Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Коллекция «Москвичей», или Сказ об иркутском реставраторе

Иркутский инженер и реставратор Павел Федотов влюблен в советские автомобили «Москвич». На просторах России он нашел уже семь автомобилей исчезнувшей марки, которые скрупулезно реставрирует в своем гараже. Большую часть своей коллекции Павел продемонстрирует 4-5 июня на «БайкалМоторШоу-2016».

Первую модель своей ретроспективной серии Павел искал еще в эпоху газетных объявлений, десять лет назад. Тогда просто хотелось сделать запоминающийся подарок отцу на юбилей. Нашел в Иркутске «Москвич-412», 1970 года выпуска, удалось быстро привести его в порядок и порадовать родителя. Но как человек, c детства неравнодушный к технике, инженер по образованию и профессии, Павел с того момента заинтересовался историей отечественного автомобилестроения. Сам стал ездить на этом «москвиче», даже выставлял его на фестивале автотюнинга. Наград он не получил, зато познакомился с местными ретроводами и встретил единомышленников.

«Москвич-412», год выпуска 1970

«Москвич-412», год выпуска 1970

Павел нашел модели всех основных поколений «москвичей»: от 400-го на основе еще довоенного Opel Kadett и до переднеприводного хэтчбека 2141 — прорывной модели завода на закате СССР. Все главные этапы развития «москвича» отражены в натурных образцах, однако в истории этой марки было еще много серийных модификаций, к которым теперь устремлены дальнейшие поиски. Скоро может появиться полноприводный «Москвич-410», по возможности коллекция будет пополняться и другими интересными версиями. Для хранения ретропарка сооружен специальный гараж со стеклянной стенкой, в дальнейшем он может превратиться в настоящий музей. Но чтобы каждый экземпляр вышел из небытия, над ним еще нужно как следует поработать.

Старые автомобили сделаны совсем по-другому, они проще по конструкции, в них гораздо меньше деталей, чем в современных, оттого каждая «железка» и ценится выше, даже самая незначительная. Если что-то закручивалось маленьким «барашком», то поставить обычную гаечку — кощунство, надо найти именно такой «барашек». Что уж говорить о переделках по силовой части и кузову на современный лад — это совсем другое направление.

Павел Федотов:
— Это хобби у меня появилось не так давно. Я еще не большой профессионал в таком деле, но свои принципы уже сложились. На сегодня есть семь «москвичей», и только два первых, 412-й и 402-й, нашел в Иркутске, другие уже привозил издалека — из Екатеринбурга, Ярославля, Подмосковья и даже Санкт-Петербурга. Когда ищу машины, смотрю, насколько они были изменены, главное, чтобы не было установлено ничего чужеродного. Не нравится, когда хромируют то, что не было в хроме, по-современному красят лаком или перетягивают кожей, которой в то время не было, и тем более если ставят неродной двигатель. Для меня важна необычность старинной машины, и мне очень нравится процесс реставрации. Не все делаю сам, еще не хватает в чем-то опыта или просто нет возможности, приходится обращаться к специалистам, чтобы восстановить какие-то элементы, но все же многое удается делать своими руками. Стараюсь также подбирать комплектующие, максимально совпадающие по дате выпуска самого автомобиля.

После массового 412-го у Павла появился довольно редкий экземпляр — «Москвич-402» из первых партий, 1956 года выпуска. Модель по двигателю и трансмиссии еще цеплялась за довоенные технологии, но по кузову с его цельноокруглыми формами седана и дизайнерскими смелостями уже олицетворяла новое время, хрущевскую оттепель. Вообще, даже без технических подробностей такие машины сами по себе «рупор истории». Ведь при плановой экономике и железном занавесе каждая модель советского автомобиля — не просто достижение завода, это целый пласт из жизни страны, в том числе её текущее положение на международной арене.

«Москвич-402», год выпуска 1956
Салон «Москвич-402»

«Москвич-402», год выпуска 1956

Салон «Москвич-402»

Показательный «Москвич-408», представитель 60-х, не только отражал мировую (точнее американскую) стилистику дизайна в виде задних крыльев-плавников с узкими вертикальными фонарями (ну чем не Cadillac Fleetwood?), но и активно экспортировался. В том числе во враждебные капиталистические государства, с чем даже связаны свои легенды. Когда 408-й предложили для рынка Европы, на тот момент компания Peugeot запатентовала обозначение своих моделей из трех цифр с нулем в центре.

Но советский «Автоэкспорт» не растерялся и без претензий на скромность дал машине для буржуев другой вариант названия — Elite De Luxe. Буржуи проверили, у них даже представительские лимузины не имели подобных имен, и уже не смогли отказать. На экспорт, кстати, отправлялись модели в «четырехглазом» исполнении, именно такой вариант 408-го (1967 год выпуска) сейчас и реставрируется у Павла, с подготовкой всех причитающихся лейблов и надписей на английском языке.

Или вот другой автомобиль в экспортном исполнении — Moskvich 1500 SL из семейства 2140, гордость 70—80-х. Однако на дворе уже конкуренция со стороны АвтоВАЗа с его техничными «Фиатами», поэтому ни дисковые передние тормоза, ни более мощный двигатель, ни даже люксовое оформление версии SL уже не способствовали дальнейшему самоутверждению «москвича».

Зато на этом экземпляре (1983 год выпуска) по обилию пластика отлично виден переход промышленности на легкие полимерные материалы. Правда, со своими особенностями: характерные внутренние ручки дверей на вид массивны, но, вероятно, из экономии пластика делались пустотелыми, отчего были хлипкими и быстро ломались. В то дефицитное время «достать» такие было ох как нелегко, а сейчас спасают современные технологии. Павел поясняет, что такие ручки можно изготовить на 3D-принтере.

«Moskvich-2140 SL», год выпуска 1983
Салон «Moskvich-2140 SL»

«Moskvich-2140 SL», год выпуска 1983

Салон «Moskvich-2140 SL»

Во второй половине 80-х на АЗЛК был предпринят некий реванш в лице модели «Москвич-2141», на тот момент казавшейся весьма современной по многим параметрам, включая сравнительно крупные размеры.

Но «сорок первый» стал последней базовой моделью завода. А для Павла такой автомобиль стал самым недавним приобретением, причем не в совсем типичной конфигурации — модель 2141 S производства 1990 года, но с небольшим пробегом — всего 9000 километров. Состояние в целом очень хорошее, к тому же машина при полной своей комплектности, включая невероятную связку ключиков для пяти разных замков, и даже с фирменным фонариком в дорожном наборе — такого на современных народных авто не найти. По своим ходовым характеристикам автомобиль отнюдь не устарел, его и сейчас можно использовать в повседневной эксплуатации.

«Москвич-2141», год выпуска 1990
Салон «Москвич-2141»
Моторный отсек «Москвич-2141»

«Москвич-2141», год выпуска 1990

Салон «Москвич-2141»

Моторный отсек «Москвич-2141»

Пока же всё нынешнее внимание реставратора сосредоточено на другой модели — «Москвич-400-420А Кабрио», 1950 год выпуска. У Павла в коллекции уже есть 401-я модель, но здесь особый случай. Очень редкий образец, найти удалось с большим трудом, как уточняет владелец, в среднем из них «всплывает» один за три года.

«Москвич-400-420А Кабрио», год выпуска 1950
«Москвич-400-420А Кабрио», год выпуска 1950

После войны таких версий выпустили немногим более 17 000 экземпляров, а открытый верх был продиктован не стремлением к шику, а нехваткой металла — вместо прокатного листа для крыши применяли матерчатое полотно, при этом все же складываемое. Пришлось долго искать чертежи самого механизма складывания, а также поработать над восстановлением салона, приборов, двигателя, подвески и так далее.

Теперь машина выглядит с иголочки (осталось дошить и установить матерчатый верх), двигатель заводится с полоборота и работает ровно, а едет замечательно. Удалось прокатиться на месте водителя. Впечатления незабываемые: тяжелые руль и тормоза без всяких усилителей, маленькие оконца, тесно. Здесь еще 6-вольтная электрика, «дворники» с механическим приводом, один задний фонарь и даже нет поворотников — они в то время не предусматривались.

Нижнеклапанный низкооборотный мотор мощностью всего 23 лошадиных силы и 3-ступенчатая коробка не дадут полихачить, зато какие мягкие сиденья и подвеска, любые колдобины нипочем — будто в те времена ровных асфальтовых дорог вообще не было. Но и обслуживание требовалось особое, чего только стоит многоразовый масляный фильтр — по инструкции промывать его бензином надо было через каждые 1000 километров, а на запыленных дорогах и вовсе ежедневно.

Моторный отсек «Москвич-400-420А Кабрио»
Передняя подвеска «Москвич-400-420А Кабрио»

Моторный отсек «Москвич-400-420А Кабрио»

Передняя подвеска «Москвич-400-420А Кабрио»

Раритет возглавит целую сюжетную экспозицию, с которой Павел намерен выступить на предстоящем «БайкалМоторШоу». Некоторые её особенности он готов раскрыть уже сейчас.

Павел Федотов:
— Вся экспозиция будет в духе «Гараж советского периода», для наглядности с полуразобранным автомобилем, грудой запчастей, инструментов, также будут интересные предметы быта той эпохи, тоже восстановленные. Человека больше, чем деньги или любовь, привлекают воспоминания, ностальгия. Всегда приятно, когда люди подходят и восклицают: «О, у нас был такой же „москвич“!» Возможно, когда-нибудь переключусь и на зарубежные марки, но пока привлекают именно простые советские автомобили, с которыми связаны хорошие воспоминания. Есть такое выражение: будущее нельзя предугадать, но его можно изобрести. Мне же хочется его немножко переиначить: прошлое нельзя повернуть, но его можно сохранить, ну или отреставрировать.

Если вам понравился автомобиль, вы можете проголосовать за него в каталоге участников «БайкалМоторШоу-2016».

Текст и фото — Василий Ларин

  • Geroev Mikhail 27 мая 2016 в 08:20

    Только ради этих экспонатов пойду! Москвичёнки хороши!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля