Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Катер из Зимы, который летает

Каждое «БайкалМоторШоу» показывает зрителям не только оригинальные автомобили и мотоциклы, но и транспортные средства, о существовании которых многие и не подозревают. В ближайшие выходные, 4—5 июня, на стадионе «Труд» мы увидим нечто среднее между самолетом и скоростным катером.

Суда на подводных крыльях, катера на воздушной подушке, экранопланы, аэроглиссеры, гидроциклы — скоростных плавсредств сегодня насчитывается много. Но среди них есть одна серия, о которой мало кто знает и слышал, и уж тем более видел в действии. Название «Аэросани-амфибия», кажется, ничего особенного не предвещает. А если такая техника разработана специалистами конструкторского бюро Туполева и сделана по авиационным технологиям? За рубежом о них говорят прямо: такое могли создать только русские и только в СССР!

С первого взгляда непосвященный человек какой-то особой индивидуальности во внешнем облике и эксклюзивности по технической части может и не заметить. Однако когда видишь самолетный штурвал со знаменитым логотипом «Ту» и рядом спидометр, размеченный до 250 километров в час, начинаешь понимать, что все нынешние аэроглиссеры с автомобильными двигателями — это нечто в сторонке. Потому что здесь на корме и мотор настоящий авиационный — девятицилиндровая звезда (М-14б), и тандемный винт.

Корпус из алюминиевого сплава, клепаный, кабина с дверями «крыло чайки», мощное головное освещение с прожектором в 700 ватт, запас топлива в двух баках 440 литров и даже бортовая сеть нестандартная — 28 вольт. Есть пневмозапуск двигателя, система автоматического пожаротушения, направляющие (они же тормозные) полозья, объединенные с воздушными рулями, а многослойное днище со специальным покрытием рассчитано не только на «полеты» по воде, льду и снегу, но также на преодоление заболоченных и непродолжительных сухопутных участков, в том числе с кустарником.

Конечно, возникает вопрос — для чего еще в 60-х годах целое авиационное конструкторское бюро занималось разработкой такой техники? Проект был задуман в рамках создания комплекса «Синяя птица» для поиска и эвакуации космических экипажей. На одном из архивных фото как раз запечатлена тренировка по спасению космонавтов на случай «приводнения» их спускаемой капсулы. Однако к таким амфибиям, производство которых было налажено на двух авиазаводах (один из них на Украине), в свое время проявили большой интерес и военные: известно, что часть машин несла службу в пограничных войсках.

Вот некоторые эксплуатационные характеристики: скорость движения до 120 километров в час (в определенных условиях и это далеко не предел), запас хода до 680 километров, а разрешенный перевозимый груз — до 1200 килограммов без изменения параметров хода. Возможно применение дополнительных съемных крыльев при движении по воде, тогда грузоподъемность можно увеличить еще на 200 килограммов. Экипаж — два человека, плюс места для пассажиров, а также отсеки для хранения запасов продуктов, спасательных жилетов, ракетницы и другого снаряжения. Амфибия оборудовалась навигационными системами и средствами связи, а способы доставки к месту работы включали возможность транспортировать её вертолетом на внешних тросах.

Александр Швец
Александр Швец

До распада Союза успели выпустить не очень много амфибий — всего около 800 экземпляров с учетом экспериментальных версий и нескольких модификаций серийных вариантов. Еще меньше туполевских аэросаней сохранилось к сегодняшнему дню — по всей стране в лучшем случае наберется несколько десятков в разном состоянии. Тем удивительнее было обнаружить не где-нибудь, а в глубинке Иркутской области — в Зиме — несколько таких машин! Их поиском и по возможности восстановлением до оригинального состояния занимается энтузиаст Александр Швец.

Александр кропотливо и детально восстанавливает машины с учетом того, что большинства оригинальных запчастей уже не найти. На «БайкалМоторШоу» будет показана одна из наиболее подготовленных аэроамфибий (экземпляр 1978 года выпуска). Она обещает стать настоящим шоу-стоппером выставки, особенно если дело дойдет до запуска двигателя! Можно быть уверенным — в этом случае все автомобили с форсированными моторами уважительно замолчат.

Если вам понравился этот проект, вы можете проголосовать за него в каталоге участников «БайкалМоторШоу-2016».

Василий Ларин, фото автора и из архива Александра Швеца

  • Денис Камаев 2 июня 2016 в 23:21

    Мой первый комментарий!

    Ооо! При Союзе такие глиссеры по Лене гоняли! Ужасно громко тарахтел. Они почту развозили в Усть-Кутском районе.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля