Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Храм выстоял

В истории старейшего каменного храма Иркутска — Богоявленского кафедрального собора — началась новая глава. За полгода строители усилили фундаменты центральной части здания и выполнили монолитное перекрытие над подвалом. Работы такого уровня ни разу не проводились со времен строительства храма в 1718 году.

Капремонт для святыни

Решение о масштабном восстановлении фундамента и подвальных помещений центральной части собора было принято после выполнения комплексного инженерного обследования строительных конструкций. Частичное обрушение пола в феврале этого года ускорило начало работ.

— Мы вывезли из подвала восемь машин одних только деревянных подпорок. Там было такое зрелище, — с волнением вспоминает ключарь Богоявленского собора отец Василий. — Пол мог провалиться в любую секунду. Страшно подумать, а если бы землетрясение? А если бы во время Пасхальной службы произошло обрушение?

Пол провалился в феврале. Автор фото — Илья Татарников
Вот так выглядели перекрытия в подвале. Автор фото — Илья Татарников
Автор фото — Илья Татарников

Пол провалился в феврале. Автор фото — Илья Татарников

Вот так выглядели перекрытия в подвале. Автор фото — Илья Татарников

Автор фото — Илья Татарников

Сейчас все эти негативные сценарии уже в прошлом. Обязательства по сохранению памятника культурного наследия взяло на себя ООО «Предприятие Иркут-Инвест». С просьбой о помощи к ним обратился отец Василий. В сотрудничестве с ООО "СибНИПИ «Наследие» была составлена проектно-сметная документация, которая легла в основу восстановительных работ.

В ходе реконструкции, которую проводили с февраля по июнь, аварийное перекрытие над подвалом было демонтировано и вновь выполнено в монолитном железобетоне. Угроза обрушения пола в Богоявленском соборе ликвидирована. Специалисты усилили грунт основания и фундаменты, выполнили их гидроизоляцию. Полностью восстановлены разрушенные участки фундаментов.

— Мы сохранили все росписи, специально смонтировав над подвальной частью легкий купол. Во время работы внутри храма было очень много пыли, ее приходилось откачивать наружу с помощью вентиляторов. Никаких механизмов в подвале здания применить было нельзя. Техника не могла зайти внутрь. Все работы выполнялись вручную, — вспоминает трудности, с которыми пришлось столкнуться, руководитель предприятия «Иркут-Инвест» Александр Петров.

Теперь подвал выглядит безопасным. Автор фото — Алина Вовчек
Автор фото — Алина Вовчек
Автор фото — Алина Вовчек

Теперь подвал выглядит безопасным. Автор фото — Алина Вовчек

Автор фото — Алина Вовчек

Автор фото — Алина Вовчек

За время существования собора в нем ни разу не проводился капитальный ремонт. Выяснилось, что документы о каких-либо ранее проводимых в подвале работах отсутствуют. Все, что переделывалось, было скорее стихийным преобразованием, чем квалифицированными работами. Так, в советские годы, до того как здание было передано Иркутской епархии, в нем располагался кондитерский цех хлебозавода. Тогда, чтобы быстрее наладить производство, бетон толщиной от 10 до 40 сантиметров без какого-либо армирования уложили прямо на грунт, а сверху постелили плитку.

В процессе реставрации осуществлялся авторский (контроль за соблюдением требований проектной документации) и технический надзор. Отступлений от проекта выявлено не было. Подрядчик обеспечил сохранность всех ценных элементов здания.

Цена вопроса

На проведение работ в Богоявленском соборе было затрачено около 8 миллионов рублей. В феврале, когда был организован сбор денежных средств на реконструкцию храма, пожертвования принимались на лицевой счет «Иркут-Инвеста». Сейчас счета строительной организации больше нет. 30 июля этого года Арбитражным судом Иркутской области было принято решение о ликвидации ООО "Предприятие «Иркут-Инвест».

Как пояснил Александр Петров, когда отец Василий обратился за помощью, предприятие уже было на грани банкротства. «Подумали, мы это знаем и умеем, и под занавес существования компании с риском для себя взялись за реконструкцию», — рассказывает подрядчик. 

Работать в таких условиях было непросто, но, по словам руководителя предприятия, дело по-человечески верное. Частично материалами помогла одна из крупных строительных компаний Иркутска, а также другие инвесторы. На тот момент расходы на бетон, кирпич и арматуру в полном объеме были для «Иркут-Инвеста» неподъемными. Тем не менее все проектные обязательства предприятие полностью выполнило.

Внутри храма еще не убраны строительные леса. Автор фото — Алина Вовчек
Автор фото — Алина Вовчек

Внутри храма еще не убраны строительные леса. Автор фото — Алина Вовчек

Автор фото — Алина Вовчек

Большую часть денег строителям выплатили. В настоящее время отец Василий направляет в счет оставшегося долга и на завершение отделочных работ пожертвования прихожан, которые удается собрать. Бывший подрядчик с пониманием относится к ситуации, поясняя, что конфликта между сторонами нет и не может быть.

— Нам главное выплатить этот долг. Ни есть, ни спать, ни служить не можем, пока с людьми не рассчитаемся, — говорит отец Василий.

Во дворе церкви. Автор фото — Алина Вовчек
Во дворе церкви. Автор фото — Алина Вовчек

Планируется, что во вновь возведенных подвальных помещениях общей площадью около 230 квадратных метров разместится нижний придел. С первым этажом его соединит лестница. По ней прихожане из основного зала смогут спускаться вниз.

Необходимость создания еще одного придела назрела уже давно. Но, поскольку здание расположено в историческом центре Иркутска, расширяться храму было некуда.

— Надо было это 20—50 лет назад сделать. Мы стеснены во дворе. У нас ничего нельзя построить. Попросту негде: с одной стороны хлебозавод, с другой — жилой дом, еще с двух сторон —набережная и площадь, — говорит отец Василий.

В процессе реконструкции подвал будет разделен на несколько помещений. В самом просторном из них можно будет проводить обряды крещения.

Сейчас сбор пожертвований на реконструкцию Богоявленского собора продолжается. Все желающие могут лично передать их в храм.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

  • Бабр Сибирский 27 августа 2015 в 18:36

    «Работы такого уровня ни разу не проводились со времен строительства храма в 1711 году». Господа журналисты! Ну как же вы к историческим датам так легко относитесь? Деревянный собор сгорел в 3 августа 1716 году. Да еще существовало распоряжение запрещающее строить каменные здания. Фундамент…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля