иркутской вневедомственной охраны в полуразобранном состоянии стоит старый бортовой ГАЗ-69, автомобиль с 70-летней историей. Отличные ходовые качества и практичность машины высоко оценили в госорганах 50—60-х годов прошлого века.
Несколько машин в те годы поступили и иркутским силам правопорядка. Механик автохозяйства Евгений Казак воссоздает бортовой патрульный милицейский автомобиль образца конца 50-х годов на базе типового восьмиместного ГАЗ-69, с тентовой крышей и кузовом цвета хаки. Исходный автомобиль, как признается специалист, достался в отличном состоянии и практически без пробега. Каркас для тента сейчас заменяют на клепанную металлическую обшивку.
— Я говорил, давайте на сварку посадим, нет, говорят, делаем, какими они были, — поясняет механик. — Правда, кузова у них такие и были — я еще пацаном помню, как на таких машинах милиционеры работали. Сейчас кузов доклепаем и будем красить в желтый цвет, по борту — синяя полоса. А на задней двери будет аббревиатура ПМГ, которой тогда обозначали так называемые передвижные милицейские группы.
Внимание к мельчайшим деталям и точное соответствие историческим образцам оформления советских милицейских автомобилей поставлены в число приоритетов реставрационного проекта. Полная аутентичность должна проявляться во всем — от окраски кузова по стандартам своего времени до внутреннего оснащения машин техникой и штатными спецсредствами. По этим принципам воссоздаются все десять ретро-автомобилей.
Первые результаты
Первые три отреставрированных автомобиля полицейские представили в рамках 25-летия со дня создания иркутского городского УВД как отдельного структурного подразделения. На парковке перед городским главком выставили старые служебные машины: ГАЗ-24 «Волга» и автомобиль ГАИ 1960-х годов на базе «Москвич-407».
С особой гордостью презентовали самый раритетный готовый автомобиль на данный момент — патрульный «Москвич-401», который на дорогах Иркутска в далеких 1950-х годах использовали инспекторы ОРУД (отдела по регулированию уличного движения) — ведомства-предшественника ГАИ. Эта машина отличается от других не только более классическим внешним видом, но и расцветкой кузова. Согласно нормативам того времени, милицейские автомобили красили в синий с ярко-красной полосой вдоль кузова.
Инициаторами проекта стали ветераны иркутского МВД, большую поддержку в реставрации оказали действующие сотрудники. Автомобили, требующие реставрации, находили через друзей и знакомых (часть кузовов были переданы в дар).
Один из активных помощников в деле реставрации, инспектор городского ДПС Александр Меньшиков, рассказывает, что недостающие элементы кузова и детали интерьера заказывали по всей стране. Все спецоборудование в рабочем состоянии, машины полностью на ходу — хоть завтра на службу. Автоинспектор признается, что ему патрульные автомобили советского образца нравятся больше современных.
— Конечно, интереснее выглядели именно эти, желто-синие машины, — говорит Александр. — Они и на дороге были заметнее, и сразу на улице чувствовалось присутствие сил правопорядка.
Сесть за руль старого милицейского «Москвича» — словно окунуться в другую эпоху. Небольшой, уютный салон с широким рулем и обилием хрома на приборной панели, кнопки для включения сирены, допотопная рация и микрофон для громкоговорителей на крыше. На передних дверях наклеен советский герб — как память о большой стране и упраздненной уже несколько лет народной милиции.
Какие еще модели старого милицейского автопарка в июне увидят посетители БМШ — полицейские пока держат в секрете. По словам начальника ОГИБДД по городу Иркутску Ильи Подвойного, после автовыставки машины распределят на хранение по подразделениям. Вопрос о создании музея милицейской ретро-техники хоть и обсуждался, но еще абсолютно не решен. Но как бы ни сложилась дальнейшая судьба воссозданных машин, в МВД уверяют, что их обязательно сохранят.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Илья Татарников
Жаль что после выставки на хранение. Хотелось бы эти машины видеть в городе - красота же.