Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Это очень красивый спорт»

Поводом для этого интервью стали комментарии к новости об областном чемпионате по бодибилдингу и бодифитнесу. Обычно заметки о спорте не вызывают такого интереса, но здесь отзывов оказалось действительно много: как негативных, так и положительных. Одних восхищала сила воли бодибилдеров, других ужасала их соревновательная форма. Мы попросили выступающих спортсменов рассказать о том, как они готовятся к выступлениям и зачем им это нужно.

Знакомьтесь, наши собеседники:

Евгений Пилат — председатель Федерации бодибилдинга и бодифитнеса, многократный победитель городских и областных соревнований, тренер. На прошедшем 11 апреля чемпионате занял второе место, уступив спортсмену из Кемерова, которому помогал готовиться к выступлению.

Евгений. Фото c сайта Федерации бодибилдинга и фитнеса Иркутской области
Евгений. Фото c сайта Федерации бодибилдинга и фитнеса Иркутской области

Анастасия Аникина — победительница областного чемпионата по бодибилдингу, бодифитнесу и фитнес-бикини в номинации фитнес-бикини, победительница и призер городских соревнований, чемпионка Иркутской области, абсолютная чемпионка Забайкальского края, участница чемпионата России.

Анастасия в бирюзовом купальнике с номером 52. Фото c сайта Федерации бодибилдинга и фитнеса Иркутской области
Анастасия в бирюзовом купальнике с номером 52. Фото c сайта Федерации бодибилдинга и фитнеса Иркутской области

Как вы пришли в этот спорт? С чего все началось?

Евгений: Ходить в тренажерный зал я начал в 11 классе, был очень худой, весил 53 килограмма. Однажды в руки попал бодибилдерский журнал, полистал, оценил. Потом репортаж с «Мистера Олимпия» три часа смотрел, не отрываясь. Решил, что мне тоже так надо. Это было уже на первом курсе медицинского училища. К первым городским соревнованиям готовился сам, сразу же выиграл, а через две недели занял первое место на области. Уже после этого начал заниматься с тренером.

Настя: Я работаю документоведом в Иркутском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры России. Поскольку у нас очень тяжелые дела, слабым девушкам там не справиться. (Смеется). А если серьезно, то сколько себя помню, всегда стремилась выглядеть хорошо. Периодически, как и большинство девушек, худела, хотя проблем с избыточным весом не было. С переменным успехом занималась в тренажерном зале, обычно перед отпуском. А в мае прошлого года купила абонемент в свой клуб, начала серьезно заниматься с персональным тренером и результаты не заставили себя долго ждать. Тренер предложил поучаствовать в соревнованиях в октябре прошлого года, и за три месяца мы сделали хорошую соревновательную форму. Осенью я впервые вышла на чемпионат Иркутска и в своей ростовой категории заняла второе место.

Сразу после областного чемпионата победители начинают готовиться к чемпионату России. Ежедневные тренировки и «сушка» (жестко ограниченный режим питания, чтобы максимально сжечь жир и показать рельеф мышц) продолжаются. Поддерживать соревновательную форму длительное время очень сложно, поэтому чемпионаты идут с небольшим промежутком.

Как выглядит ваш режим в период соревнований?

Евгений: Как обычно. Просыпаюсь в 7 утра, везу дочь в садик, еду на работу, тренируюсь, ем каждые два часа. Домой приезжаю в 9 и в 11 уже ложусь спать. Отличается рацион: в межсезонье он более расширенный, а сейчас это в основном рис, реже гречка, и вареная курица. Все, что вокруг тебя, должно быть подчинено цели, конкретному чемпионату. У обычных людей основное — работа, семья, а в свободное время — тренировки. Но если выступаешь на соревнованиях, должно быть наоборот. Только тогда будет результат.

Настя. Фото из личного архива
Настя. Фото из личного архива

Настя. Фото из личного архива

Настя. Фото из личного архива

А сладкого хочется?

Настя: Очень хочется сладкого и картошки фри, особенно на сушке. Но приоритеты должны быть расставлены правильно. Можно пойти и съесть этот кусок торта, но нужно понимать, что этим куском ты перечеркнешь все усилия предыдущей недели. Каждый раз делаешь выбор: или идешь на поводу у своего желудка, или ровно идешь к своей идеальной форме.

Евгений: Я иногда приезжаю с соревнований, думаю: то хочу, и то! Съем тарелку макарон с котлетой, кусок торта и все — на следующий день, кроме курицы и риса, уже ничего не хочется.

Самый популярный вопрос от людей, далеких от бодибилдинга: зачем все это? Зачем качаться до невероятных размеров?

Евгений: А зачем марафонцы 50 километров бегают? Это спорт! Любой спорт подразумевает пиковое состояние организма, будь то тяжелая атлетика, баскетбол, хоккей, игровые виды спорта. Основной критерий выигрыша у нас — очень большая мышечная масса и очень хороший рельеф, без этого никак. Тренируясь, я из года в год становлюсь все больше, через пять—шесть лет я значительно увеличусь в размерах. Невозможно не расти, отсюда и получается эта гипертрофия.

Тут нужно разделять: занятия спортом для себя и занятия ради достижения цели, тут рисков и травм больше, режим жестче. Режим тренировок, питания, сна, отдыха — многие люди просто не могут его соблюдать.

Есть мнение, что это очень опасно.

Евгений: Любой спорт на результат не слишком совместим со здоровьем. Любой. Наш — в большей степени. Но у нас есть преимущество: мы можем постоянно мониторить состояние, сдавать гормоны, консультироваться с врачами. Если что-то пошло не так, нужно сделать паузу, восстановить организм, а потом продолжить. В этом нет ничего страшного. Просто не все это делают, отсюда и идут страшилки про то, что кто-то в 30 лет загнулся. Конечно, если ума нет, можно и в 20 загнуться.

Настя: Протеина наелся и загнулся, ага.

Евгений: Можно получить проблемы со здоровьем, употребляя большое количество белка, то есть рыбы, мяса, яиц. Если превышена норма 3 грамма на килограмм веса, начинается окисление крови. Начинаются сбои, проблемы с почками и печенью. Это можно получить от обычной пищи, если сутками есть мясо, необязательно для этого тренироваться. В спорте, как и везде, нужно понимать, что ты делаешь. Четко знать, сколько, чего и когда. Если сам не можешь, для этого есть профессиональные тренеры.

За кулисами соревнований.  Фото c сайта Федерации бодибилдинга и фитнеса Иркутской области
За кулисами соревнований. Фото c сайта Федерации бодибилдинга и фитнеса Иркутской области

Вам часто приходится сталкиваться с негативом и непониманием?

Настя: Мои родители надеются, что это мое увлечение скоро закончится. Им хочется внуков. Я и сама понимаю, что вроде бы пора, но сейчас у меня столько планов, что ожидания родителей скорее всего в ближайшее время не сбудутся. Долгое время я искала занятие, в котором можно соединить и работу, и удовольствие, и, как это не пафосно звучит, возможность делать мир лучше, красивее. И у меня есть ощущение, что я нашла, то что искала.

Евгений: Люди могут шушукаться и тыкать пальцем, но в глаза никто ничего такого не говорит. Правда, сейчас, когда приходят клиенты, слышу от них: «Я хочу накачаться… Только не так, как ты!». Я воспринимаю это как комплимент.

Настя: Я раньше тоже боялась, говорила тренеру: зачем мне такая нагрузка, у меня же руки будут, как у Сталлоне! А сейчас, когда вижу в зеркале, как меняется тело, как работает та или иная мышца, для меня это удовольствие. Это своего рода зависимость. Также я считаю немаловажным пытаться узнать как можно больше о том упражнении, которое делаешь, чтобы понимать над чем ты работаешь, чтобы чувствовать мышцу. Это ощущение «понимания» пришло ко мне только спустя год постоянных тренировок. Нужно все время включать голову.

Помимо отличной физической формы, для успешного выступления на чемпионатах бодибилдеры и модели фитнес-бикини должны обладать артистизмом, уметь позировать и буквально излучать уверенность в зал. Если ты сам не покажешь свои мышцы, судьи не станут разглядывать, есть ли они у тебя вообще, говорят спортсмены. Конкуренция на соревнованиях огромная. С каждым годом спорт становится популярнее, а участников все больше. При этом они даже не рассчитывают на денежное вознаграждение.

Евгений: На подготовку тратится очень большая сумма, около 120—150 тысяч в год. Это питание, тренировки, консультации, билеты. Максимум, что можно получить на чемпионате, — это грамота, медалька и пакетик протеина. Все, точка. Выхлопа вообще никакого. Это спорт энтузиастов.

Настя: Для девушек еще дороже: помимо прочих затрат, нам нужен купальник, бижутерия, создание образа (макияж, укладка). Также перед соревнованиями, как правило, освежается маникюр, педикюр, обязательное удаление волос с тела и пилинги, кто-то наращивает волосы, а кто-то еще и грудь… Купальник может стоить дорого, очень дорого, учитывая нынешний курс доллара. Стоимость купальника, который будет выглядеть достойно, начинается, примерно, от 15 — 18 тысяч руб. Есть мировые известные студии, которые шьют от 1000—1500 долларов за купальник.

Евгений. Фото из личного архива
Евгений. Фото из личного архива

С чего следует начать человеку, который никогда ничем не занимался, и вдруг решил?

Евгений: Надо найти хорошего тренера, которых, кстати, у нас в городе не так много. Идеально, если хотя бы какое-то время тренер сам выступал. Скинуть вес, набрать вес, устранить травмы — человек, который все это прошел, знает об этом больше, чем теоретик. Я был во многих залах города. Диву даешься, сколько там некомпетентных, часто равнодушных людей. А потом начинается: вот я ходил в тренажерку, мне спину надорвали. К кому ходил? Куда? Можно заплатить деньги и потом получить еще болячку. У меня были двое или трое таких клиентов. Один от тренера пришел с грыжей, второй с разорванными связками на колене. Сходил в зал!

Чтобы получить такие травмы, нужно работать с огромным весом?

Евгений: Нужно, чтобы тренер был идиотом.

Настя: И больше ничего, этого достаточно.

Евгений: Травмироваться можно очень легко, достаточно «поставить» человеку неправильную технику. Если вес чуть превышает физиологическую норму, а техника неправильная, травма неминуема. Неважно, что это, локти, колени, плечи. Плечи — это беда всех, сустав очень сложный, мало кто может сказать толком, как его правильно даже размять перед тренировкой.

Настя: В лучшем случае, если тренер некомпетентный, можно не получить ничего.

Евгений: Тренер должен быть высокой квалификации. Лучше, если он выступающий спортсмен и кого-то готовит. Некоторые приходят в зал, видят большого тренера и пугаются: к нему не пойду, он меня таким же сделает! Неправда! Нормальный тренер, грамотный, сделает то, что хотите вы, а не то, что хочет он. Спросит, что нужно на выходе получить, расспросит о травмах и уже от этого будет отталкиваться. Не бывает такого, что человек пришел, а тренер ему: давай, будешь как я!

Настя: Такая аналогия: если я пришла делать маникюр, а у мастера неаккуратные ногти, у меня возникнут сомнения в ее профессионализме. Если я хочу заниматься и видеть результат, я не выберу себе в тренеры какого-нибудь сутулого задохлика. Тренер должен олицетворять собой свою профессию. Также для меня важно, так как я выступаю на соревнованиях, чтобы мой тренер сам варился в этой кухне, или выступал когда-то, или являлся действующим спортсменом.

Евгений: При выборе тренера важно смотреть на его клиентов, как они выглядят. Бывает, что люди платят деньги и из года в год, а результата нет, они остаются одинаковыми. Зачем?!

Настя: Ну, они платят за…

Евгений: Разговоры?

Настя: Ощущение собственной значимости.

Евгений: Ну, должен же быть хоть какой-то результат! Что уж совсем до печального доводить? Ко мне пришел один местный бизнесмен. 89 килограммов жира, крупный конкретный шарик такой. Он долгое время тренировался в другом зале и ничего не происходило. Сейчас за полтора месяца минус 10 килограммов. Он говорит: я себя чувствую другим человеком, мне стало легко, стало сил больше, люди говорят, что помолодел. Конечно, это не только тренировки, но и питание. Когда мы начали общаться, он признался: мне за столько лет тренировок ни один тренер про питание не говорил.

Настя: Первый диалог всегда должен быть о еде. Потому что питание — это 80—90 процентов успеха.

Евгений: И как правило, оно у всех безобразное: обилие сладкого, жирного, колбасы…

Но при этом все готовы покритиковать бодибилдеров.

Евгений: Ругают обычно люди, далекие от этого, которые не понимают сути. Причем, обычно это выглядит так: «Фу, так некрасиво, так перекачано… А можно потрогать?!».

Настя: У всех свои критерии, конечно. Но на самом деле это очень красивый спорт.

Беседовала Юлия Смирнова

  • Chaki 7 мая 2015 в 16:53

    фу! страшные как трансы! не спорт это!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля