Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Алиментарные истории

Главный специалист-эксперт отдела организации исполнительного производства УФССП России по Иркутской области Виктория Хаецкая поведала ИА «Иркутск онлайн» не придуманные истории про злостных алиментщиков и рассказала, чего теперь им стоит бояться.

Вместо предисловия. Иркутск, 18 мая 2015 года, теплый полдень, автобус № 7 и разговор двух мальчишек лет 11—12. Один из них хвастается другу купленной недавно курткой и добавляет с сияющими глазами: «А если год без троек закончу, родичи мне обещали купить тот крутецкий планшет, помнишь?». Его приятель низко опускает голову и кивает в ответ. Первый все не унимается: «Ну, ты чего скис-то? А тебе что подарят, ты же точно без трояков закончишь?». Второй буркает в ответ: «Ничего мне не купят, мама едва наскребает на еду и одежду „мелкому“. Он же быстро растет, ему надо и игрушки. Нужнее, чем мне, он же малой совсем. Денег у нас нет почти, папка не платит эти… элементы, в общем. Вот вырасту, сам все куплю – и себе, и маме, и брату».

Любовь прошла, остались алименты

Грустную историю о детстве, отнятом собственным отцом, сегодня могут рассказать тысячи детей Иркутской области. И хотя, по данным органов ЗАГС Приангарья, в нашем регионе разводов по сравнению с предыдущими годами стало меньше, такие печальные истории встречаются на каждом шагу. По данным службы судебных приставов региона, добровольно платит алименты лишь треть родителей.

— В 2014 мы зарегистрировали задолженность в размере 4 миллиардов 834 миллионов 844 тысяч рублей, — уточняет главный специалист-эксперт отдела организации исполнительного производства УФССП России по Иркутской области Виктория Хаецкая. — По действующему закону, если один из родителей ребенка отказывается выплачивать средства на его содержание, второй вправе обратиться в суд. Тогда алименты с неплательщика будут удерживать в принудительном порядке.

Вариантов таких обязательных выплат существует несколько. По общему правилу, родители должны ежемесячно выплачивать на содержание одного ребенка четверть заработной платы, на двух детей — треть, на трех и более детей — половину заработка. Если у родителя, обязанного выплачивать средства на содержание ребенка, зарплата официально отсутствует, тогда задолженность по алиментам определяется судебным приставом-исполнителем по среднемесячной заработной плате по России.

Семейный кодекс РФ и Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» диктуют: суд может обязать выплачивать алименты и в конкретной сумме, такой вариант предусмотрен в случае отсутствия у алиментщика постоянного, фиксированного заработка.

Если горе-родители редко платят алименты самостоятельно, то исполнять решение суда добровольно они решают еще реже. Тогда к делу и подключаются судебные приставы, они оценивают заработки и имущество должников. Если надо — ищут, а когда найдут, бывает, приходится вести и долгие разговоры — убеждать, уговаривать, стыдить. Порой, не помогает и это.

Специалисты службы судебных приставов по Иркутской области признаются, что дела по взысканию алиментов у них всегда были и будут считаться самыми главными, по умолчанию. По-другому быть просто не может: когда каждый день сталкиваешься с таким наплевательским отношением к детям, хочется хоть как-то помочь каждому ребенку. Чтобы грустных историй стало как можно меньше.

Фото предоставлено УФССП по Иркутской области
Фото предоставлено УФССП по Иркутской области

Пристав, он же психолог

— Нельзя судить всех и сразу, но сознательные отцы и матери разве доведут такие дела до суда, — говорит Виктория Хаецкая. — Брак может распасться — это одно дело, но когда родители забывают про своих же детей – чем такое объяснишь?

На этот вопрос у «забывчивых» родителей вариантов ответов существует масса. Иногда родитель, чаще всего, конечно, отец, начинает проверять на приставах свои актерские способности и восклицает «Ой, а надо было алименты платить, да? А что же мне не сказали! Я не знал, честное слово!». На вопросы пристава: «Может, вы не знали, и что дети у вас есть?», ответ следует примерно такой: «Ну есть… вроде бы».

Иногда «спектакль» идет по сценарию «Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не заплачу». Часто такой родитель примеряет на себя роль нищего и несчастного, в ответ на увещевания пристава, «заводит» рассказы о том, что он «бы платил, так не с чего, самому есть нечего. А устраиваться на работу, где платят 15 тысяч, извините, не позволяет гордость». Поверить в такие стенания, правда, чаще всего мешает припаркованная возле здания службы приставов новенькая иномарка «бедного и несчастного».

Взрослые и состоявшиеся по жизни дяди и вовсе закатывают в кабинете приставов истерики, с чисто подростковым упрямством и обидой твердя: «Не даю деньги, потому что ребенок живет с бывшей! Ей-то я за что платить должен, она мне и так нагадила по жизни, и все на себя будет тратить. Ни копейки не дам!». Тогда приставу приходится включать режим «психолог» и доносить до «папы» простую, казалось бы, мысль: «Бывшие супруги бывают, а вот бывших детей не бывает точно. Они ваши на всю жизнь».

Нередко приставам приходится наблюдать, как бывшие супруги используют собственных детей в качестве инструмента для достижения целей.

— Недавно случай был, — рассказывает Виктория Хаецкая. — Состоятельный мужчина, который официально нигде не работал, платил жене только алименты в минимальном размере, как положено по закону. Ее такая ситуация, конечно, не устраивала. Он ей предложил договориться: ты отдаешь мне ребенка на три дня в неделю, а я содержу вас. Но женщина тоже почему-то решила сопротивляться. Страдает-то в результате такого ребенок. Вот и приходится нам уже не только психологами быть, но и парламентерами выступать.

Некоторым давно совершеннолетним людям не помогают повзрослеть никакие разговоры. Такие родители даже могут из каких-то непонятных принципов отомстить надоевшим приставам, а заодно зачем-то и своему ребенку. Такой пример в практике управления тоже был. В прошлом году 25-летний иркутянин, накопив 30 тысяч рублей долга, в конце концов соизволил отдать часть средств на воспитание своей маленькой дочери. Свой отцовский долг парень решил отдать 10-рублевыми монетами. Ничего, приставы не дрогнули: методично пересчитали каждую монетку и зачислили на счет девочки.

Фото предоставлено УФССП по Иркутской области
Фото предоставлено УФССП по Иркутской области

Отдых отменяется, квартира и машина изымаются, тюрьма открывается

Тех, кто систематически бегает от уплаты денег на содержание детей, на языке юристов называют «злостными алиментщиками». Такие горе-родители хитрят по-всякому, скрываются. Но найти их в большинстве случаев все равно удается довольно быстро благодаря единой базе данных ФССП. Опытный пристав знает: человек не невидимка, как бы ни бегал, а какой-нибудь след да оставит.

Договориться по-хорошему с такими товарищами редко удается даже при всем опыте и мастерстве приставов. Приходится разговаривать, а точнее действовать, «по-плохому». На этот случай закон предусмотрел и довольно эффективные меры. Уже несколько лет для алиментщиков закрыт выезд за границу, а если долг слишком велик — то и по родной стране не получится передвигаться.

Папаш, решивших хорошо отдохнуть на теплом пляже в то время, когда их ребенку не в чем пойти в школу, с рейсов в аэропорту снимают довольно часто. И эта мера действительно работает. Например, в марте 33-летний иркутянин, задолжавший 500 тысяч рублей, вынужден был все же вспомнить о своих детях, когда повстречал в аэропорту судебных приставов. Мужчина долго возмущался, что сорвалась очень важная для него деловая поездка, но долг начал гасить в тот же день.

Если такие ограничения не действуют, то приходится переводить разговор в материальную плоскость: арестовывать счета, накладывать аресты и ограничения на имущество. Иногда для возвращения сознательности достаточно и одного оценивающего взгляда пристава, скользящего, например, по машине должника. Некоторые до последнего не верят, что за невыплаченные алименты (подумаешь, грех какой!) можно лишиться своего драгоценного имущества. Бывают и те, кто начинает возмущаться «Не посмеете, мое, честно заработанное!».

— Неплательщик алиментов — это должник, — поясняет Виктория Хаецкая. — У него есть долг, который может быть погашен, как и любой другой долг, за счет реализации его имущества. Имущество изымается, продается, деньги зачисляются на счет взыскателя. Возможен и вариант передачи имущества взыскателю в счет погашения задолженности.

Чаще всего за долги забирают автомобили. В Иркутской области очень часто неплательщики алиментов ездят на дорогих внедорожниках, такой вот фокус. Например, в январе 2015 года иркутским приставам удалось отыскать отца 17-летней Саши. «Любящий папа» давно и думать забыл про дочь, в результате накопил больше 400 тысяч рублей долгу по алиментам. Вместе с отцом очень кстати «отыскался» и автомобиль Land Rover 2014 года. Денег от его продажи девочке как раз хватит на учебу в вузе.

В ближайшем будущем «забывчивых родителей» и вовсе собираются лишать не машин, а водительских удостоверений. Госдума рассматривает соответствующий законопроект уже во втором чтении.

Виктория Хаецкая считает, что это будет одной из самых эффективных мер в борьбе с алиментщиками. Ведь водительское удостоверение есть практически у каждого мужчины, и они точно не захотят с ним расставаться.

Был и другой показательный случай: неплательщик из Ангарска чуть не лишился из-за невыплаченных алиментов квартиры. Почуяв, что действительно «запахло жареным», мужчина стал быстро гасить свой долг в полмиллиона рублей.

— За неуплату алиментов предусмотрена и уголовная ответственность, — продолжает Виктория Хаецкая. — Статья 157 УК РФ. Правда, суд редко дает реальный срок алиментщику. Но, глядя на некоторых из них, так и хочется сказать: «А жаль, вот очень жаль!».

Фотография метр на пятнадцать

Недавно в арсенале судебных приставов появилось и еще одно средство борьбы со злостными алиментщиками. К чувству долга забывчивых родителей теперь решили взывать и с помощью стыда. На центральных улицах города баннеры с фотографиями тех, кто упорно «бегает» от исполнения собственного родительского долга.

Средство уже удачно прошло испытание в Саянске. Когда в одночасье на улицах города появились огромные фотографии злостных алиментщиков, многие из них были готовы на все, чтобы его портрет сняли с этой «доски почета». Кроме того, на таких баннерах приставы будут размещать и данные тех должников, кто до сих пор находится в розыске. Оказалось, что и это эффективно. Скоро такие баннеры появятся и на улицах Иркутска.

Вместо послесловия: Есть у службы судебных приставов и хорошая новость: по последним статистическим данным, сумма задолженности по алиментам в регионе сокращается. Увы, чаще всего это результат работы судебных приставов, а не повышения сознательности граждан. Еще обиднее от того, что в большинстве случаев родитель, скрипя зубами, просто платит по долгам, не заикаясь даже ни о каком общении с брошенным ребенком. И пусть приставы борются за каждую копейку, они точно знают: рубли — не единица измерения любви. Вернуть ребенку искреннюю заботу и поддержку не способен ни один суд и ни один, даже самый хороший пристав.

Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»

  • id60086205 10 сентября 2015 в 14:09

    Смотрю тут все такие умные .. Сразу хочу сказать , что каждая история индивидуальна , бывает , что отец выплачивает алименты с зп в 8 тыс., и не скрывает , что делает это исключительно из-за разногласий с бывшей барышней (которая, в большинстве случаев не дает возможности отцу…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля