О выдвижении в Иркутской области
С Иркутском и Байкалом меня связывает детство. Мой отец был геологом. Он много времени проводил в экспедициях, часто бывал в Иркутской области. После я сюда долго не мог попасть, хотя еще со школы старался идти по стопам отца, ходил в экспедиции. И так получилось, что когда появился центр «Народная экспертиза», освещение проблемы с «новым аварийным жильем» началось именно здесь.
Регион очень интересный, обладающий, на мой взгляд, серьезным потенциалом для развития. Другое дело, что этот потенциал пока не раскрыт. Я вижу здесь много проблем на муниципальном уровне. И я понимаю, что их можно решать прежде всего представляя интересы региона на федеральном уровне. Сейчас мы видим, что это недостаточно реализовано. И это то, что я могу со своей стороны обеспечить.
Очень важная вещь: уровень жизни в Иркутской области оставляет желать лучшего. Мы видим, что безработица здесь выше, чем в среднем по стране. Как и доля людей с доходами ниже прожиточного минимума. Все эти факторы позволяют задуматься, почему в таком богатом регионе складывается такая ситуация. Потенциал региона есть куда реализовывать. Со следующей недели я буду выезжать в районы и постараюсь самостоятельно оценить как можно больше ситуаций на местах. Хотя у нас уже очень много аналитики по области, лучше самому лично оценить обстановку.
О депутатах-варягах
Я понимаю, что когда в регион приходит человек со стороны, какой-то варяг, это воспринимают как недостаток. Но мне кажется, что можно обернуть это в достоинство. Понимаю, что появлению такого человека, как я, не все будут рады — деятельность «Народной экспертизы» часто приводит к недовольству на местах. Мы не даем воровать и стараемся, чтобы поручения президента выполнялись. И при этом чтобы информация об этом была доступна и открыта. Понятно, что люди, которые любят работать здесь на себя, моему появлению не будут рады.
По тому же аварийному жилью, если брать нашу работу в прошлом году, когда мы проводили всероссийский мониторинг, получилось около 20 уголовных дел. Кому это надо на местах? С другой стороны, для чиновников и всех, кто заинтересован в развитии региона, это будет возможность сделать что-то полезное.
Об открытости власти
Перед приездом я решил поэкспериментировать и записаться на прием к мэрам семи муниципалитетов области. Как обычный гражданин, по телефону. И нигде не получилось. Например, отвечают, что мэр принимает раз в квартал, дата еще неизвестна. Но по телефону меня записать не могут, и я должен приехать и рассказать, чего хочу, там это рассмотрят и потом сообщат, когда можно будет попасть к градоначальнику. Это своеобразный «звоночек».
Для того чтобы жители могли участвовать в жизни своего города, района, региона и влиять на уровень оказания госуслуг, должна быть масса механизмов, предусмотренных и указами президента. Наверное, Иркутская область — не единственная, где форматы общения граждан и власти плохо работают. Эти инструменты предстоит запустить по всей стране.
О мониторинге «майских указов»
По программе переселения из ветхого и аварийного жилья в Иркутской области в 2014 году было определенное перевыполнение объемов. А в 2015 году уже был недобор. Сейчас на реализацию программы осталось, по сути, полтора года и, если не ошибаюсь, половину объемов еще нужно расселить. Вопрос: успеет ли регион? Очень много жалоб из области на сферу здравоохранения. С учетом того, что регион большой, вопрос медицинского обслуживания стоит очень остро.
Может, и успеет, должен выполнить программу. Но мы как движение, которое поддерживает президента и выполняет задачу добиться качественного и своевременного исполнения указов, не можем просто взять и посмотреть только 1 сентября 2017 года, как программа была выполнена, а анализируем по ходу дела.
Есть территории, где просто катастрофически не успевают с реализацией программы — это Забайкальский край, Карелия и целый ряд других. Мы сейчас ведем серьезный диалог с Минстроем России по поводу их планов по регионам, которые уже практически точно не успеют, если будут продолжать действовать в том же темпе.
В этом плане Иркутская область более-менее благополучна. Но многое еще предстоит. И возникает вопрос: какие планы по этому поводу у региональных властей. Есть соответствующее поручение председателя правительства РФ — проанализировать к 10 мая ход реализации региональных программ переселения из аварийного жилья с точки зрения бюджетного наполнения.
О доступной среде
В Иркутской области более 30 тысяч инвалидов. В регионе для них делается достаточно много. Но сейчас вступил в силу 419-й федеральный закон, который был принят в связи с подписанием Россией конвенции по защите прав инвалидов. Он вносит поправки в 25 федеральных законов и утверждает новые нормы по организации доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. На основе этого все регионы должны принять «дорожную карту» собственных мер.
Иркутская область, конечно же, приняла такую программу. Но здесь очень важно посмотреть, насколько она реалистична и подкреплена деньгами. Мы ранее уже выступали с критикой самой госпрограммы «Доступная среда» в целом, потому что денег тратится много, но обозначенные целевые показатели вызывают некоторые вопросы.
К примеру, «Карта доступности» с указанием мест, переоборудованных под нужды инвалидов. На ней не обозначено, как лицам с ограниченными возможностями перемещаться между объектами. Мы вышли в Минтруд России с инициативой создать единую карту, на которой организации, прежде всего государственные, декларировали бы доступность своих зданий. А люди, которые должны пользоваться такими услугами, могли бы оценить эту работу.
Думаю, что в Иркутской области можно запустить пилотный проект такой карты. Я обращусь с таким предложением к региональному правительству, чтобы все областные и муниципальные органы власти смогли обеспечить доступность зданий для граждан с ограниченными возможностями.
Андрей Щепин, IRK.ru
ОНФ это ваще круто, представте себе — «Пчелы против мёда». Классна, ага — путин против «ротенбергов»…..