Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Птичья гавань: быть ли заказнику?

Чогма

О создании в черте города особо охраняемой природной территории «Птичья гавань» заговорили в далеком 1988 году. Прошло почти тридцать лет, но решение так и не приняли. Процесс уничтожения уникального природного комплекса продолжается, участок сильно страдает от застройки. Без получения статуса ООПТ озерно-болотный комплекс обречен на гибель.

Озера, болота и луга, расположенные в пойме Иркута, недалеко от его впадения в Ангару, — удивительный природный уголок. Ново-Ленинский водно-болотный комплекс, или Птичья гавань, как его еще называют, поражает общим количеством и многообразием птиц. Здесь можно увидеть «краснокнижные» виды, которые нуждаются в охране.

По словам председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области Екатерины Бояркиной, Птичья гавань — естественная среда обитания для пяти видов земноводных, двух видов рептилий, 22 видов млекопитающих и 210 видов птиц. На этой природной территории произрастает 325 видов высших сосудистых растений.

Ново-Ленинский водно-болотный комплекс

Ново-Ленинский водно-болотный комплекс

Кандидат биологических наук Ираида Ляхова вспоминает: на зарубежных орнитологов водно-болотные угодья производили большее впечатление, чем Байкал. Здесь гнездился азиатский бекасовидный веретенник — кулик, занесенный в международный «красный список» исчезающих видов. В России птица встречается лишь в нескольких точках на юге Сибири и Дальнего Востока.

Торфяные отложения Ново-Ленинских болот исполняют роль природного фильтра. Их толщина достигает двух метров. Воды, поступающие сюда и протекающие в сторону Ангары и Иркута, очищаются, проходя через толщи торфа.

— В свое время академик Григорий Иванович Галазий назвал эти болота «легкими города Иркутска». И это без всякого преувеличения, я вам как тельматолог-болотовед об этом говорю, — добавила Ираида Ляхова. — Болота поставляют в атмосферу кислорода не меньше, чем сосновые боры.

Как «природный фильтр» озерно-болотный комплекс представляет исключительную ценность, очищает сточные воды и воздух.

Природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение природного комплекса отмечено учеными и экологами Иркутска. На его базе планировалось создание учебного полигона для студентов. Была идея установить смотровые площадки и вышки и вести здесь наблюдения.

Колония озерных чаек
Перевозчик
Лысуха

Колония озерных чаек

Перевозчик

Лысуха

В 1988 году Иркутский горисполком принял решение о создании на этой территории заказника, но никаких практических действий не последовало. За эти годы тут построили дорожную развязку, которая разбила озерно-болотный комплекс на разрозненные участки. Орнитолог Виталий Рябцев сообщил о частом беспокойстве птиц со стороны рыбаков, отдыхающих и участившихся случаях браконьерства. Исчез азиатский бекасовидный веретенник и несколько других редких видов птиц, резко сократилось количество куликов, уток и крачек.

— Территория, конечно, много потеряла за последние 20 лет. Меняется состав птиц, их численность, эти изменения в основном обусловлены природными причинами, например снижением уровня воды. И тем не менее Птичья гавань остается одним из самых ценных орнитологических участков Иркутской области и заслуживает всемерной охраны, — подчеркнул Виталий Рябцев.

Озера в 2015 году
Озера в 2015 году

В 2012 году проблема была близка к благополучному разрешению. Мэрия Иркутска одобрила и внесла на рассмотрение городской думы проект решения об организации Птичьей гавани площадью 228,6 гектара. Тогда были подготовлены все необходимые документы, в том числе научное обоснование, проведено проектирование, уточнены границы, участки поставлены на кадастровый учет. Все расходы взял на себя городской бюджет.

Однако депутаты не утвердили решение о создании ООПТ, вопрос был снят с рассмотрения. По мнению ученых и общественников, неравнодушных к судьбе Птичьей гавани, это произошло из-за непоследовательной позиции «профильных» чиновников и отрицательных высказываний отдельных специалистов, неспособных по-настоящему оценить уникальность природного комплекса.

Если мы нынче упустим этот момент, то упустим его навсегда. Потому что никто уже никогда не выделит нам дополнительное финансирование.

— Мы понимаем, в какое время живем, важно принимать любые меры, которые способствуют созданию заказника. Надо форсировать события, — добавила заслуженный эколог России Вера Шлёнова.

Серые утки
Серые утки

Чтобы спасти озерно-болотный комплекс, члены иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы намерены в апреле внести в городскую думу предложение о создании природного парка в пойме Иркута и направить обращение в адрес мэра Иркутска Дмитрия Бердникова.

К решению проблемы подключились активисты ОНФ. "Мы будем добиваться от городской власти, чтобы она в максимально короткие сроки выполнила свои обещания и в нашем регионе уже официально появилась ООПТ «Птичья гавань», — заявил руководитель региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса в Иркутской области Сергей Апанович.

Создание заказника «Птичья гавань» поддержал региональный Росприроднадзор. В ближайшее время будет проведена экологическая экспертиза проекта. В 2012 году, когда готовились документы, такое заключение не требовалось. Кроме того, активисты Всероссийского общества охраны природы в Иркутске организуют рабочую группу для общественного контроля.

В конце апреля ученые и экологи планируют выехать на место и посмотреть, в каком состоянии сегодня находятся Ново-Ленинские болота. Пока вопрос сохранения Птичьей гавани висит в воздухе — там ведется отсыпка и хозяйственная деятельность. Если эти работы не остановить, в ближайшем будущем на месте болот и озер вырастут гаражи и складские помещения, а редкие виды птиц останутся без своей естественной среды обитания.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

Фото Виктора Попова

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля