Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Основы региональной экономики

За последние три года в Иркутской области произошли серьезные экономические перемены. Деловая активность растет, открываются и модернизируются производства. В числе стратегических приоритетов региональной власти — снижение зависимости от сырьевых доходов и изготовление продукции с более высокой добавленной стоимостью. Исполняющий обязанности министра экономического развития Иркутской области Руслан Ким рассказал о текущих проектах своего ведомства и обозначил перспективы развития региональной экономики.

Об экономическом рывке

На фоне сложной экономической ситуации в стране все чаще звучат прогнозы о существенном падении реальных доходов населения. В противовес пессимистическим настроениям, благо, существует беспристрастная статистика. А она говорит о следующем — в Иркутской области рост реальных доходов населения в январе-июне 2015 года в среднем составил 103% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

— Правда, стоит отметить, что в регионе увеличилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума, — поясняет Руслан Ким. — Во многом это произошло из-за того, что в прошлом году региональная потребительская корзина была значительно увеличена. Люди, у которых официальный доход не изменился, автоматически попали под графу «ниже прожиточного минимума».

Пусть не так существенно, как хотелось бы, но все же растут зарплаты работников бюджетной сферы. Еще один важный показатель — индекс промышленного производства. За первое полугодие нынешнего года он прибавил 5%. Отсюда — рост зарплат по ряду отраслей промышленности, а также в сырьевом секторе.

Руслан Ким, глава минэкономразвития Иркутской области
Руслан Ким, глава минэкономразвития Иркутской области

— У нас практически все показатели, определяющие состояние экономики региона, на уровне или выше среднероссийских: и темпы роста валового регионального продукта, и индекс промышленного производства, — рассказывает Руслан Ким. — Поэтому как можно говорить, что состояние экономики тяжелое? Ни одна экономика с индексом роста инвестиций в 26% по сравнению с январем-июлем прошлого года не может быть тяжелой. И это не наши оценки, а объективные показатели и статистические данные. В какую тяжелую экономику инвесторы будут вкладывать деньги?

О форсированном развитии

Экономическое развитие Иркутской области и рост инвестиций на фоне неблагоприятной обстановки в России базируются на нескольких принципах. Ключевой из них — налаживание связей с крупными игроками регионального рынка и реализация стратегических инфраструктурных проектов.

Один из главных элементов экономической политики области в отношении крупных предприятий, работающих в Приангарье — предоставление льгот. В общей сложности региональные компании получили налоговых преференций на 3,5 миллиарда рублей. По сути, это недополученные доходы областного бюджета. Руслан Ким поясняет, что на первый взгляд может показаться, что стоит отказаться от такой практики и собирать налоги в полном объеме. Но тогда ни о каком форсированном развитии экономики Иркутской области говорить не придется.

Принцип льготирования прост — недоплаченные налоги остаются на предприятии. Высвободившиеся средства дают компаниям больше возможностей для развития. А это закономерно тянет за собой сопутствующие положительные моменты для экономики Приангарья — создание рабочих мест, обновление основных фондов, ускоренный ввод новых мощностей и вложения в инфраструктуру, в том числе социальную. А, следовательно, и дополнительные налоговые поступления в бюджеты и фонды всех уровней.

— На эти недополученные бюджетом деньги мы дали предприятиям возможность развиваться, — поясняет Руслан Ким. — За счет этого компании ускоренными темпами инвестируют высвободившиеся средства в производство. И за эти расходы отчитываются перед нами — траты контролируются очень жестко.

В качестве примера такой политики — недавняя ускоренная реализация инвестиционных замыслов Иркутской нефтяной компании. Теперь, по словам Руслана Кима, можно объективно признать, что без региональной помощи этого не случилось бы. Имея за плечами поддержку регионального правительства, компания сейчас может претендовать на 200 миллионов рублей федеральной поддержки на осуществление своих инфраструктурных проектов в Усть-Куте.

Одновременно поддерживаются тесные контакты с федеральным правительством. На уровне министерства экономического развития РФ интересы Иркутской области региональные чиновники отстаивают достаточно активно. На просьбы о поддержке моногородов, сельского хозяйства и других сфер региональной экономики у правительства Приангарья есть неоспоримые аргументы.

Руслан Ким, глава минэкономразвития Иркутской области
Руслан Ким, глава минэкономразвития Иркутской области

— В 2014 году 200 миллиардов рублей ушло из Иркутской области в виде налогов, акцизов, сборов в бюджет Российской Федерации. Обратно мы получили только восемь миллиардов в виде межбюджетных трансфертов. Поэтому чем больше в наш регион вкладывается федеральных ресурсов, тем больше отдача в бюджет России.

Об отношениях с федеральными холдингами

Еще одно важное направление — работа с федеральными холдингами, имеющими свои интересы в Иркутской области. Так, в сентябре правительство Приангарья планирует подписать с руководством РУСАЛа соглашение о создании большого ЦОДа (Центра обработки данных) в Иркутске. И это не считая проекта ОК РУСАЛ по строительству анодного производства в Тайшете. А это вновь — дополнительные инвестиции и новые рабочие места.

— Наши инструменты — это подписанные документы о социально-экономическом сотрудничестве. В прошлом году — более 30 таких соглашений, в этом году — должно быть 45. По ним практически все крупные компании региона возвращают налоговые поступления в Иркутскую область. Это очень кропотливая работа, которую мы активно ведем.

К примеру, РЖД кроме прокладки второй ветки БАМа готово реализовывать в регионе и другие важные для Иркутской области проекты. Это оборудование переездов, пункты весового контроля. Также железнодорожники готовы добиваться прозрачности отгрузок леса и согласны сами, за свои деньги, обустроить крупный перевалочный пункт для лесоматериалов в Иркутске.

— Здесь будет таможенный пост, брокерский склад. Это делает РЖД, а у нас появляется прозрачная площадка по лесозаготовительной продукции, — поясняет глава регионального минэкономразвития.

Еще один положительный пример подобных договоренностей — соглашение с «Газпромом» по строительству газопровода «Сила Сибири». По результатам переговоров «Газпром» в приоритетном порядке готов рассматривать в качестве подрядчиков и поставщиков иркутские компании, подходящие под требования холдинга.

Таким образом, деньги остаются в экономике области, а местные фирмы получают дополнительные заказы. Подобный подход по вовлечению малого и среднего бизнеса Иркутской области в свои проекты начинают реализовывать остальные федеральные гиганты, например «Роснефть», «Транснефть» и другие.

О машиностроительном кластере

25 августа на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском ожидается подписание четырехстороннего договора по машиностроительному кластеру. Документ о хозяйствующем партнерстве подпишут Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Внешэкономбанк, корпорация «Иркут» и правительство Иркутской области. Этот договор распределяет доли и конкретные зоны ответственности в индустриальном парке. А именно — кто сколько вкладывает средств и на какие проекты, а также то, кто чем будет заниматься. Чуть позже пятым участником соглашения станет госкорпорация «Ростех».

Иркутский авиазавод. Фото ИА «Иркутск онлайн»
Иркутский авиазавод. Фото ИА «Иркутск онлайн»

— Таким образом у нас в будущем кластере появятся два крупных резидента с объемом инвестиций в миллиарды рублей, — рассказывает Руслан Ким. — Эти предприятия будут делать комплектующие для МС-21 и других самолетов, которые производят на авиазаводе. От этого снизится себестоимость продукта, а в производственный процесс вовлекутся дополнительные руки и инженерные головы. В производственный процесс также включится уже созданный центр сертификации и стандартизации, а вдобавок и центр инжиниринга.

Такая политика приносит результат — сейчас только авиазавод по итогам 2014 года заплатил налогов на доходы физлиц на миллиард рублей. На самом предприятии уже полным ходом идет расширение производства под сборку нового среднемагистрального самолета МС-21. Это дало дополнительно 900 рабочих мест на предприятии с перспективой трудоустройства еще трех тысяч.

Кроме того, ОАК готовит финальный этап конкурса по подбору 200 самых инновационных проектов, проходящего в нашем регионе. Участники конкурса — в основном наши. Победителям на реализацию проектов выделят миллиард рублей. И все средства пойдут в создаваемый машиностроительный кластер.

— Резиденты машиностроительного кластера, в частности, получают и налоговые льготы. То есть, все делается для того, чтобы наш бизнес подтянуть к началу массового выпуска МС-21, который начнется с 2018 года. К нам также заходят инвесторы с таких развитых высокотехнологичных, наукоемких зон, как питерская особая экономическая зона, Дубна. Они придут в наш регион с производствами комплектующих для будущего самолета.

О моногородах

Руслан Ким подчеркивает, что для включения Тулуна в федеральный перечень моногородов первой, кризисной категории, региональному минэкономразвития потребовалось больше года. Все дело в том, что критерии определения моногорода привязывались исключительно к промышленности, производствам по зависимости от производственных монополий.

— По Киренску тоже есть разговоры о включении его в перечень моногородов. Отчасти это предложение может быть верным: там находится Киренская РЭБ флота — то есть, условно город работает на реке. Но присутствуют еще и лесозаготовительные предприятия, что несколько размывает эту монополию. Но мы начали работать в этом направлении. То есть не только по факту наличия крупных предприятий, а-ля БЦБК или Коршуновский ГОК, а еще и с учетом сервисной составляющей экономики моногородов.

Однако попадание Тулуна в перечень — только полдела. Теперь важно разработать для города нормальный комплексный инвестиционный план. И здесь нужны общие усилия областного и муниципального уровней. Поэтому сейчас региональные власти ожидают встречной инициативы от администрации города.

— Это большая подготовительная работа, — поясняет Руслан Ким. — Но, к сожалению, она пока идет медленно, мы до сих пор ждем ответных шагов от городской администрации. К примеру, муниципалитет Усолья-Сибирского в этом плане поактивнее будет. Вероятно,и главе администрации, и мэру эти инвестиции очень нужны.

Действительно, на прошлой неделе рабочая группа в Иркутске рассмотрела комплексный инвестиционный план моногорода Усолье-Сибирское, сверстанный буквально за две недели. Теперь Усолье может рассчитывать на 12 мер господдержки на 1,2 миллиарда рублей. Здесь, как мы писали ранее, на промплощадке «Усольехимпрома» будет создан химический кластер и индустриальный парк.

— Управляющая компания по Усольскому индустриальному парку создана с участием Корпорации развития Иркутской области, у которой 51% уставного капитала, — поясняет исполняющий обязанности министра. — Остальные 49% — у собственника промышленной площадки. Общий уставной капитал в компании — 100 миллионов рублей. Под эти инвестиции мы сейчас привлекаем 1,2 миллиарда рублей федеральных вложений только на инфраструктуру. И плюс пять миллиардов на строительство самих производств.

Об отходе от сырьевой экономики

Руслан Ким отмечает, что доходы регионального бюджета пока еще серьезно зависят от сырьевых доходов. Правда, не всегда это несет негативную окраску. К примеру, осваивается Зашихинское месторождение ниобия и тантала, которые сейчас приходится закупать в Бразилии. Также будет разработано и Белозиминское месторождение редкоземов. Однако ставка сейчас делается на производства с большей добавленной стоимостью.

— Машиностроение, фармацевтика, сельское хозяйство, химия и газохимия — все это развивается с прицелом переломить ситуацию, — подчеркивает Руслан Ким. — Так, Иркутская нефтяная компания сейчас добывает нефть и сдает ее в трубу. Но одновременно с этим ИНК строит завод по СПГ (прим. ред. — сжиженный природный газ) и планирует возвести завод по изготовлению полиэтилена.

Также в перечень приоритетных региональных инвестпроектов входит Братский металлургический завод с новым производством арматуры. Потребность в этом продукте велика, так как сейчас на строительном рынке наблюдается засилье некачественной и контрафактной продукции. Металлоконструкции для строительства Байкальского тракта приходится завозить из других регионов.

Руслан Ким отметил, что в перспективе на следующие этапы реконструкции Байкальского тракта подрядчики будут заказывать мостовые металлоконструкции на заводе в Свирске, где вводятся новые мощности. И подобных собственных промышленных проектов в Иркутской области немало. Кроме того, инструменты поддержки начинающих предпринимателей в регионе очень развиты — каждый житель региона может начать свое дело в интересной ему сфере. А значит, наша область может смотреть в экономическое будущее с оптимизмом.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

  • Денис Чарчиди 21 августа 2015 в 16:05

    Иногда интересно читать топорно - прямо.
    Мы простили 3.5млрд налогов предприятиям, и благодаря такой политике ИНК может претендовать еще на 200млн фед преференций.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля