Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Что будет с Иркутской областью?

Уже 28 сентября станет известно, кто будет новым губернатором Иркутской области. В случае победы на выборах Сергей Ерощенко обещает продолжить курс, взятый еще при назначении, в 2012 году. И если при таком варианте развития событий будущее области более-менее предсказуемо, то в случае прихода к власти представителя КПРФ Сергея Левченко перспективы туманны. IRK.ru попросил московских политологов дать прогнозы, что же будет с Приангарьем при власти коммуниста.

Константин Калачев, политолог:
— Дмитрий Медведев опубликовал в «Российской газете» концептуальную статью, посвященную нынешней социально-экономической ситуации в России. В материале много здравых идей и благих пожеланий. Но по мне главный вывод — рецессия затянется, экономические трудности надолго. Это предполагает, что проблемы в регионах будут нарастать.

В первую очередь проблема нехватки денег. Сегодня Иркутская область, оставаясь дотационным регионом, полноценно участвует в двадцати федеральных программах. Будет ли это участие секвестировано (сокращено - прим. ред.) в случае поражения Ерощенко? Вполне возможно. Многое строилось и строится на его личных лоббистских возможностях и связях. Если изберут Левченко, то он продолжит историю предыдущих губернаторов, отдельные представители региональных элит возьмутся уже за него. При отсутствии программы и команды долго не усидит. Но за это время область может потерять наработанные связи и проекты, связанные с Ерощенко.

Константин Калачев. Скриншот видео.
Константин Калачев. Скриншот видео.

Мария Минчева, политолог:
— Ситуация не только в нашей стране, но и во всем мире кризисная, нестандартная. Лидерство нескольких экономик разом, падает юань, падает нефть, растет доллар, падает рубль — это можно условно назвать условиями высокой турбулентности. Экономика должна стать принципиально другой. Она должна изменить парадигму. Премьер-министр Дмитрий Медведев в своей статье эти направления называет: экономика должна стать несырьевой, конкурентоспособной, привлекательной для инвесторов. Он обозначил те отрасли, которые с помощью господдержки и инвестиций, могут производить и экспортировать товары.

Что здесь важно с точки зрения Иркутской области. Я прекрасно помню: в 2012 году Ерощенко, которого назначил президент, как только вступил в должность губернатора, начал с экономики региона. Я очень сильно была удивлена, когда в первый месяц нахождения у власти к нему приехала первая двадцатка Forbes — крупнейшие инвесторы. После этого была череда переговоров. Кто-то начал инвестировать в модернизацию БЦБК, кто-то в нефтегазовый сектор, таких проектов разом появилось очень много. Именно эти проекты, как тогда говорил Сергей Владимирович, помогали стать Иркутской области локомотивом развития экономики Сибири. Эта тенденция три года только набирала обороты.

Мы с вами понимаем, любой инвестиционный проект — это не «подписали договор, а завтра уже завод стоит, на котором работают люди и который платит налоги в бюджет». Нужно время. Через три года начали появляться результаты. Тогда как все остальные регионы России, около 85%, показывали негативные тренды — снижение ВВП на душу населения, количества инфраструктурных проектов, социальных обязательств — Иркутская область продолжала и продолжает показывать позитивную динамику. Растут ВВП на душу населения, бюджет, уровень жизни. Все задолженности оплачиваются вовремя.

Иркутская область — одна из немногих, кто продолжает строить детские сады, школы, закупать медицинское оборудование. Для сравнения, в Волгоградской области, там, где я родилась, в этом году отменили все льготы для пенсионеров, инвалидов, ветеранов, и даже отменен бесплатный проезд в общественном транспорте для школьников. Там растут только долги.

Ерощенко — бизнесмен новой формации. Он знает, как строить большие предприятия. Левченко, по большому счету — «красный» директор.

Его предприятие было создано и он им руководил в советское время. В новой реальности с его представлениями и стратегиями управления Левченко просто не выживет. Представьте, допустим, что он станет еще и главой региона. Да, возможно, как управленец он неплохой, но мир настолько изменился, что даже в силу возраста ему будет крайне тяжело общаться с такими структурами как «ЛФК Система», РУСАЛ, Роснефть и прочими. Теми компаниями, которые за счет своего капитала пытаются запустить в нашей экономике модернизацию.

Ерощенко начинал строить свой бизнес в турбулентных условиях в девяностые годы: было непонятно, где чье, и как продавать, когда ни у кого денег нет. Он к этой нестабильности приспособлен. Я думаю, что если Левченко сейчас возглавит Иркутскую область, то она вприпрыжку присоединится к остальным регионам. В Забайкальском крае не выплачивается зарплата учителям и врачам, потому что в бюджете нет денег. Мурманская область подала иск в Верховный суд для того, чтобы им позволили снизить ставки учителям согласно майским указам Путина, так как они также не способны платить. Некоторые регионы пока молча занимают деньги в региональном бюджете, чтобы поддерживать просто текущее положение и уровень зарплат. В Иркутской области всего этого нет, но при приходе Левченко будет.

На что население никогда не обращает внимания — это региональный бюджет. Нужно понимать хотя бы, растет он или сокращается. В последние три года дефицитным в Иркутской области он не был. Первые два года (губернаторства Сергея Ерощенко — прим ред.) он вырос достаточно существенно за счет внутриструктурных изменений, которые произвел Ерощенко. Сейчас он не будет расти такими темпами, но пока тенденция продолжается, потому что был задел, построено несколько инновационных предприятий. Ерощенко делал то, что будет необходимо региону через несколько лет.

Сергей Ерощенко открывает ФОК в Иркутске. Фото со страницы врио губернатора в Facebook
Сергей Ерощенко открывает ФОК в Иркутске. Фото со страницы врио губернатора в Facebook

Дело даже не в принадлежности к какой-то партии. У нас есть несколько губернаторов в стране, представителей оппозиции,и я не уверена в том, что экономические трудности в их регионах связаны именно с тем, что они из другой партии. Например, посмотрите на Никиту Белых. Он представитель оппозиции, его регион не на самом последнем месте. Он учился в правильных заведениях, получил степень MBA и многие другие, которые помогают ему управлять регионом качественно. И неважно, в какой он партии. Сергея Левченко я не знаю лично, но во время избирательной кампании я в нем таких качеств не увидела.

Это значит, что постепенно, не в один день, все рухнет. В течение года-двух перестанут ремонтировать дороги, строить социальные объекты, начнется экономия на инфраструктурных объектах. Это скажется на притоке инвесторов. Начнется сокращение управленческих аппаратов, бюджетных служб, задержка зарплат, уход в кредиты, накопление долгов и, как следствие, падение уровня жизни.

Евгений Минченко, политолог:
— Риски, касающиеся прихода к власти Левченко. Риск номер один — это обострение конфликта внутри элит. Это неизбежное противостояние губернатор — Законодательное собрание, губернатор — мэр Иркутска. Второй. Очевидно, что будет передел сфер влияния в экономике. Третий. Федеральные программы, как государственные, так и каких-то корпораций, будут поставлены на паузу. Все подобного рода программы так или иначе завязаны на конкретных людях. Необходимо плотно работать с федеральными органами власти. Проекты, которые инициированы лично Ерощенко, например, центр обработки цифровых данных, реконструкция аэропорта, будут заморожены.

IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля