Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Алексей Байфа: «Ты должен понимать ценность момента»

В Иркутске стартовал цикл фотовыставок «Твое обаяние». Цель проекта — познакомить горожан с работами талантливых фотографов, основной темой творчества которых являются Иркутск и Байкал. Открыла его выставка работ Алексея Байфа.

Алексей Байфа — молодой иркутский фотограф. Серьезно заниматься фотографией он начал в 15 лет, и с тех пор не расстается с фотоаппаратом. За плечами Алексея участие в более чем 15 экспозициях, среди которых международная выставка «АмурPhoto 2013», выставка всероссийского фестиваля «Юность России 2014» и выставки National Geographic «Дикая природа России».

«Твое обаяние: Иркутск» — первая персональная выставка Алексея Байфа. На ней фотограф представил свои снимки, посвященные архитектуре города.

— С чем у тебя ассоциируется архитектура Иркутска? Какие у нее особенности?

— Архитектура Иркутска очень разнообразна. Удивляешься, как порой довольно сумбурные сочетания могут гармонично уживаться вместе, в одном городе. Ведь даже просто находясь в одной точке и смотря по сторонам можно увидеть абсолютно разные, а порой даже противоположные архитектурные стили, что открывает большое поле для творчества. Какие-то особенности очень сложно описать, это огромное количество всего и вся.

Меня расстраивает направление современного строительства. С высоток открываются шикарные виды, но о внешнем виде их самих мало задумываются: типичные кирпичные свечки с перемычкой в пару этажей, точечная застройка методом «копировать-вставить». Как со времен Советского Союза перестали уделять внимание внешнему виду жилищного строительства, так и сейчас компаниям в Иркутске выгодней строить типовые проекты. Эта тенденция печалит. Может наступить момент, когда гармоничную «солянку» Иркутска подобное строительство перевесит своим объёмом, и наш город станет более однобоким в архитектурном плане.

Панорама Красноярска
Панорама Красноярска

В этом плане я всегда вспоминаю Красноярск. Высотное строительство там ведется достаточно давно, в отличие от нас. Но даже при таком масштабе практически в каждое здание привносят что-то новое, как раньше это делали и в Иркутске. Если пройтись по Карла Маркса, мы не увидим одинаковых зданий, в каждом будет что-то своё.

— Почему для своей первой выставки ты выбрал именно такую тематику? За какой период сделаны эти работы?

— Работы сделаны примерно с зимы 2012 года по эту зиму. Достаточно свежие. Мы выбрали дневную тематику, не очень типичную для меня — я больше интересуюсь вечерним Иркутском. Но мы подобрали дневные, светлые работы, притом с наиболее узнаваемыми местами, чтобы люди пришли на выставку и увидели что-то знакомое.

— Почему дневные съемки для тебя редки?

В дневное время на улицах очень людно, а на моих фотографиях люди — редкость. Я стараюсь отделить город от людей, показать только сам город, его черты, архитектуру, дороги. Ну и в дневное время жесткий свет, а небо становится просто сине-белым, а в этом нет ничего интересного.

— Тебе 20 лет. Ты учишься?

— Бросил. Я поступал в архитектурный, потом учился на строительном. Проучился полгода, за это время ни разу не брался за камеру и понял, что без фотографии не могу. Я либо учусь, либо снимаю. И я выбрал фотографию.

— Если рассматривать фотографию как один из видов искусства, как ты думаешь, какое отношение к ней у молодежи?

— Общие тенденции не очень радуют. Все что-то снимают, многие восхищаются своими случайными кадрами, не видя грань между качественной работой и посредственным снимком. Большинство берущих в руки фотоаппарат даже не знают никаких основ, правил фотографии.

К фотографии с каждым годом относятся все легче. Но все равно именно качественные фотографии, которые приковывают взгляд, люди продолжают ценить, в них нуждаются. Народ всегда ищет хорошие фотографии, подписываясь на паблики в социальных сетях с работами профессионалов, листая журналы. Фотографию в общем стали меньше ценить, так как она стала более доступной. Но при этом по-настоящему хорошие снимки, которые вдохновляют, радуют или пробуждают другие сильные эмоции, ценят по-прежнему.

— Что лично для тебя значит фотография?

— Это как третья рука. Через фотографию я показываю людям, как вижу мир. Это дело, которым я занимаюсь. Практически все мои действия в жизни направлены на фотографию или как-то с ней связаны. Я трачу на это практически каждый день своей жизни. Как говорят: «Если твое хобби становится работой, то ты самый счастливый человек в мире». Я могу подняться в четыре часа утра, чтобы заснять рассвет. Пожалуй, это единственное, ради чего я могу встать утром.

— С чего начался твой творческий путь?

— Вот уже шестой год я целенаправленно занимаюсь фотографией. Сначала я щёлкал непонятные кадры на телефон, в это время я познакомился с Мариной Владимировной Свининой (иркутский фотограф, член Союза фотохудожников России — прим. ред.). Она устраивала конкурс, искала молодые таланты, и именно она дала мне хороший толчок в развитии.

Несколько лет я ходил и фотографировал все подряд, но потом, отчасти с её помощью, я стал понимать, что надо отсеивать, а что, наоборот, «взращивать» в своих снимках. С ее же помощью в 16 лет я попал на благотворительный аукцион, где мне вручили мою первую зеркальную камеру, что стало своеобразной «точкой невозврата».

— Занятие фотографией — это все-таки дар свыше или то, чему можно научиться? Есть ли здесь какая-то грань?

— Теоретически научиться можно. Если ты просмотришь множество фотографий, потратишь на это очень много сил, то ты сможешь добиться больших результатов. Но тут может получиться и так, что, изучая фотографии других, ты будешь делать просто шаблонные работы. Для реализации новых идей у тебя должно быть что-то внутри, что-то вроде «третьего глаза».

Ты должен понимать ценность момента и особенность кадра. Ты идешь по улице, видишь что-то и понимаешь, что именно это ты должен снять. Не то, что фотографируют другие, а нечто другое. Должно быть свое видение мира. Возможно, после обучения все это тоже приходит. К сожалению, не могу судить об этом, так как нет личных примеров, на которые можно было бы опереться.

— Влияет ли настроение на фотографию?

— Во время съёмок у меня никогда не было плохого настроения. Снимать с плохим настроением я не пойду. Ну а уже перемена настроения от нейтрального до весёлого мало влияет на съёмку, здесь скорее сама ее идея задаёт настроение моё и фотографий.

— Ты живешь одним днем или постоянно думаешь о том, что ждет тебя завтра?

— Я очень редко думаю о завтрашнем дне. Вечерами, конечно, планирую дела, что буду делать завтра, но не более. Если ты будешь постоянно думать, что будет завтра, что будет через неделю, что будет через месяц и так далее, то у тебя все мысли будут только об этом. А так ты просто живешь, у тебя есть какая-то цель, и внутреннее сознание в любом случае тебя к этой цели ведет.

Выставка «Твое обаяние: Иркутск» открыта с 26 августа по 26 сентября по адресу: ул. Декабрьских событий, 119а. Посетить ее можно с понедельника по субботу с 9:00 до 19:00 (воскресенье — выходной). Вход свободный.

Беседовала Алена Иванова, ИА «Иркутск онлайн»

  • vasiaterminator 4 сентября 2015 в 15:35

    Алексей, не обращай внимание на комментарии негативные. Это тебе такое испытание - насколько ты уверен в себе - не более. Работы хорошие - желаю тебе дальнейшего совершенствования своей техники, творчества, креатива и независимости.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля