Отправить письмо можно не только в почтовом отделении, но и опустив его в один из специальных ящиков. В городе их 130, не считая тех, что установлены возле отделений. Количество корреспонденции в ящиках зависит от места расположения. Больше всего писем иркутяне опускают в центре города и в предместье Рабочем.
— Бывает, вынимаешь письма, прохожие подходят, с удивлением спрашивают: эти ящики что, работают? Некоторые думают, что они просто так висят на улицах, остались с советских времен, — рассказывает оператор по контролю над выемкой Надежда Лейбкович.
Один из таких ящиков закреплен на здании железнодорожного вокзала, обычно он не бывает пустым — иностранцы сбрасывают в него открытки с видами Байкала и Иркутска. По словам Надежды Лейбкович, конверт, опущенный в него, быстрее дойдет до адресата, чем при отправлении через почтовое отделение.
В среднем каждый день через уличные почтовые ящики проходит 500-600 отправлений. В предпраздничные дни, как правило, их в два-три раза больше. Письма достают два раза в день. Эти обязанности выполняют почтальоны по выемке. На служебных автомобилях с водителями они объезжают город по четырем маршрутам, где установлены ящики.
Из ящика на вокзале письма забирают в 11:00 и 22:00. Мы посмотрели, как вынимают корреспонденцию в утренние часы.
У Надежды Лейбкович с собой металлическая рама с черным тканевым мешком. Сотрудник вставляет её в ящик до упора, в этот момент его дно автоматически открывается и письма сами падают в мешок.
Процесс занимает не больше минуты. При этом письма не попадают мимо мешка, их не приходится доставать из ящика руками. На раме установлено считывающее устройство, которое при подключении к компьютеру показывает, что ящик очищен.
После того как письма собраны, их отвозят в самое «сердце» иркутского филиала Почты России — в магистрально-сортировочный центр (МСЦ). Здесь их сортируют, и уже отсюда они уходят в нужном направлении. На обработку в МСЦ корреспонденция поступает не только из иркутских отделений, но и со всей области.
Больше всего писем из МСЦ по области уходит в Ангарск, Усолье-Сибирское и Братск. Последний — лидер по объему отправляемой почты. Иркутский МСЦ за сутки получает из Братска до 70 мешков с корреспонденцией.
Кроме «исходящих» от жителей нашего региона отправлений в МСЦ приходят «входящие» из других городов и стран. Сортировочный центр не случайно расположен рядом с вокзалом. Здесь принимают почту с поездов, а ту, что уже отсортирована, отправляют с проходящими составами.
Похожая схема обмена налажена с аэропортом. Из МСЦ почту машинами привозят в авиаучасток, а оттуда загружают на борт. Прилетевшую корреспонденцию водитель доставляет в сортировочный центр для обработки.
На участке сортировки письменной корреспонденции в иркутском МСЦ обрабатывают уведомления, письма, бандероли и секограммы. За сутки операторы вскрывают 700-800 ящиков (один вмещает до 10 килограммов простых писем), при большом потоке — 1200, для отправки заделывают 900-950 ящиков.
Почту из иркутских отделений связи поднимают на второй этаж МСЦ грузовым лифтом. Из ящиков конверты высыпают на стол с поверхностью, похожей на дуршлаг, она задерживает мелкий мусор.
Корреспонденцию из городских отделений и уличных ящиков предварительно делят по трем направлениям в зависимости от адреса места назначения: Иркутск, Иркутская область и авиапочта (в другие города).
На территории Иркутска и Иркутского района находится 72 почтовых отделения, а всего по области их 725. Длинные улицы, такие как Розы Люксембург и Байкальская, поделены между 3-4 отделениями. Поэтому индекс играет значительную роль. Неверно написанный или вообще отсутствующий индекс замедляет доставку.
Следующий этап — отписка корреспонденции. Оператор вносит штрихкодовый идентификатор (14-значный номер) каждого заказного письма в компьютер. После этого письма по 50 штук собирают в постпакеты.
Готовые постпакеты упаковывают в ящики и мешки. Перед отправкой сотрудницы участка сортировки взвешивают простую и международную корреспонденцию. Вес заказных писем не измеряют.
Запакованные ящики и мешки спускают вниз по транспортеру, составляют на телегу, оператор сверяет их количество по накладной. Затем емкости, подготовленные к отправке, передают в участок обмена МСЦ.
По Иркутску письма и посылки развозят дважды в день — утром и днем. Для погрузки машина подъезжает к специальному окну, оттуда по транспортеру подаются запакованные емкости.
— Погрузка начинается в 7:30. После того как первый объезд по городу выполнен, водители возвращаются в МСЦ, привозят почту из отделений связи, — объясняет ведущий инженер по перевозкам Антонина Грузных. — Примерно в 13:10 они снова начинают грузить почту по машинам и отправляются во второй рейс.
В основном почтовые отделения Иркутска работают до 20:00, а одно — на Степана Разина, 23 — до 22:00. Поэтому все письма, отправленные после обеда, передадут для сортировки в МСЦ только утром следующего дня. В воскресенье машины забирают корреспонденцию одним рейсом.
Почту с машины принимают операторы доставки — сотрудники почтового отделения. Свежая корреспонденция обрабатывается, и почтальон уходит с ней в доставку. Та корреспонденция, которая поступила в отделение в послеобеденное время, доставляется уже на следующий день.
В почтовом отделении №11 на улице Свердлова ежедневно обрабатывают от 700 до 1500 писем. Отдельно считают посылки и письма с объявленной ценностью. Клиент забирает их самостоятельно, задача почтальона — доставить ему извещение.
Операторы доставки отписывают почту на каждого почтальона. На одного в день приходится 20-30 писем, бывает и до 100, когда приходят налоговые отправления — 130-150 писем.
В отделении №11 работают четыре почтальона. У каждого из них свой участок доставки и определенный маршрут. Перед выходом почтальон складывает письма так, чтобы они лежали по ходу его следования.
Почтальон Инна Литвинова выходит из отделения в 11:00, она должна вернуться к 15:00. Инна идет строго по маршруту: разносит письма и газеты в подъезды домов, в разные организации.
С собой у почтальона увесистая связка ключей. Их выдают управляющие компании. Но бывает и такое, что ключа от подъезда нет, тогда почтальону приходится звонить в квартиры, чтобы впустили.
Простые письма почтальон опускает в ящики, заказные — передает получателю лично в руки. Если адресата не оказалось дома, то оставляет в ящике первичное извещение, а через пять дней выписывает и доставляет по этому же адресу уже вторичное. С ним клиент самостоятельно получит заказное письмо. Невостребованные письма через 30 дней возвращаются отправителю.
Вернувшись в отделение, почтальон передает оператору доставки сведения о врученных заказных письмах. На этом его рабочий день закончен, но другие специалисты продолжают трудиться.
Иркутский филиал Почты России — сложный механизм, работу которого обеспечивают 5 982 человека. Каждый день через него проходит большое количество корреспонденции, и для того, чтобы она не задерживалась, действуют строгие регламенты — расписания, маршруты и контрольные сроки. В век информационных технологий, когда всё вокруг стремительно меняется, оператору российской государственной почтовой сети нельзя отставать.
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Автор фото — Илья Татарников
Мой первый комментарий!
Здравствуйте. К ответственности их там в МСЦ Иркутском надо всех привлекать ибо вор на воре там сидят…. заказывал телефон в интернет магазине дошел из Сингапура до Мсц Иркутска за полторы недели и все….потерялся два месяца уже прошло…да даже не потерялся а просто сотрудники вскрыли и в виде…