Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Без очередей и нервотрепки: психдиспансер на Сударева меняется?

Новый главный врач областного психоневрологического диспансера Игорь Алехин рассказал IRK.ru, как он вместе со своей командой справляется со стереотипами и накопившимися проблемами.

Иркутский областной психоневрологический диспансер находится в центре города — в переулке Сударева рядом с медуниверситетом. Здесь аккумулированы две службы — психиатрическая и наркологическая. Головное учреждение принимает пациентов со всей области, с советских времен сохранился принцип обслуживания населения по районам.

В психоневрологический диспансер обращаются люди, чтобы взять справку для получения водительского удостоверения, для оформления разрешения на право владения оружием, справку для органов опеки и при поступлении на госслужбу. Здесь же выписывают льготные рецепты, проводят медосвидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения. В обоих зданиях ведется амбулаторный прием детей и взрослых, есть дневной и круглосуточный стационары.

Одна из основных проблем медучреждения — большие очереди. Чтобы получить нужную справку, людям приходится занимать очередь за 1,5-2 часа до начала приема. Нехватка персонала и отсутствие комфортных условий привели нового руководителя диспансера к мысли, что учреждению требуются серьезные перемены.

Борьба с дефицитом кадров

В диспансере работает 49 врачей-психиатров — это 66 % от числа, рекомендованного нормативами. В амбулатории дефицит специалистов составляет около 50 %, врачей психиатров-наркологов — 52 %. Проблему можно назвать острой, поскольку нехватка кадров напрямую сказывается на деятельности всей больницы. Игорь Николаевич связывает это с непопулярностью профессии. Сейчас здесь работают лишь два молодых специалиста — они только окончили институт.

— Психиатрия — сложное направление, в отличие от, например, терапии или кардиологии. Пациент, когда приходит к врачу-психиатру, выплескивает все, что у него внутри, а внутри у него — другой мир. Доктор не может его прервать, он вынужден слушать, чтобы вникнуть и назначить правильное лечение. Когда я был студентом, то с радостью воспринял, когда мне предложили психиатрию, — отмечает Игорь Николаевич. — Это что-то интересное, из мира иллюзорного! Но позже понял, что это очень тяжелая стезя. Потому что никто не хочет воспринимать другой мир порой с крайне извращенными взглядами, он далек от нас и от реальности.

Игорь Алехин
Игорь Алехин

По словам главврача диспансера, в Иркутской области на курсе «психиатрия» учатся 15-20 человек. 3-4 человека из них — из других регионов, куда они обычно возвращаются после учебы. Остальные, как правило, поработав в профессии, переквалифицируются и выбирают другое направление.

В 2018 году диспансер заключил договоры с двумя студентами-первокурсниками. Им будут платить стипендии, а по окончании учебы они придут работать в учреждение. Таким же образом договорились с ординатором первого года, а еще в этом году в медицинский вуз поступил медбрат, работающий в диспансере. Заключен договор с медучилищем на обучение специалистов со средним медицинским образованием (медсестры, медбратья). По словам Игоря Алехина, это капля в море, но других возможностей для привлечения молодых специалистов в профессию пока нет.

Борьба с очередями

В июне Игорь Николаевич собрал коллектив, чтобы обсудить проблемы. Первой в повестке были очереди: каждое утро еще до открытия учреждения под дверьми стоят не меньше 40 человек.

— Наибольший наплыв людей от 08:00 до 11:00. Мы на это «тяжелое» время выделили кабинет и врача и посадили его на «вождение». Чуть уменьшили период ожидания — до четырех часов.

На следующем этапе диспансер совместно с сайтом «Госуслуги» и региональным порталом «Кврачу38» организовали электронную запись. На сайте можно выбрать удобное время, чтобы прийти на медосвидетельствование для получения справок и льготных рецептов.

— Посидели, подумали: этих мер мало. Тогда нашли доктора с двумя сертификатами по наркологии и психиатрии и через электронную запись направляем к нему клиентов. То есть человек приходит, оплачивает в кассе и за то и за другое, и ему сразу ставят два штампа. Но это только для тех, кто записывается на получение справки на «вождение». Раньше прием проводился отдельно в каждом здании.

С теми, кто по старинке или по незнанию не записывается, сложнее, но выход тоже нашли, говорит врач. Продлили прием до 19:00 с понедельника по четверг. В пятницу — до 17:00, а был до 15:30. Сделали рабочей субботу — в этот день специалисты теперь принимают граждан с 08:00 до 14:00. Сейчас максимальный срок ожидания в очереди утром составляет около часа, после 11:00 — в пределах 20 минут.

— По субботам люди почти не приходят, несмотря на то что мы информируем, — с досадой говорит Игорь Николаевич. — Пациенты привыкли: если психоневрологический диспансер — значит, очереди. Не отслеживают режим работы и тратят свое время впустую. Вот, например, я сам проводил такой эксперимент. Сел в очередь и разговорился с одним мужчиной. Выяснилось, что он отпросился с работы, чтобы прийти сюда. А зачем, если можно подойти после обеда и не терять время в очереди? Не можем пока приучить граждан ценить свое время.

В информировании жителей задействованы все каналы: сайт учреждения, объявления, пресс-релизы в СМИ, врачи предупреждают пациентов во время приемов.

Внедрение современных цифровых технологий

Иркутский психоневрологический диспансер активно встраивается в федеральный проект «Бережливая поликлиника». Ее суть — в сбережении ресурсов, времени и нервов всех участников процесса. Для этого каждое медицинское учреждение разрабатывает новую логику приема и распределения посетителей, работы врачей и регистратуры.

— Мы хотим внедрить электронную очередь для «живой» очереди — тех, кто не записывается. Нам минздрав выделил на эти цели около 600 тысяч рублей. Скоро будет поставка и монтаж оборудования, — рассказывает главврач.

В этом году диспансер закупил серверы, чтобы специалисты смогли организовать единую внутреннюю компьютерную сеть для сотрудников. Сформировали базу наркологических пациентов, в 2019 году создадут такой же единый реестр пациентов, страдающих психиатрическими расстройствами. Все медкарты будут в электронном виде.

Планируется к электронной записи привязывать договор пациента и его данные: когда человек записывается и приходит, то врач выводит одной кнопкой его уже заполненные документы, еще раз читает и подписывает.

— Хотим внедрить электронное перемещение амбулаторной карты, — делится планами Игорь Николаевич. — Обычно администратор самостоятельно переносит ее к доктору, а это время и нервотрепка. Давать на руки амбулаторную карту мы не имеем права, так как пациенты приходят с родственниками, которые могут посмотреть диагноз или лечение, а это запрещено. Поэтому нужно сделать так, чтобы амбулаторная карта перемещалась онлайн.

Организовали горячие линии по вопросам наркологии и психиатрии, что частично сократило поток звонков, поступающих в регистратуру (500-496, 500-493). Кажется, мелочи, но все они влияют на работу учреждения. Все действия сотрудников должны быть отлаженными, четкими и не доставлять неудобств ни им, ни посетителям.

— Из элементов «бережливого производства» модернизируем к концу следующего года регистратуру — переделаем по принципу открытого окна. Сейчас мы обучаем специалистов. Сайт тоже у нас пока слабенький, будем его обновлять.

«Сколько ожидаете?»

Игорь Николаевич провел экскурсию по диспансеру. Главврач по ходу показывает установленные видеокамеры и монтаж новой пожарной сигнализации — существующей уже около десяти лет, она устарела. Летом в здании установили четыре кондиционера, сделали вентиляцию.

Около полудня подходим к ожидающим в очередях посетителям. «Кабинет медицинского освидетельствования — врач-нарколог», — написано на табличке. Кстати, навигации раньше не было, ее установили не так давно, в июле. Остается только догадываться, как пациенты ориентировались в бесконечных коридорах.

— Сколько с момента прихода в здание вы ожидаете приема? — обращается Игорь Николаевич к сидящим на диванчиках посетителям.
— Минут 15-20, — робко отвечает женщина.
— Нет, чуть больше, — возражает ей мужчина.
— Ну, в среднем время ожидания сейчас — 30-40 минут, правильно? — уточняет главврач.
— Да-да, — согласно кивают посетители. Попутно Игорь Николаевич информирует граждан, что есть возможность пройти специалистов по субботам.

Идем мимо регистратуры. Людей немного, на стенах — информационная доска и объявления.

— Планируем в следующем году создать единый кол-центр. Сейчас очень сложно дозвониться до регистратуры, потому что, как я рассказывал, администраторы отвлекаются на перенос карт, например. С августа в психиатрии в регистратуре сидят три человека, раньше работал один, реже — два. Нагрузку по звонкам примут на себя операторы кол-центра, что позволит облегчить работу персонала.

Проходим в крыло, где расположен психоневрологический диспансер. В регистратуре три человека, установлены навигационные таблички. Этому зданию более 54 лет, оно строилось как общежитие для рабочей молодежи. Ширина коридоров около полутора метров, поэтому ожидающим людям приходится вжиматься в стенки, когда кто-то проходит мимо. Игорь Николаевич делится планами, он задумал небольшую перепланировку — кое-где снести стены, чтобы увеличить пространство.

Кабинет психиатра, где оказывают востребованные у населения услуги — медосвидетельствование на вождение, получение оружия, для приема на госслужбу. В очереди больше 15 человек. Игорь Николаевич вновь обращается с вопросом о времени ожидания.

— Больше часа, — отвечает стоящий с документами в руках мужчина.
— То есть, час двадцать — час тридцать? — уточняет главврач.
— Да, — кивают посетители.
— Ну, примерно так, как я и говорил.

В детском отделении на стенах нарисованы персонажи из мультфильмов. Здесь родители получают справки для приема детей в образовательные учреждения.

— Ажиотаж чаще в августе, когда начинается перевод в школы и детсад. Жители нерационально распределяют свое время и спохватываются в последний момент. Нагрузка на отделение возрастает в разы, — отмечает главврач.

Детское отделение

Детское отделение

С ноября будет открыта электронная запись к детскому врачу-психиатру. В планах руководителя также организовать школу пациентов для родителей, чтобы объяснять, что делать и как себя вести, если ребенок болен.

— Нужно проводить беседы с родителями, потому что многие, сталкиваясь с заболеванием у детей, не знают, что делать и куда бежать, — говорит Игорь Николаевич. — Мое видение: это необходимо.

На этом наша экскурсия закончилась. Врач добавил, что в мае этого года министерство здравоохранения Иркутской области утвердило дорожную карту развития психоневрологического диспансера, рассчитанную на три года. Согласно документу, планируется выделить дополнительные площади под нужды учреждения, обновить техническое и информационное обеспечение, провести ремонт, закупку оборудования и обучение кадров.

Автор фото — Анастасия Влади

Дарья Васильева, IRK.ru

  • Ольга Яло 2 августа 2019 в 16:18

    Мой первый комментарий!

    Расскажу, как я проходила психиатра на «вождение». Я пенсионер.1 августа 2019 приехала к 14-00, Оказалось, что надо было записаться заранее. Я расстроилась, в очереди говорят-мы пропустим, сходите, попросите, может примут — люди же. Зашла к врачу, ни в какую не соглашается, говорит, иди к…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля