Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Тарифы на разморозке

Одна из последних крупных инициатив Сергея Ерощенко на посту губернатора, касающаяся «заморозки» коммунальных тарифов на два года, со сменой власти в регионе поворачивается вспять. Сейчас, по прошествии нескольких месяцев, представителям отрасли ЖКХ стало ясно, что это решение на уровне регионального бюджета не было подкреплено ни административно, ни финансово. И похоже, громкое постановление экс-главы Приангарья в ближайшее время все же отменят.

Без одобрения экспертов

Впервые вопрос о целесообразности «заморозки» тарифов прозвучал на недавней встрече губернатора Сергея Левченко с руководителями крупных энергетических компаний. Тогда гендиректор «Иркутскэнерго» Олег Причко представил главе региона документы, демонстрирующие ущерб от искусственного ограничения роста тарифов на услуги ЖКХ. В первую очередь решения Ерощенко коснулись ресурсоснабжающих организаций, так как «заморозка» затронула тарифы на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение.

Более широкое обсуждение проблемы состоялось на днях в Общественной палате Иркутской области, где за круглым столом собрались представители отрасли ЖКХ и чиновники областного правительства. Общая тональность разговора сводилась к тому, что инициатива Ерощенко не была подкреплена оценками экспертного сообщества и игроков рынка ЖКХ. И соответственно, имела во многом политическую подоплеку.

Кандидат технических наук, член научно-экспертного совета по энергоэффективности при правительстве Иркутской области Владимир Головщиков подчеркнул, что в целом «заморозка» плоха даже для экономики региона. Хотя бы потому, что такая мера совершенно не рыночная и не имеет под собой никакой объективной основы.

На заседании. Фото предоставлено Общественной палатой
На заседании. Фото предоставлено Общественной палатой

На заседании. Фото предоставлено Общественной палатой

На заседании. Фото предоставлено Общественной палатой

— Что касается тарифов для ЖКХ, то они увязаны с тарифами для той теплоснабжающей организации, которая производит и поставляет тепловую энергию и горячую воду, — поясняет эксперт. — Поэтому, если искусственным образом, без какого-либо экономического обоснования обрезать и останавливать рост тарифов на коммунальные услуги для населения, а это основная составляющая часть платежной квитанции, то подобные действия сразу бумерангом сказываются на энергоснабжающей организации.

Как отметил руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин, под «заморозку» попали 582 тарифа (68% от общего числа). Эта мера экономически необоснованна еще и потому, что она стала по сути льготой для всех жителей региона. То есть региональные власти тогда взяли на себя совершенно ненужную нагрузку ради социальной стабильности.

Но, как пояснили участники круглого стола, негативные отзывы к такой бессмысленной льготной уравниловке в «Сером доме» оставили без внимания. А гендиректор «Иркутскэнерго» Олег Причко отметил, что региональные власти не интересовались и мнением ресурсоснабжающих организаций о целесообразности заморозки тарифов.

Конечно, в связи с постановлением экс-губернатора жители Иркутской области не ощутили на себе первую в нынешнем году плановую индексацию тарифов, намеченную на 1 июля. Однако это значило, что ресурсоснабжающие организации должны нести убытки. Халиулин пояснил, что эти компании имеют право на получение выпадающих доходов из бюджета, оплачивающих разницу между «замороженными» и экономически обоснованными тарифами.

В этом контексте возникает проблема и с исполнением обязательств региональных властей по компенсации выпадающих доходов коммунальных предприятий из региональной казны. По словам и. о. министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Андрея Капитонова, при принятии решения о заморозке предыдущие областные власти не рассчитали и не заложили в областной бюджет необходимую сумму, покрывающую эти субсидии.

Квитанция. Фото www.topnews24.ru
Квитанция. Фото www.topnews24.ru

— Когда принималось решение о «заморозке» тарифов для населения, в областном бюджете были заложены средства на выпадающие доходы организаций всего жилищно-коммунального комплекса в размере 1,6 миллиарда рублей, — отметил Андрей Капитонов. — Дополнительных денежных средств под «заморозку» тарифов предусмотрено не было. Соответственно, предприятия оказывали услуги по действующему тарифу, но от населения, для которого тариф был заморожен, недополучили деньги в полном объеме. На сегодняшний день большинство таких предприятий уже обратились за возмещением выпадающих доходов. Однако, по оценкам нашего министерства, на эти цели необходимо дополнительно 1,4 миллиарда рублей, не предусмотренных в бюджете области.

Ситуация усугубляется тем, что если оставить все как есть, то нагрузка по выплатам субсидий на выпадающие доходы энергокомпаниям в 2016 году может вырасти уже до трех-четырех миллиардов рублей. Андрей Капитонов поясняет, что в областном бюджете на будущий год такой суммы на компенсации просто неоткуда взять — финансовое положение в регионе остается очень сложным.

Никому не хорошо

Доктор экономических наук, заведующая кафедрой налогов и таможенного дела БГУЭП Анна Киреенко считает, что все проблемы бюджета и энергоснабжающих компаний нельзя решить только «заморозкой» или «разморозкой» тарифов. Решение по тарифам должно быть направлено не только на балансировку бюджета, но и на повышение эффективности всей системы ЖКХ, то есть эффективное и прозрачное расходование платежей, поступающих от населения.

Я считаю, что решение по «заморозке» тарифов было рискованны. Обоснование этого решения общественности представлено не было. Ведь «замораживали» не сами тарифы, а их оплату. Невозможно волевым решением заморозить рост затрат, можно только отсрочить их оплату.

«Затраты снабжающих организаций росли, но они не оплачивались населением. Разницу по оплате расходов взял на себя областной бюджет, видимо, понадеявшись на рост доходов или наличие свободных средств. А роста доходов не произошло, и, к сожалению, в перспективе его также ожидать не приходится», — поясняет Анна Киреенко.

Уже сейчас, спустя более полугода с момента остановки роста тарифов в регионе, стало ясно, что для рынка жилищно-коммунальных услуг это не несет ничего хорошего. Недополученные субсидии по выпадающим доходам ложатся на плечи самих организаций. К примеру, недостаток оборотных средств в крупных энергокомпаниях региона приведет к снижению доходов этих предприятий и падению показателей собираемости налогов в областной и местные бюджеты. Причем подобная недостача в региональной казне может достигнуть миллиарда рублей.

Еще один аспект назревающего дефицита собственных средств в ресурсоснабжающих компаниях — возможное урезание затрат на ремонт и содержание оборудования и сетей. А при самых негативных сценариях — и вовсе остановка работы предприятий и задержки зарплат работникам. По мнению директора «Иркутской энергосбытовой компании» Сергея Бабкина, дальнейшее оттягивание решения о «разморозке» тарифов в нынешних кризисных условиях грозит тяжелым финансовым положением или даже разорением мелких коммунальных компаний и муниципальных энергоисточников. Эти предприятия и так имеют собственные многомиллионные долги, часть которых — безвозвратные.

— Если мы имели в 2011 году четыре предприятия, то в 2014 году их было уже 23, — отмечает Сергей Бабкин. — В 2015 году мы имеем банкротство уже 17 предприятий. И это только по котельным, которые обеспечивают теплом наши города и села. Также в 2012 году обанкротились два водоканала, а на сегодняшний день — уже пять за год. Поэтому, когда мы говорили, что не нужно замораживать тарифы, мы исходили из интересов тех мелких предприятий, которые просто не в состоянии будут выжить.

Однако Александр Халиулин поясняет, что если постановление о «заморозке» отменить сейчас, то рост коммунальных платежей для населения будет незначительным — от 100 до 250 рублей. С другой стороны, эксперты отмечают, что затягивание отмены решения о «заморозке» тарифов и приведение их в соответствие с рыночными реалиями спустя два года вызовет скачкообразный рост затрат жителей за услуги ЖКХ, ощутимо бьющий по карману населения. Да и сейчас подобное решение простыми гражданами будет воспринято негативно. Соответственно, оно требует серьезного разъяснения в массах.

Одним из выходов в этой ситуации глава министерства ЖКХ Андрей Капитонов видит усиление адресной помощи по льготам на оплату коммунальных услуг взамен текущей «заморозки» тарифов.

В первую очередь — социально незащищенным слоям населения. В нынешних условиях такой подход к тарифной политике будет более рациональным и оправданным.

В свою очередь представители энергетических и ресурсных компаний отмечают, что при грамотном подходе к жилищно-коммунальному комплексу можно добиться не только снижения роста тарифов, но и объективно их сократить. Это можно сделать за счет оптимизации и перераспределения генерирующих мощностей на более эффективные. Тогда вопрос о платежах за «коммуналку» не будет стоять так остро, и никакие внерыночные «заморозки» тарифов в принципе не потребуются.

Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»

  • Юрий Васюков 21 ноября 2015 в 12:00

    Мой первый комментарий!

    так вот ты какой Коммунизм..

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля