Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Маратовская завязка

Маратовская развязка связывает воедино сразу четыре магистрали города: улицы Рабочего Штаба, Баррикад, Рабочую, Сурнова и обеспечивает выходы на внешние трассы. Ширины проезжей части транспортного кольца уже давно не хватает для равномерного распределения потоков, из-за чего в часы пик здесь регулярно образуются пробки. Когда начнется строительство новой, уже давно спроектированной развязки, пока неясно.

Обещать — не строить

Уже без малого восемь лет тема кардинальной реконструкции Маратовской развязки является предметом местного политического популизма. Проект переустройства системы дорожного движения на этом участке пережил уже трех губернаторов, двух иркутских градоначальников и по-прежнему остается лишь на бумаге, да и то не утвержденной.

Первые разговоры о том, что развязка не справляется с транспортным потоком, зазвучали из уст официальных лиц еще в далеком 2005 году. Тогда специалисты Иркутскгипродорнии рассматривали эстакадный вариант реконструкции и оценивали проект в сумму около миллиарда рублей.

К проектированию новой Маратовской развязки приступили в 2007 году. И уже через год мэр Иркутска Владимир Якубовский представил концепцию переустройства транспортного узла губернатору Игорю Есиповскому. Руководства города и области активно рассуждали о привлечении областных и федеральных инвестиций.

Тем не менее, в том же 2008 году члены Высшего административного комитета одобрили вариант реконструкции развязки, предполагавшую полный отказ от кольцевого движения. Основная магистраль, напрямую соединяющая улицы Сурнова и Баррикад, должна была пройти в небольшой выемке, а перпендикулярные дороги пересекали бы автостраду по двум путепроводам. Для этого планировалось продлить улицу Карла Маркса по эстакаде до связки с улицей Радищева, а улицу Рабочую таким же образом связать с улицей Рабочего Штаба. Тогда же прозвучала новая сумма, необходимая для проведения реконструкции, — четыре миллиарда рублей. В 2009 году она подросла до шести миллиардов. А затем проект и вовсе был позабыт.

В 2011 году, уже при Викторе Кондрашове, городские власти уверенно обнародовали сроки начала реконструкции Маратовской развязки — 2014 год. В этой связи проектировщик — Иркутскгипродорнии — получил очередной многомиллионный муниципальный контракт на доработку документации с учетом изменившейся транспортной ситуации.

Иркутские чиновники бодро рапортовали о планах по оптимизации затрат и сокращении расходов до 2,5 миллиардов рублей. Правда, мэр посчитал нужным отметить, что городская казна по-прежнему не может вытянуть этот проект в одиночку, поэтому предполагалось изыскать средства из федерального бюджета.

Как мы знаем, выбить финансирование на эти цели Виктору Кондрашову не удалось. И, озвучив тогда «твердые» сроки начала работ, городские чиновники вновь выдали желаемое за действительное.

Несговорчивая «Фортуна»

На деле получалось следующее: раз за разом из городского бюджета вкладывались деньги на разработку проектной документации. Несколько раз почти законченный проект, которым все эти годы занимались в Иркутскгипродорнии, замораживали из-за ошибок или отсутствия средств для старта строительных работ. Постепенно концепция успевала устаревать.

Одновременно и росла сметная стоимость возведения объекта. По оценке специалистов проектного института, на реконструкцию Маратовской развязки потребуется до девяти миллиардов рублей — а это, к слову, три четверти годового бюджета Иркутска.

Тему неэффективного использования бюджетных средств на проектирование развязки около полугода назад вынесли на слушания в думе Иркутска. Тогда, в ноябре 2014 года, перед депутатами держал слово директор проектного комплекса «Гипропроект» ОАО «Иркутскгипродорнии» Владимир Ступаков и непосредственный руководитель проекта реконструкции Маратовской развязки Александр Кыштымов.

Они отметили, что проектирование работ по продлению улицы Карла Маркса затормозилось на первом этапе. Тогда, по словам Ступакова, препятствия чинило руководство «Фортуны», поскольку часть улицы должна была пройти по территории компании. Собственник не дал проектировщикам вести топологические и геодезические изыскания. Из-за несговорчивости «Фортуны» специалистам не удалось полноценно закончить проект, согласовать планы переноса сетей коммуникаций.

— Также, когда встал вопрос о проложении трассы улицы Карла Маркса, это задевало главный распределительный центр, находящийся на территории «Фортуны», — пояснял Владимир Ступаков. — Возник вопрос о его переносе и за счет каких средств он будет выполняться. В то время было множество совещаний, в том числе с участие представителей «Фортуны» и администрации города. Совещания проходили под председательством Николая Степановича Хиценко, но выработать какие-то взаимоприемлемые решения не смогли.

Результаты неудачных переговоров во многом повлияли на то, что первый проект развязки так и не получил положительное заключение госэкспертизы. Теперь, по словам представителей Иркутскгипродорнии, основные спорные вопросы с собственниками, ранее тормозившими проектные работы, удалось уладить. Для компромисса с «Фортуной», к примеру, пришлось скорректировать участок пробивки улицы Карла Маркса. Правда, как отметил руководитель проекта в ОАО «Иркутскгипродорнии» Александр Кыштымов, приемлемый для руководства рынка вариант прокладки дороги может стать аварийно-опасным.

Сейчас проектировщики настроены оптимистично. Реконструкцию развязки планируется разбить на четыре этапа. Старт намечен на 2016 год. Сначала предполагается удлинить участок существующего кольца вдоль улицы Баррикад. На втором этапе планируется продлить улицу Карла Маркса до мостового перехода через Ушаковку и возвести путепровод через улицу Баррикад в сторону улицы Радищева, а также построить съезды от путепровода.

В рамках третьего этапа намечено сооружение путепровода через улицу Баррикад, соединяющего улицы Рабочую и Рабочего Штаба в двух уровнях. На заключительном этапе предстоит расширение улицы Ангарской, берегоукрепление Ангары и Ушаковки в окрестностях новой развязки. В ходе работ будут поэтапно перекрывать отдельные участки транспортного узла.

Сохраняя статус-кво

В ситуации неопределенности с проектом и финансового обеспечения строительства развязки администрация Иркутска предпринимала косметические меры по снижению напряженности на данном транспортном узле. Как пояснил в недавнем итоговом выступлении экс-мэр города Виктор Кондрашов, специалисты администрации совместно с городским ГИБДД пытались улучшить систему дорожного регулирования и распределения транспортных потоков по Маратовской развязке. Эти меры, по мнению бывшего градоначальника, позволили стабилизировать ситуацию до начала реконструкции.

Руководство ГИБДД отмечает, что пропускная способность развязки абсолютно исчерпала свои модернизационные возможности. Транспортный узел не справляется с текущей интенсивностью потока машин. Специалисты автоинспекции отмечают, что реконструкция должна не только снизить загруженность на самом транспортном кольце и прилегающих к нему улицах, но и повысить безопасность дорожного движения. Хотя район транспортного узла и не считается аварийно-опасным участком: за последние пять лет там произошло 14 ДТП.

В конце 2014 года депутат Госдумы Сергей Тен по собственной инициативе направил проект реконструкции Маратовской развязки на экспертизу в Московский автомобильно-дорожный университет (МАДИ) и Росдорнии. Обе экспертные организации не разделили оптимизм иркутских проектировщиков и дали однозначную оценку: проект развязки требует доработки с учетом современных и будущих дорожных реалий. Специалисты Росдорнии отметили, что в проектную документацию необходимо включить работы по компьютерному моделированию транспортных потоков.

С выводами московских экспертов согласен профессор ИрНИТУ, доктор технических наук Александр Михайлов. Он признался, что является сторонником проекта кольцевой многоуровневой развязки на Маратовском транспортном узле. Профессор отметил, что в проекте очень важно учесть обходные направления через предместье Марата и Радищева с выходом на Иннокентьевский мост, что облегчит транспортную ситуацию в этом районе.

— В прошлом году я видел подобный вариант развязки в Англии, и она прекрасно справлялась со своей задачей: распределения автомобильных потоков, — отмечает Александр Михайлов. — И еще я знаю тех экспертов из Москвы, которые высказали, что у проекта Маратовской развязки есть некоторые недочеты. В числе прочего они назвали критичными два места в проекте переплетения потоков, которые нужно внимательно рассчитать и еще раз проверить.

Правительство Иркутской области готово поддержать проект реконструкции Маратовской развязки и обсудить с мэрией вопрос софинансирования работ. Однако для начала региональные власти ждут проект, окончательно утвержденный и одобренный Главгосэкспертизой. Согласно муниципальному контракту, работы должны завершиться как раз в течение апреля этого года.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Илья Татарников

  • Idealist13 3 апреля 2015 в 13:53

    И вообще, статья заказная: «Во всем виноват проектировщик, а все остальные в белых рубашечках, денежки народные считают, за каждую копеечку ответ несут перед народом, никаких откатиков от продажных проектировщиков не принимают: ни-ни!» Почему т-щ Чекотова со своей Фортуной такая чистенькая у вас…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля