Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как создается выставка

Как создается выставка

Мы запускаем познавательный проект «Как это устроено?». В первом материале — взгляд изнутри на работу Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачёва.

Одна выставка сменяет другую. Обычное дело для любого музея или галереи, скажете вы, но не все так просто. Создание выставки — от идеи до реализации — сложный процесс. Что он в себя включает? Работу каких специалистов мы обычно не замечаем?

Концепцию будущей выставки разрабатывает научный сотрудник музея. С помощью каталогов, инвентарных книг и компьютерной автоматизированной музейной информационной системы «КАМИС» он составляет список работ, которые войдут в экспозицию. После чего, вместе с реставраторами специалист отправляется в фонды музея — сокровищницу, где хранятся шедевры.

Один из залов фондов Иркутского художественного музея находится в Галерее сибирского искусства на улице Карла Маркса. Кованая лестница в зале второго этажа ведет на антресоли, за дверью которых и спрятано хранилище.

Раньше в здании Галереи сибирского искусства располагался банк.

Раньше в здании Галереи сибирского искусства располагался банк.

Здание было построено в конце 19 века внучкой крупнейшего золотопромышленника Ивана Базанова — Варварой Петровной Кельх. После замужества она продала особняк и переехала в Санкт-Петербург. Здание купил Сибирский торговый банк и в 1896 году открыл здесь свой филиал. На антресолях, где сейчас стоят картины, раньше хранились золото и деньги. После революции здесь размещались различные учреждения, а с 1952 по 1975 год особняк был главным зданием Иркутского областного художественного музея (ИОХМ). С середины 70-х годов и по настоящее время здесь находится Галерея сибирского искусства.

Ирина Буханцова — заведующая Галереей сибирского искусства.

Ирина Буханцова — заведующая Галереей сибирского искусства.

В хранилище можно войти только в сопровождении сотрудника фондов. Без него ни генеральный директор музея, ни заведующий отделом туда не попадут. Хранитель фонда иконописи ИОХМ, заведующая Галереей сибирского искусства Ирина Буханцова любезно согласилась показать нам, что же там — за закрытой дверью.

Чтобы попасть в музейное хранилище, нужно снять с дверей печать. Она именная, в центре латинская буква «I», по первой букве в имени хозяйки — Ирина. Ключи от фондов держат в отдельном помещении, которое тоже запечатано.

Передвижные сетки для хранения картин проектировали и монтировали уральские мастера.

Передвижные сетки для хранения картин проектировали и монтировали уральские мастера.

Полотна здесь хранятся по последнему слову техники — на сетках. Поворачивая рычаги, конструкции можно передвигать на нужные расстояния. Хранилище было оборудовано несколько лет назад. Передвижные сетки проектировали и монтировали уральские мастера, в Иркутске таких механизмов не делают.

Это традиционный способ хранения живописи. Картины прицепляют к сеткам с помощью специальных крючков и крепежей. Между собой полотна не соприкасаются. В техническом задании было просчитано минимальное расстояние между ними — около 10 сантиметров.

Сотрудники фондов обязаны соблюдать определенные правила хранения живописи. Источники света должны быть расположены на расстоянии не менее 50 сантиметров от произведений искусства. Еще одно обязательное условие — соблюдение режимов температуры и влажности. Максимальная температура в хранилище +18 градусов, влажность 60-62%.

Такими электронными приборами в фондах и залах музея каждый день измеряют температуру, уровень освещенности и влажности.
Противопожарное полотно предназначено для тушения небольших очагов.

Такими электронными приборами в фондах и залах музея каждый день измеряют температуру, уровень освещенности и влажности.

Противопожарное полотно предназначено для тушения небольших очагов.

В каждом хранилище есть противопожарные полотна. Они предназначены для тушения небольших очагов возгорания. Их накидывают на огонь. В фондах Иркутского художественного музея установлена противопожарная система, если произойдет возгорание, сработает звуковое оповещение.

Несколько раз в году помещение обеспыливают. Регулярно проводятся санитарные дни. Пыль — опасный враг для шедевров. В борьбе с ней сотрудникам фондов помогают реставраторы, которые работают с рельефным письмом, бережно очищая полотна.

Реставрационная мастерская.
Реставрационная мастерская.

В реставрационные мастерские картины поступают на временное хранение. Все зависит от сложности работ. На одних полотнах художникам-реставраторам достаточно устранить мелкие повреждения красочного слоя и освежить лаковое покрытие — это занимает от нескольких дней до недели, другие шедевры остаются в мастерских надолго. Капитальная реставрация с заменой подрамника и подведением нового холста может занимать годы. Как признаются реставраторы, работы у них всегда много, картины стареют, как и люди, — это бесконечный процесс. Поэтому они с гордостью называют свою профессию вечной.

Галина Муравьева — художник-реставратор.
Портрет императора Рудольфа Второго Габсбурга.

Галина Муравьева — художник-реставратор.

Портрет императора Рудольфа Второго Габсбурга.

В руках у художника-реставратора Галины Муравьевой картина французского живописца Дофена Шарля Клодта. Это произведение искусства 17 века — портрет императора Рудольфа Второго Габсбурга. Работа выполнена на дереве, со временем полотно стало расходиться по волокнам. Галина Николаевна затонировала все белые места и покрыла их лаком, чтобы они не выделялись на общей поверхности картины.

На каждую картину заполняется реставрационный паспорт. Реставратор ведет дневник, в который записывает проделанную им работу. На его основе описывается состояние экспоната, задание на реставрацию и описывается процесс. Мастер работает только в пределах утрат, он ни в коем случае не должен вносить изменения в картину.

Елена Кочетова — художник-реставратор.
Елена Кочетова — художник-реставратор.

Елена Кочетова — художник-реставратор.

Елена Кочетова — художник-реставратор.

Елена Кочетова восстанавливает мелкие повреждения красочного слоя и грунта на картине французского художника Поля Гроллерона. По её словам, точечные утраты на полотне создают рябь, когда человек смотрит на картину, он может этого не осознавать, но ему это будет мешать.

Как говорят работники мастерской, в реставрации проходишь путь от практики к теории. Как только реставратор хорошо овладевает практикой, ему открывается совершенно вся теория.

Реставратор Наталья Зорина работает масляными красками.
Она восстанавливает утраченный красочный слой на картине неизвестного художника.

Реставратор Наталья Зорина работает масляными красками.

Она восстанавливает утраченный красочный слой на картине неизвестного художника.

В холодильнике хранятся коктейли из растворителей. Все эти вещества высокотоксичные. Работать с ними можно только с включенной вытяжкой и в респираторе. К примеру, яд — пентахлорфенолят натрия — как антисептик добавляется в рыбий клей, используемый при укреплении красочного слоя картины.

В музее реставраторов еще называют «коробочницами», за то, что собирают разные баночки и коробочки. Мастера этого и не отрицают, говорят, в хозяйстве все пригодится.

В холодильнике хранятся высокотоксичные растворители.

В холодильнике хранятся высокотоксичные растворители.

Заведующая реставрационной мастерской Светлана Тютикова показывает лампу с двумя лупами: с возможностью 3-кратного и 12-кратного увеличения. Используя такую лампу, удобно тонировать мелкие повреждения. С помощью лупы легко определить толщину красочного слоя и грунта.

Лампа с двумя лупами.
Светлана Тютикова — заведующая реставрационной мастерской.

Лампа с двумя лупами.

Светлана Тютикова — заведующая реставрационной мастерской.

И вот картины из фондов и реставрации перемещают в выставочный зал. Начинается не менее интересный процесс — построение экспозиции. Она должна быть динамичной, интересной и пластически отражать концепцию выставки.

Как рассказала куратор выставки, заместитель генерального директора ИОХМ по научной работе Татьяна Огородникова построение экспозиции и развеска картин занимает около трех дней. Пока произведения не закреплены, их можно менять между собой местами. Организаторы выставки выстраивают экспозицию в хронологическом порядке: зритель передвигается от шедевров салонной живописи к работам импрессионистов.

Экспозиция «Открываем запасники. Европейские мастера 17 — начала 20 века» объединяет около 60 полотен художников из Франции, Италии, Германии, Англии, Бельгии,  Австрии и знакомит зрителя с многообразием жанров, тем, сюжетов европейского искусства.

У многих картин сохранились оригинальные рамы. Они тоже являются произведениями искусства. В 17—19 веках художники заказывали их у специальных мастеров, которые создавали индивидуальные рамы для каждого произведения.

Всего в экспозиции около 60 картин.

Всего в экспозиции около 60 картин.

На обратной стороне картин находятся специальные кольца, через них пропускают веревку, после чего работу подтягивают и закрепляют. «Поющие нимфы» кисти французского художника Николы Огюста Лорена — образец салонной живописи. Правда, найти для шедевра место в экспозиции было задачей непростой. Это самая большая картина из всех представленных на выставке.

Собранная экспозиция западно-европейской живописи разнообразна в жанровом исполнении. В ней представлены многочисленные пейзажи, портреты, и даже работы в батальном жанре и на библейские сюжеты. На выставке можно увидеть картины, которые редко покидают фонды музея и впервые представлены в таком полном составе.

Среди любопытных экспонатов — пастели (прим. ИА «Иркутск онлайн» — техника рисования мягкими цветными мелками и произведение, выполненное в данной технике) импрессионистов Клода Моне и Камиля Писсарро. По словам Татьяны Огородниковой, работы, выполненные в такой технике, увидишь нечасто, пастель требует к себе бережного отношения. Нужно следить, чтобы на картины не падал солнечный свет, если пастели или акварели выцветают их почти невозможно восстановить.

Выставка «Открываем запасники. Европейские мастера 17 — начала 20 века» открылась в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва 28 января. Посетить её можно ежедневно с 10:00 до 18:00 до конца февраля.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Автор фото — Илья Татарников

  • Malkin 3 февраля 2016 в 15:25

    На выставке экспонаты будут?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля