Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Братск: война моргов

9 октября здание братского отделения судебно-медицинской экспертизы отключили от энергоснабжения. Из-за этого началась разморозка около двадцати тел, находившихся в холодильных установках. К моменту отключения судмедэксперты должны были переехать в новое здание, но они отказались и продолжили работать по старому адресу. Почему в Братске возникла такая ситуация, разбирался корреспондент IRK.ru.

Никому не нужный протест

Необходимость строительства нового помещения для братского отделения Иркутского областного бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) в городе назревала уже давно. Здание в поселке Строитель, которое сейчас занимает учреждение, построено в 1978 году. При этом оно находится в нескольких километрах от города. Добраться до судмедэкспертов проблематично — общественный транспорт туда не ходит.

Кроме того, здание не предназначено для размещения медучреждения, тем более судмедэкспертизы. В нем нет окон, отсутствует система канализации и вентиляции. Изначально в одноэтажном строении размещалась баня. Согласно последнему заключению Роспотребнадзора строение не соответствует санитарным нормам и требованиям.

Старое здание бюро. Автор фото — Геннадий Тарасков
Старое здание бюро. Автор фото — Геннадий Тарасков

В 2014 году перспективой строительства нового здания для судмедэкспертов заинтересовался индивидуальный предприниматель Эдуард Макаров. Администрация Братска предоставила ему в аренду на десять лет земельный участок на улице Курчатова, западнее территории городской больницы №5, для строительства патологоанатомического комплекса. После этого министерство здравоохранения Иркутской области и бизнесмен подписали соглашение о взаимном сотрудничестве. В ведомстве пояснили, что, принимая такое решение, министерство руководствовалось прежде всего вопросами улучшения качества предоставляемых услуг и условий работы сотрудников.

Эдуард Макаров
Эдуард Макаров

По условиям договора Эдуард Макаров должен был построить и передать в безвозмездное пользование братскому отделению судмедэкспертизы помещение общей площадью 900 квадратных метров для деятельности бюро. В документе установлены сроки реализации инвестпроекта — до 1 октября 2015 года.

Жители близлежащих домов, возмущенные будущим соседством, забили тревогу. Они собирали подписи против строительства морга. Власти города на протест братчан не отреагировали, объяснив, что проведение публичных слушаний по данному вопросу не требовалось, поскольку такое использование земельного участка соответствует правилам землепользования и застройки Братска, утвержденным городской думой.

Квартиры в домах через дорогу от нового здания бюро упали в цене

Квартиры в домах через дорогу от нового здания бюро упали в цене

Противостояние местных жителей и бизнесмена завершилось победой последнего. Получив разрешение на строительство, Эдуард Макаров приступил к возведению нового патологоанатомического комплекса на улице Курчатова. По проекту весь комплекс состоит из трех зданий: помещения для судмедэкспертизы, зала прощаний и административного корпуса. Здание для областного бюро СМЭ сдали раньше срока, в марте 2015 года. Строительство двух других продолжается.

— После строительства морга у нас упала стоимость квартир, она и так здесь невысокая была, потому что район находится в стороне от центра, — жалуется Татьяна Косарева, жительница дома №1 по улице Гагарина. — Люди возмущались. Вырубили лес, который закрывал дома от ветра, раньше выбросы здесь не ощущались почти, а теперь деревьев не осталось, все стоит в воздухе.

Строительство нового здания для братского отделения судебно-медицинской экспертизы было завершено в марте 2015 года. То есть уже через месяц или два судмедэксперты могли переехать и начать работать на новом месте, но этого не произошло.

Неуловимый радон

Получив от своего областного руководства приказ о переезде в новое здание, братские судмедэксперты заявили, что переезжать отказываются. По словам начальника Иркутского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Дмитрия Перфильева, в первом документе речь шла не о работниках, а о том, что необходимо начать перевозить на Курчатова неиспользуемое в повседневной работе имущество, мебель и архив. В конце лета судмедэкспертам напомнили о переезде.

— 28 августа коллектив братского отделения был уведомлен о том, что новое здание получило положительное заключение Роспотребнадзора, на основании которого выдана лицензия, — пояснил Перфильев. — В уведомлении сообщалось, что необходимо приступить к переезду, что в новом здании все готово к тому, чтобы осуществлять там медицинскую деятельность.

Система вентиляции в новом здании
Все уже готово к работе, не хватает только специалистов

Система вентиляции в новом здании

Все уже готово к работе, не хватает только специалистов

Однако и в сентябре судмедэксперты не справили новоселье. К этому времени у сторон конфликта скопилось столько взаимных претензий и документов, что ни о каком компромиссе речь уже и не шла. Заведующий братским отделением судебно-медицинской экспертизы Евгений Ванин объяснил, почему коллектив до сих пор остается в старом здании и не собирается переезжать.

— Во время первой проверки Роспотребнадзора в новом здании было зафиксировано превышение концентрации радона. Это радиоактивный газ, который вызывает рак легких. После этого замеры проводились еще несколько раз, но превышение ПДК радона не подтвердилось, — удивляется Евгений Ванин. — В том месте его естественный выход из земли, поэтому просто так исчезнуть через некоторое время газ не мог.

