Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Автомобили иркутских пожарных. Часть 1

На «БайкалМоторШоу-2016» пожарная охрана покажет коллекцию ретро-техники, которая почти целый век помогает бороться с огнем в нашем, до недавнего времени в большей степени деревянном, городе. Хороший повод вспомнить, как развивалась это дело в Иркутске.

Иркутску с его деревянным зодчеством и плотной застройкой нередко доставалось от огненной стихии. Особенно в дореволюционную эпоху, когда использовались почти первобытные средства пожаротушения, и вся механизация держалась на конной тяге с ручным приводом подачи воды и небольшим ее запасом в дощатых бочках.

В июле 1879 года случился Великий иркутский пожар, когда из-за жаркой сухой погоды и сильного ветра бушующим огнем было уничтожено две трети города. Тогда 15 000 человек остались без крова, были погибшие. Как это ни печально, но люди не всегда могли должным образом противостоять пламени.

Паровая пожарная труба, то есть «тяга». Еще конная, но вместо ручного уже установлен прогрессивный паровой насос

Паровая пожарная труба, то есть «тяга». Еще конная, но вместо ручного уже установлен прогрессивный паровой насос

И все же благодаря именно пожарной службе удавалось вовремя локализовать многие очаги возгорания и обуздать «красного петуха». Иначе от культурной столицы Прибайкалья давно бы не осталось и бревнышка.

Рождением профессиональной пожарной службы в Иркутске принято считать далекий 1814 год, «додекабристскую» эпоху, когда действующий на тот момент гражданский губернатор Трескин подписал положение «О содержании пожарной части». До этого к тушению огня привлекались обычные горожане. После трагических событий 1879 года иркутская пожарная служба реформировали: увеличили штат, поменяли экипировку и оборудование. В том числе на деньги купцов-меценатов приобрели дорогостоящий паровой насос английского производства — можно сказать, это была первая пожарная машина.

В свое время прототип пожарных машин назывался «трубно-бочечным ходом»
Часть металлических деталей трубно-бочечного хода сохранилась в оригинальном виде

В свое время прототип пожарных машин назывался «трубно-бочечным ходом»

Часть металлических деталей трубно-бочечного хода сохранилась в оригинальном виде

В 1901 году на улице Преображенская (Тимирязева) открылось новое пожарное депо с каланчой, ставшей тогда не просто самым высоким строением в городе, а эффективным способом «визуализации» оперативной обстановки, основным средством наблюдения и оповещения. И никаких тебе «ложных вызовов». Изначально здесь размещалась третья полицейско-пожарная часть, и, к большому счастью, это здание не погибло и не превратилось в какой-нибудь современный балаган. Благодаря неравнодушным людям его восстановили «по назначению» и теперь оно является одной из видных достопримечательностей центра города, с действующим музеем истории пожарной службы Иркутска.

Однако вплоть до 20-х годов 20 века пожарные обозы принципиально не менялись: конная упряжка, цистерна, рукава, брандспойты и боевой расчет из крепких ребят, которые должны управляться не только с ручным насосом-качалкой, но и быстро орудовать баграми, ломами и топорами, поскольку «разгребать» строения было важнейшей задачей на пожарах. Вода же из небольших емкостей быстро расходовалась, ее нужно было постоянно подвозить или подключать к стационарным «колонкам». Характерно, что емкость бочек еще долгое время даже после революции измерялась 10-литровыми ведрами: например, «цыстерня 220 ведер» означала запас воды в 2200 литров.

С учетом специфики транспорта и состояния улиц, к числу острых вопросов всегда относились должное обеспечение огнегасящими средствами, размещение боевого расчета и скорость доставки экипажа к месту ЧП. И даже с появлением пожарных автомобилей эта проблема решилась далеко не сразу, хотя начало моторизации в пожаротушении уже было большим событием.

Первый пожарный автомобиль, как считается, в Иркутске появился в начале 20-х годов прошлого века. Изначально это был бортовой грузовик иностранного происхождения на деревянных колесах без пневматических шин, невесть каким образом попавший сюда после Первой мировой войны. Его переделали в пожарный подручными средствами. Собственно, все первые автомобили огнеборцев строились по «индивидуальному проекту» — на местах в подсобных мастерских, поскольку специализированных серийных моделей в стране долгое время не выпускали. Признаком же настоящего пожарного автомобиля был не только двигатель внутреннего сгорания, но и наличие насоса с приводом от двигателя.

В конце 20-х в Иркутске появляется пожарный автомобиль на шасси первого советского грузовика АМО-Ф15, чья судьба бесследно распылилась во времени подобно другим самоходным пионерам-огнеборцам. Судить об этом теперь можно только по картинкам сохранившегося фотоархива. А уже в 30-х в распоряжении местных брандмейстеров оказывается автомобиль на базе ГАЗ-АА. Именно аналогичной моделью сегодня открывается уже немалый ретроспективный парк иркутской пожарной техники 20-го века.

Восстановлением раритетных пожарных автомобилей у нас начали заниматься, казалось бы, когда такого меньше всего ожидаешь — в середине «смутных» 90-х, по личной инициативе начальника УГПС УВД Иркутской области, полковника внутренней службы Геннадия Файзрахманова. В самом Иркутске сколь-нибудь сохранившихся экземпляров не оказалось, стали искать по всей области. Находили в разном состоянии, выкупали, восстанавливали, так постепенно и создавалась коллекция (сейчас часть ее размещается в музее на улице Тимирязева).

Пожарный автомобиль на шасси АМО-Ф15 на тренировках боевого расчета

Пожарный автомобиль на шасси АМО-Ф15 на тренировках боевого расчета

Самый возрастной, да и просто выдающийся экземпляр — пожарная автоцистерна ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА, причем цифра «1» как раз означает первую модель советского пожарного автомобиля. В основе — грузовик ГАЗ-АА, производство которого началось в 1932 году: знаменитая «полуторка», пережившая самые трагические и героические страницы эпоса СССР. Пожарные варианты служили вплоть до 50-х годов, однако на сегодня можно говорить об единично сохранившихся.

Что же касается иркутского экземпляра, это не 100% оригинал, однако ценность раритета не поддается сомнению, если знать, насколько драматичной была история его восстановления. Машину удалось реанимировать из двух, пострадавших от времени. Непосредственно пожарный ГАЗ-АА нашли в одном из дворов региона, в очень ветхом, разукомплектованном состоянии. Из того, что осталось, специалисты иркутского ПТЦ (Производственно-технический центр) при всем желании не могли создать автомобиль.

Помог случай, причем сразу не скажешь, счастливый или несчастный. Узнали, что в одном из иркутских АТП в результате поджога уничтожен бортовой ГАЗ-АА, выставленный в качестве памятника. Останки сохранили, а вскоре они пригодились для новой благородной цели. Так удалось сберечь две родственные судьбы — не дали тихо умереть одному раритету и воскресили другой.

Просто какая-то мистика: сгоревший от рук вандалов памятник стал «донором» при восстановлении пожарного автомобиля! Делали по картинкам из журналов и старым фотографиям — что сумели найти. Но точность соответствия оригинальным вариантам гарантирована, в том числе по характерному размещению боевого расчета — на открытых скамейках вдоль бортов. Никакой дополнительной кабины в те времена не полагалось, да и вся компоновка машины этого не позволяла.

Привели в полный порядок не только внешность, но также всю оснастку и техчасть: автомобиль-ветеран должен быть не просто экспонатом, а функциональной единицей, с возможностью выездов своим ходом на разные мероприятия. В том числе удалось полностью отреставрировать родной двигатель: четырехцилиндровый нижнеклапанный объемом 3,3 литра, который развивает всего 40 сил при 2200 оборотах.

В рабочее состояние привели инвентарь и оборудование. Некоторые детали ходовой части, в том числе шины, пришлось заказывать и приобретать в специализированных фирмах. Главные тактико-технические параметры ПМГ-1 ГАЗ-АА составили: максимальная скорость — 35-40 километров в час, производительность насоса — 20 литров в секунду, емкость цистерны для воды — 146 литров, три рукава — один на задней катушке 120 метров и два на боковых катушках по 40 метров.

Сейчас немыслимо представить, чтобы на такой технике выезжать и тушить пожары, особенно зимой, но для довоенного времени это было спасением. Что происходило дальше, каким образом развивались советские пожарные автомобили и как это отражено на иркутском ретропарке? Об этом — в следующей публикации.

Если вам понравились эти автомобили, вы можете проголосовать за них в каталоге кандидатов на участие в 12-м Международном фестивале тюнинга «БайкалМоторШоу». Он пройдет в Иркутске на стадионе «Труд» 4-5 июня.

Сотрудник МЧС в обмундировании брандмайора на карнавале 2014 года — тогда исполнилось ровно 200 лет образования пожарной службы в Иркутске
Сотрудник МЧС в обмундировании брандмайора на карнавале 2014 года — тогда исполнилось ровно 200 лет образования пожарной службы в Иркутске

Василий Ларин, фото автора и из фонда Музея ГУ МЧС России по Иркутской области

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля