В эпоху, когда подведение кинематографических итогов даже отдельно взятого года выглядит немного нелепым, материал о результатах весны кажется вовсе излишней затеей. Но мы все-таки дерзнем окинуть снисходительным взором премьеры последних трех месяцев, скажем, для того, чтобы уяснить, а происходит ли в сегодняшнем кино хоть что-нибудь? И если да, то чего происходит больше — хорошего или плохого?
Ответы, впрочем, заведомо неутешительны. По скромному мнению вашего обозревателя, половина выходящих нынче фильмов заслуживает оценки «3» по пятибалльной шкале. Вторая половина — оценки «2», а то и «1». Приведенные ниже «лучшие» и «худшие» фильмы весны следует воспринимать именно так: первые — как троечные (стало быть, «зачетные»), вторые — как двоечные (то есть, неудовлетворительные). Картины упоминаются в том порядке, в каком они поступали на экраны российских кинотеатров.
«Лучшие» фильмы:
«Робот по имени Чаппи» (16+)
Банда недоумков (южноафриканская рэп-группа Die Antwoord) отнимает у интеллигентного инженера (Дев Пател) спроектированного им робота. Этого «искусственного интеллектуала» хулиганы нарекут собачьим именем и попытаются сделать из него гангстера, но не очень в том преуспеют.
После отвратительного фильма «Элизиум — рай не на Земле» йоханнесбургское режиссерское дарование Нилл Бломкамп спешно исправился и снял фильму, почти не уступающую его прорывному дебюту «Район № 9». «Робот по имени Чаппи» — такая примитивная контаминация «Робокопа» Верховена и «Искусственного разума» Спилберга. При всей наивности, а зачастую нелепости происходящего, от просмотра «Чаппи» трудно оторваться. Особенно, когда на экране действуют колоритнейшие фрики Die Antwoord.
«Снайпер» (18+)
11 сентября 2001 года навсегда изменило жизнь техасца Криса Кайла (Брэдли Купер). После этой траурной даты Крис из флегматичного фермера навек переродился в ультрапатриота, а талант к снайперской стрельбе помог ему стать главным кошмаром иракцев на войне.
Тридцать четвертая режиссерская работа суперстарца Клинта Иствуда поставлена по мемуарам реального морпеха Кайла и выглядит эдакой обновленной версией классического голливудского фильма о Первой мировой войне «Сержант Йорк». Недоброжелатели, впрочем, сравнивали иствудовского патриота с нацистским стрелком Фредериком Цоллером из «Бесславных ублюдков» — и не без оснований.
Но фильм Клинта подкупает не милитаризмом и не «антивоенностью» (чего там больше, сам бог Марс не разберет). Главное, что «Снайпер» — еще одно безукоризненное, дистиллированное «мужское кино». Лучше Иствуда такие вещи в 21 веке, пожалуй, не умеет снимать никто.
«Дорога на Берлин» (12+)
Летом 1942 года рядовой Джурабаев (Амир Абдыкалыков) ведет на расстрел лейтенанта Огаркова (Юрий Борисов) через бесконечную степь. В процессе конвоирования происходит много всякого.
Двум другим весенним картинам о Великой Отечественной войне — «Битве за Севастополь» и «А зори здесь тихие…» — определенно стоит предпочесть эту. В «Дороге на Берлин» нет ничего раздражающего, а уж тем более гламурного или «разоблачительного».
Больше всего это кино напоминает замечательную «Брестскую крепость» 2010 года. Только в отличие от нее «Дорога» напрочь лишена масштабности. Это очень скромное, камерное, ненавязчивое кино. Почти по-советски добротная гуманистически-совестливая драма.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (16+)
В мрачной Австралии будущего бывший полицейский Макс (Том Харди) и пламенная военачальница Фуриоза (Шарлиз Терон) противостоят группировке отморозков-мизантропов.
На счастье «Форсажа—7» и «Мстителей—2», «Безумный Макс—4» вышел после них. Если бы случилось наоборот, новые приключения унылых автогонщиков и комиксовых героев смотрелись бы уж очень жалко.
«Дорога ярости» — один из самых зрелищных фильмов последних лет. При этом создатели по минимуму использовали здесь компьютерную графику, а по максимуму — реальных трюкачей, циркачей и автомобильных лихачей.
Надо заметить, кое в чем четвертый «Безумный Макс» походит на «боевиковую» версию германовского «Трудно быть Богом», а это не может не отталкивать многих зрителей. Но по части визуального пиршества с новым «Максом» не сравнится никакой инфантильно-прилизанный блокбастер.
«Земля будущего» (12+)
Кейси (Бритт Робертсон) становится обладательницей волшебного значка, служащего «входным билетом» в будущее. Объединившись с изобретателем Фрэнком (Джордж Клуни) и боевитой отроковицей Афиной (Раффи Кэссиди), Кейси выступает против одного корыстного типа (Хью Лори) и попутно спасает мир.
«Земля будущего» — это, конечно, не «Хранитель времени» и не «Супер 8», но все равно неплохой детский фантастический фильм — своего рода «Гостья из будущего» на диснеевский лад. Постановщиком выступил Брэд Берд — режиссер пиксаровских шедевров «Суперсемейка» и «Рататуй», а также великолепной четвертой части «Миссия невыполнима».
В фильме немало недостатков, главный из которых — изрядное количество псевдонаучной болтологии. Для фильма, где все главные роли (кроме клуниевской) исполняют дети, это чересчур. Зато среди тех детей резко выделяется чудесная 13-летняя актриса Раффи Кэссиди, напоминающая очень юную Еву Грин. Вот ее точно ждет блестящее будущее.
«Худшие» фильмы:
«Машина времени в джакузи — 2» (18+)
Главные герои под руководством Лу (Роб Корддри) попадают из 2015-го в 2025 год. И в показанном нам будущем все отвратительно.
Вторая «Машина в джакузи» — нередкий пример сиквела, который нисколько не развил скромные достоинства оригинала, но зато до предела усугубил его недостатки. «Машина-1» вышла пять лет назад и выглядела относительно милой комедией на тему ностальгии по восьмидесятым (в тот раз герои попадали именно туда). К тому же там играл интеллигентный Джон Кьюсак.
В продолжении не осталось ни Кьюсака, ни чего-либо милого (не говоря уже о смешном). А то, что в ближайшем будущем все станет только циничнее, пошлее и бездарнее, очевидно и без этой киногадости.
«Искатель воды» (16+)
Сразу после Первой мировой войны австралийский фермер (Расселл Кроу) пытается отыскать на Галлиполийском полуострове тела своих погибших сыновей. А заодно крутит любовь с зажиточной турчанкой (Ольга Куриленко).
Дебютировав в качестве режиссера, Расселл Кроу снял образцово-показательный фильм с Расселлом Кроу. Скучнее, конечно, он ничего и выдумать не мог. «Искатель воды» хуже даже прошлогоднего «Ноя», хотя во многом эти фильмы — братья-близнецы. Да, в «Ное» Кроу спасался от воды, а здесь он ищет воду, но в обеих картинах вершит свою миссию с таким нестерпимым пафосом, что фальшивым выглядит каждый поворот сюжета и даже любой кадр.
Впрочем, в «Ное» хотя бы мистика была уместна. Но к чему она здесь, в драме про печальные последствия войны?
«Форсаж—7» (16+)
Самые «форсистые» парни современности (Пол Уокер, Вин Дизель, Дуэйн Джонсон) гоняют в своих тачках по всему миру, пытаясь совладать с одним нехорошим человеком (Джейсон Стэтем).
Уокер и Дизель в последний раз встречаются на экране в рамках прославившей их франшизы. Это не означает, что продолжения не будет: наоборот, его появление неизбежно. И понятно, почему: на данный момент «Форсаж—7» занимает четвертую строчку в списке самых кассовых фильмов мира.
Что тут можно сказать? Данное обстоятельство как нельзя нагляднее подтверждает известную максиму «публика — дура». Семь раз подряд с восторгом смотреть практически на одно и то же — это вряд ли получится расценить как признак большого ума. И даже элементарный гоночный драйв, как выяснилось после нового «Безумного Макса», может быть куда более ярким и яростным, чем здесь.
«Добро пожаловать в рай!» (16+)
Искусственным городом, населенным роботами, заправляет гнусный тип (Брюс Уиллис). За большие деньги желающие могут убивать и насиловать его «жителей». Но после очередной починки одна женщина-робот (Эмбир Чайлдерс) поднимает бунт против своего босса.
Это фильм, после которого можно окончательно ставить крест на постылом актере Брюсе Уиллисе. Качество (точнее, отсутствие такового) данной ленты на порядок ниже любой из тех безделок, в которых Уиллис светился в течение последних десяти лет.
«Добро пожаловать в рай!» откровенно паразитирует на знаменитом фильме 1973 года «Мир Запада». При этом создателям даже украсть идею не удалось как следует. Какой-нибудь убогонький российский «Вычислитель» и то производит лучшее впечатление.
«Мстители: Эра Альтрона» (12+)
Мстители (Роберт Дауни-мл. и все-все-все) снова вместе! На этот раз им противостоит робот-мизантроп Альтрон, задумавший заменить человечество своими металлическими собратьями.
«Эра Альтрона» — пока что худшая экранизация марвеловского комикса. Расхожее выражение «ни о чем» стало бы для нее идеальным слоганом. Понятно, что «ни о чем» почти все кинокомиксы, но вымученность и ненужность второй части «Мстителей» уже просто запредельные. Ей-богу, даже «Трансформеры» осмысленнее.
А из сравнения этой серии с куда более скромным «Роботом по имени Чаппи» вытекает, что «мстительных» авторов срочно следует отправить на поселение в ЮАР. Может, хоть там они вдохновятся и научатся сочинять пусть лобовые, но минимально занимательные сюжетцы.
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции.
Евгений Новицкий, ИА «Иркутск онлайн»
Согласна с текстом, выделенным курсивом. Субъективно, не совпадает.