Евгений Ванин. Автор фото — Геннадий Тарасков

Евгений Ванин. Автор фото — Геннадий Тарасков

— Есть разные способы, чтобы снизить концентрацию радона, один из них — это когда пол помещения поливается аммиаком, который не дает радону подниматься вверх, — разъясняет старшая медсестра братского бюро судмедэкспертизы Ольга Мурыгина. — Я была в здании на Курчатова во время второй проверки на радон, проводимой Cледственным комитетом, там невозможно было находиться, у нас слезы текли от едкого запаха аммиака.

У владельца здания свое мнение по поводу появления радиоактивного газа. По словам Эдуарда Макарова, из-за того что рядом с построенным помещением выкопан котлован и расположены открытые грунты, радон выходит на поверхность. По проекту здание судмедэкспертизы будет соединено с залом прощания переходом. По нему умерших планируют доставлять в соседнее здание.

Строительство остальных корпусов комплекса продолжается.  Автор фото — Геннадий Тарасков
Строительство остальных корпусов комплекса продолжается. Автор фото — Геннадий Тарасков

— В новом здании работают вытяжки, и через этот переход они затягивали радон из котлована внутрь, — объяснил предприниматель. — После предписания Роспотребнадзора мы перекрыли этот переход, забетонировали его и наладили систему приточно-вытяжной вентиляции. Замеры были сделаны заново и не подтвердили наличие в здании радона.

Последнее санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора было выдано зданию 18 сентября. Превышение ПДК токсичного газа в помещении не установлено.

Одно здание, два адреса

Еще один спорный момент — наличие актуальной лицензии у нового здания. Первую лицензию Эдуард Макаров получил 6 июля, в ней было указано, что помещение расположено "западнее территории «Братской городской больницы №5». После этого зданию был присвоен адрес: улица Курчатова, 1. Возникла необходимость переоформления. Во время получения нового документа патологоанатомический центр продолжал работать.

— По закону нельзя осуществлять медицинскую деятельность без лицензии, — комментирует ситуацию Евгений Ванин. — Пока она переоформляется, деятельность учреждения невозможна.

Копия лицензии на информационном стенде
Копия лицензии на информационном стенде

— В документах на земельный участок обозначено местоположение — «западнее территории больницы», — поясняет Эдуард Макаров. — После того как зданию был присвоен адрес, я подал все документы на переоформление, в том числе и лицензию.

При этом если фактическое местоположение здания не изменилось, а поменялся лишь адрес, по которому оно расположено, как в данном случае, медицинская деятельность может осуществляться на основании предыдущей лицензии. Об этом сообщили в Минздраве региона. Новая лицензия, с указанием адреса Курчатова, 1, выдана предпринимателю 13 октября 2015 года.

Посторонним вход разрешен

Судмедэкспертов смутил один из пунктов договора, заключенного между руководством областного бюро судебно-медицинской экспертизы и предпринимателем Эдуардом Макаровым. По нему у бизнесмена право беспрепятственного доступа в любые помещения, занимаемые судмедэкспертами.

— У нас здесь экспертиза судебно-медицинская, уголовные дела, вещественные доказательства, а он имеет право везде ходить, — разъясняет Евгений Ванин. — Я как заведующий отделением несу ответственность за сохранность тел, а если в помещения имеют доступ посторонние лица, как я могу какую-то ответственность нести?

— Я являюсь частным лицом, как я могу вмешиваться в работу медучреждения? — удивляется Эдуард Макаров. — На каждый кабинет поставлена сигнализационная система, врач отработал, нажал кнопку и все, у него весь архив остался на столе.

При проведении судебно-медицинской экспертизы могут присутствовать лишь те участники процесса, которым это право предоставлено процессуальным законодательством РФ. Таким образом, свободное присутствие Эдуарда Макарова в помещениях бюро исключено. Как пояснил начальник областного СМЭ Дмитрий Перфильев, пункт в договоре прописан на случай непредвиденных ситуаций. Например, при необходимости доступа в здание аварийно-спасательных служб.

Бизнес на умерших

Сотрудники братского бюро СМЭ уверены, что договор безвозмездного пользования, заключенный между их руководством и бизнесменом, противоречит уставу медучреждения. По словам судмедэкспертов, согласно данному документу им запрещено оказывать платные услуги в новом здании. В уставе Иркутского областного бюро судебно-медицинской экспертизы написано обратное, что его работникам разрешено оказывать платные медицинские и немедицинские услуги.

В руководстве медучреждения отметили, что оказание платных услуг запрещено не договором безвозмездного пользования, а приказом бывшего начальника областного СМЭ Александра Зайцева «О прекращении коммерческой деятельности братским отделением», вышедшим в апреле этого года. Поскольку по нему заниматься платной деятельностью в учреждении запрещено независимо от его места расположения, пункт переносится и в документы о деятельности по новому адресу.

Автор фото — Геннадий Тарасков
Автор фото — Геннадий Тарасков

Обязательства по оказанию платных услуг взял на себя предприниматель Эдуард Макаров. Их будут выполнять его сотрудники в помещениях, не относящихся к братскому бюро СМЭ.

— Кроме оказания платных медицинских и немедицинских услуг здесь идет речь о монополизации рынка ритуальных услуг, — возмущается Евгений Ванин. — Частный предприниматель заявил, что фирма на его территорию не заедет.

Эдуард Макаров не отрицает, что для него это чистой воды бизнес. Зарабатывать предприниматель планирует на санитарно-косметической обработке. Оказывать такую платную услугу будет его компания — ООО «Тихий город». Ее стоимость составляет пять тысяч рублей. По словам предпринимателя, родственникам выдают квитанции об оплате услуги, с этого дохода он платит налоги — все официально.

— В морге в Строителе эта услуга не была оформлена никак. По идее, чтобы проводить санитарно-косметическую обработку, им надо было открыть систему хозрасчетов, но этого сделано не было, — рассказывает Макаров. — Сейчас они как брали деньги, так и берут себе в карман. Судмедэксперты не хотят сюда переезжать, потому что тогда эти деньги официально уйдут ко мне, они их получать не будут.

Между тем, как сообщил Дмитрий Перфильев, за последние три года братское отделение СМЭ не принесло в бюджет учреждения ни копейки, что свидетельствует об отсутствии в бюро данного вида услуг.

По закону медицинские организации имеют право оказывать платные медицинские услуги. Доход, полученный от такого вида деятельности, поступает в бюджет учреждения и распределяется на дополнительные выплаты специалистам, оказывающим услуги, и на обеспечение необходимыми материалами и медикаментами для оказания данных услуг. Кроме того, средства могут быть потрачены на ремонты и приобретение оборудования.

— Если они говорят о том, что им после переезда будет запрещено заниматься коммерческой деятельностью, почему тогда они до этого вообще нисколько не приносили дохода областному бюро? — отмечает Дмитрий Перфильев. — Судя по отсутствию финансовых поступлений, никакой коммерческой деятельности они не вели.

Незаконная монополия

Этим летом моргом в 22-м микрорайоне заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Ведомство возбудило дело в отношении Министерства здравоохранения Иркутской области и индивидуального предпринимателя Эдуарда Макарова по признакам нарушений пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение усмотрели в самом факте заключения соглашения, в соответствии с которым Минздрав безвозмездно получал новое здание для братского отделения судебно-медицинской экспертизы. Документы для проверки поступили в региональное УФАС от братской прокуратуры.

12 октября на сайте ведомства появилось решение по данному делу. Ведомство признало областной Минздрав и братского предпринимателя нарушившими закон «О защите конкуренции». Согласно решению УФАС стороны до конца года должны расторгнуть соглашение и заключить новое. Министерству необходимо установить порядок выдачи тел, в том числе без оказания услуг по подготовке к погребению. А предпринимателю Эдуарду Макарову следует прекратить в учреждении предпринимательскую деятельность. Обеим сторонам выписаны соответствующие предписания.

Эдуард Макаров сообщил, что 26 октября получил предписание от регионального УФАС. В Министерство здравоохранения Иркутской области на данный момент никаких официальных документов не поступало.

Переезда не будет?

В настоящее время в Братске работают оба здания бюро СМЭ. Причем отделение на Курчатова осуществляет медицинскую деятельность законно, в отличие от отделения судмедэкспертизы в поселке Строитель.

Как рассказал начальник областного бюро судебно-медицинской экспертизы Дмитрий Перфильев, старое здание давно не отвечает никаким нормам и требованиям. У морга в Строителе нет положительного заключения Роспотребнадзора и лицензии, потому что она переоформлена на помещение на улице Курчатова. На вопрос, почему судмедэксперты по-прежнему продолжают работать в старом здании, Дмитрий Перфильев ответил, что не может сказать.

Автор фото — Геннадий Тарасков
Автор фото — Геннадий Тарасков

В морге, который построил бизнесмен Эдуард Макаров, экспертизы сейчас проводят командированные специалисты со всей Иркутской области. Они приезжают, работают две недели и возвращаются домой. Новое здание 18 сентября получило санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, 13 октября предпринимателю была выдана лицензия.

Какой из двух моргов останется на ритуальном рынке? Когда судмедэксперты переедут в новое здание? В этой истории больше вопросов, чем ответов. При этом 5 ноября истек срок для переезда братского отделения судебно-медицинской экспертизы.

На данный момент коллектив братского бюро СМЭ с открытым письмом обратился к губернатору Иркутской области Сергею Левченко. Работники просят главу региона обратить внимание на возникший конфликт и провести служебное расследование, поскольку их грозят уволить, если они не переедут в новое здание. Письмо подписали 11 сотрудников местного бюро судмедэкспертизы.

Сейчас в Братске находится руководитель областного бюро судебно-медицинской экспертизы Дмитрий Перфильев. Он контролирует переезд братского отделения в новое здание. Как отметил министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко, будут приложены все усилия, чтобы люди не чувствовали неудобств от переезда организации.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

  • ivanz 13 ноября 2015 в 00:40

    Страшный бизнес, который готов пойти на все, вплоть до того, что бесплатно оказать свои услуги самым рьяным противникам.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля