— Лариса Игоревна, в первом туре губернаторских выборов вы получили поддержку более шести процентов избирателей. Как вы оцениваете прошедшую предвыборную кампанию и ваш результат по итогам голосования?
— Я исполняю обязанности руководителя регионального отделения с апреля этого года. И мы все прекрасно понимаем, что если бы тогда Иван Дмитриевич Грачев не ушел из партии, то, конечно, скорее всего он баллотировался бы на пост губернатора как лидер регионального отделения. Поэтому здесь хотелось бы в очередной раз опровергнуть все абсолютно надуманные истории по поводу моего «спойлерства» и всех остальных домыслов.
Это абсолютно обычное явление — участие руководителя партии, тем более парламентской, в губернаторских выборах. И ничего удивительного, что мы без труда собрали подписи для прохождения муниципального фильтра — наши отделения есть во всех муниципалитетах. Именно это широкое представительство на территориях дает больше преимуществ, чем у кандидатов от непарламентских партий.
При этом я абсолютно убеждена, что препон для сбора подписей никому абсолютно не чинили. Даже «Патриоты России», не имея такого количества отделений в муниципалитетах, скорее всего, смогли бы собрать подписи депутатов за выдвижение своего кандидата. Просто они поздновато начали. То есть те, кто хотел бы пройти муниципальный фильтр, его бы прошли, но это кропотливый труд.
Также я бы сказала, что, не считая ряда публикаций в СМИ, в основном я не наблюдала масштабных «грязных» выборов. Предвыборные кампании у всех кандидатов были достойные и проходили относительно спокойно, если бы ряд ангажированных изданий не писали о тех или иных кандидатах заведомую ложь. Насколько результат выборов был прогнозируем? Я предполагала, что второй тур возможен, но полагала, что этого, скорее всего, не будет. Но общество показало, что демократия у нас находится на высоком уровне. И это делает честь Иркутской области, что результат не тянули «за уши».
— Как эти результаты соотносятся с данными ваших наблюдателей с участков?
— Та информация, которой мы обладаем, достаточно достоверная. Явных нарушений со стороны кандидатов мы не наблюдали. Хотя, конечно, мы не в силах были поставить наблюдателей на всех избирательных участках, закрывали в основном города. И результаты, которые мы видели при подсчете голосов, у нас совпадали с итогами голосования — никто результаты не переписывал и протоколы не прятал. Все было достаточно открыто и прозрачно.
— А с чем вы шли на губернаторские выборы?
— Передо мной стояла программа максимум и программа минимум. Эти приоритеты я ставила перед собой сама и выполняла задачи партийного руководства. И считаю, что программу максимум я выполнила. Я шла на выборы с социальной программой, и моей задачей было донести ее до жителей Иркутской области и органов исполнительной власти.
Очень хотелось, чтобы власть обратила внимание на эту программу, и хочу сказать, что такие подвижки уже есть. К примеру, Законодательное собрание области и Сергей Ерощенко, еще будучи губернатором, а не врио, поддержали и приняли наш законопроект о садоводах. Этот закон уже начинает действовать, а при принятии дачной программы заработает в полную силу.
Это показатель того, что с исполнительной властью региона сотрудничать можно и нужно. Сейчас из нашей социальной программы очень многое взято по вопросам поддержки многодетных одиноких матерей. Работа в этом направлении началась, и уверена, что будет продолжаться. Я считаю, что все, что я сделала — не зря, не впустую. Главное, что мы обратили внимание на ту часть населения, которая нуждается в социальной защите.
— Соответственно, кого бы вы сейчас поддержали из участников второго тура губернаторских выборов?
— Я скажу так: мы живем сейчас в политически нестабильной ситуации. Избирателям, которые придут 27 сентября на избирательные участки, предстоит сделать очень трудный выбор, от которого зависит будущее нашего региона. И важно, чтобы люди не воспринимали эту ситуацию, как протест без какого-либо понимания этой протестности. Я хочу, чтобы люди реально посмотрели на то, что происходило в области за последние три года — что было хорошего и плохого.
Важно, чтобы каждый внимательно посмотрел на обоих кандидатов и не делал огульных выводов просто потому, что кто-то другой о них что-то сказал. Главное, чтобы человек понимал самостоятельно, нужны ему политические и экономические потрясения или же стабильность. И ни в коем случае избирателям не стоит голосовать сердцем, нужно рассчитывать на свой разум. Посмотреть, кто из кандидатов с какими командами и программами идет на выборы.
Важно еще, чтобы явка была гораздо выше. Потому что 29% проголосовавших — это несерьезно для губернаторских выборов. За кого лично я отдам свой голос? Не скажу. Это я сделаю в день голосования на избирательном участке. Но к своему выбору я подойду очень тщательно. И к дальнейшему сотрудничеству с исполнительной властью я готова и в дальнейшем.
— В независимости от того, кого изберут губернатором 27 сентября?
— Кандидат, которого изберут губернатором, будет определять политику на территории области на ближайшие годы. Поэтому мне бы хотелось, чтобы на выборах все обошлось без потрясений. Мы все знаем поговорку про новую метлу, которая по-новому метет, все понимаем о перестановках в правительстве региона в случае смены власти. Поэтому, повторюсь, избирателям предстоит очень важный, ответственный выбор.
Также отмечу, что на сегодняшний день Сергей Георгиевич Левченко является руководителем регионального отделения КПРФ. И я считаю, что в этом статусе он не может быть губернатором, ведь глава региона призван объединять под своим началом все политические силы. Поэтому он должен либо приостановить членство в КПРФ, либо уйти со своего поста в обкоме. Но до сих пор я таких заявлений от Сергея Георгиевича не услышала.
— На ваш взгляд, каковы сейчас настроения и готовность к переменам в муниципалитетах Иркутской области?
— Конечно, настроения села отличаются от городских. В городе порой приходишь на встречу с людьми, и все у них вроде бы замечательно: двор заасфальтирован, детские площадки стоят, и благоустройство идет — живи и радуйся. Но люди начинают жаловаться, что они ни во что и ни в кого не верят. И у меня сразу возникает вопрос: что вы конкретно хотите? И на него иногда не находится ответ.
А у жителей села совсем другие проблемы. Они не отягощены теми запросами, которые есть в городах. Однако людям всегда будет чего-то не хватать. Но если власть повернута лицом к человеку труда, то тогда все будет хорошо. И как бы мы сейчас ни меняли власть, жизнь в селах и деревнях в одночасье не изменится. Необходимо принимать социальные программы и вырабатывать меры поддержки, что может и должен делать любой губернатор.
— Одновременно с губернаторской кампанией вы участвовали в довыборах в думу Иркутска по 18-му округу и успешно заняли место депутата. В конце прошлого года вы также пытались избраться в городской парламент по предместью Рабочему, где в итоге проиграли экс-директору «Водоканала» Сергею Винарскому. Чем нынешняя предвыборная кампания отличается от противостояния лета прошлого года?
— Многие, в том числе и СМИ, как-то очень быстро забыли ту «грязную» прошлогоднюю кампанию. В итоге сейчас меня из-за участия в выборах губернатора представляют каким-то монстром, для которого на округе «вымели» и «зачистили» всех сильных кандидатов. Но это абсолютно не так. Я не буду отвечать за каждого конкретного человека, закон есть закон.
В прошлом году я также претерпевала сильное административное давление. Но когда я не попала в думу, никакой катастрофы для меня лично на было, ничего в жизни не изменилось и не испортилось. И в этот раз, возможно, из-за того, что имела статус кандидата в губернаторы, такого нажима не было. Но я не из трусливых. И поверьте, кампанию на округе вела без оглядки на других кандидатов. И если бы не прошла, то жизнь моя также бы кардинально не перевернулась.
У меня нет никакого бизнеса и финансовых интересов, поэтому нет необходимости их защищать. Теперь же в городскую думу я искренне иду работать и все последующие четыре года буду однозначно действовать в интересах своих избирателей. Если кто-то считает по-другому, то это их мнение. А если представится возможность, то смогу поработать и в интересах всего города и области уже как помощник депутата Государственной думы — это будет помогать и в моей депутатской работе.
—А есть понимание, какие проблемы 18-го округа необходимо решать вам как депутату? Чем он отличается от предместья Рабочего, где бы баллотировались в прошлом году?
— Предместье Рабочее частично попадает и в мой округ. Я сама там живу, поэтому могу сказать, что фактически проживаю на территории своего округа. Нельзя забывать и о таком большом и сложном районе, как Копай, который мне очень близок территориально. Проблемы Копая и Рабочего очень схожи в плане благоустройства и жилищно-коммунальной системы.
Районы ближе к улице Советской более благоустроены и благополучны в инфраструктурном плане. Эти кварталы находятся практически в центре и представляют собой лицо города. Но и здесь работы предостаточно: от организации пешеходных переходов и установки лежачих полицейских до обустройства дворов и решения проблем с управляющими компаниями.
Конечно, я готова помогать всем жителям города, но основное внимание будет уделено именно 18-му округу. Однозначно, я буду ежегодно отчитываться перед избирателями. А также обязательно будем создавать на территории округа совет общественности, куда войдут активные, неравнодушные граждане. Понятно, что в одиночку один депутат не может решить все проблемы. Поэтому с общественностью округа мы совместно будем отстаивать те или инициативы, чтобы людям не было стыдно за своего депутата.
Беседовал Андрей Щепин, IRK.ru
Какие-то сволочи ночью разбросали листовки с изображением Ксении Собчак, Ходорковского и Каспарова, которые приказывают голосовать за Левченко.
Что-то мне страшно,что г-н Ерощенко с такими приёмчиками будет управлять нами ПЯТЬ!!!!! лет.