Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как обстоят дела со строительством дороги на Ольхон

Президент Путин по просьбе жителей Ольхона поручил правительству реконструировать дорогу на острове. Об этом много говорили в СМИ, но воз и ныне там. Журналист IRK.ru выясняла, на каком этапе находится строительство участка трассы Баяндай — Еланцы — Хужир.

Проектирование

В июне 2017 года жители Ольхона во время прямой линии пожаловались президенту Владимиру Путину на плохую дорогу. В ответ на это глава государства поручил федеральному и региональному правительствам «принять необходимые меры по реконструкции дороги на острове Ольхон».

В декабре 2017 года Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области заключила три госконтракта на разработку проектной документации по строительству дорог Баяндай — Еланцы — Хужир и Хужир — Харанцы. Два из них предусматривают реконструкцию дороги, один — капитальный ремонт. Согласно требованиям заказчика, это будет двухполосная дорога с капитальным и асфальтобетонным покрытием. Ширина земляного полотна составит 10 метров, проезжей части — 6, обочин — 2 метра. Машины смогут передвигаться по трассе со скоростью до 80 километров в час.

Первый контракт в начале декабря 2017 года правительство заключило с компанией «Горизонт». Организация должна разработать проектную документацию на выполнение капитального ремонта с 153-го по 159-й километры дороги Баяндай — Еланцы — Хужир. Это участок, соединяющий поселки Малый Хужир и Хужир. Окончательный вариант проекта будет готов уже в декабре 2018 года.

Министр строительства региона Светлана Свиркина рассказала IRK.ru, что проектная документация проходит государственную экспертизу. По информации на сайте госзакупок, экспертной компанией в сентябре выбрана «Экспертиза в строительстве Иркутской области». Стоимость оценочных работ — 963,7 тысячи рублей.

Как сообщил IRK.ru генеральный директор ООО «Горизонт» Олег Лесюта, основные характеристики проекта не изменились. Документ предусматривает ту же скорость движения, ширину полотна и проезжей части. Он отметил: при реализации проекта капремонта пришлось решить несколько сложных вопросов для соблюдения природоохранного законодательства. Каких именно, подрядчик не объяснил. Сейчас проект находится в экспертизе.

Лесюта рассказал, что экспертная организация даст заключение в декабре. Прокомментировать предполагаемую стоимость строительных работ он отказался, сославшись на государственный контракт и незавершенную экспертизу. Однако заметил: она формировалась с учетом принятия проектных решений в зависимости от интенсивности автомобильного транспорта на острове, которая к 2023 году может достигнуть 1200 машин в сутки.

Поселок Хужир
Поселок Хужир

Министерство строительства на вопрос о стоимости работ также не ответило, пояснив, что объем инвестиций сформируют после положительного заключения госэкспертизы.

Вторым подрядчиком для проведения проектных работ стало предприятие «РегионПроект». Контракт с ним заключили 18 декабря 2017 года. Компания выполняет проект по реконструкции 29,6 километра дороги Баяндай — Еланцы — Хужир, от переправы на 124-м километре до поселка Малый Хужир (участка капремонта) на 153-м. Согласно порталу госзакупок, стоимость проектных работ равна 13,9 миллиона рублей.

По информации местных СМИ, представитель «РегионПроекта» Евгений Школьников на заседании научно-технического совета «Ольхон — дорога инноваций» в апреле этого года сообщал о сложностях на этапе инженерных работ. В их числе охранный статус земель, археологические объекты культурного наследия на территории, отсутствие действующих карьеров, круглогодичного транспорта и высокая сейсмичность. Школьников предложил разместить асфальтобетонный завод в Хужире. Его инициативу поддержал замминистра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов. По их мнению, строительство снизило бы экологическую нагрузку на остров. Но представитель минстроя сообщил, что это запрещено ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В «РегионПроекте» отказались прокомментировать IRK.ru ход проектных работ. Главный инженер компании Максим Котов пояснил, что не вправе разглашать информацию.

Третий проект строительства разработает многопрофильная компания «Индор» для дороги Хужир — Харанцы. Протяженность участка почти 5 километров, стоимость проектных работ — 3,5 миллиона рублей. Подрядчик также не стал комментировать их ход, сославшись на запрет от Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области.

В областном минстрое пояснили: «РегионПроект» и «Индор» выполнили полный комплекс сбора исходных данных, инженерные изыскания и согласовали с Дирекцией автодорог основную концепцию по проектированию и применяемые инновации. Министр Светлана Свиркина уточнила, что в ходе техническо-экономических расчетов в проекте заменен тип дорожной одежды для снижения стоимости строительных работ. Какой тип покрытия выбрали, министр не уточнила.

По информации ведомства, работы по реконструкции профинансируют из федерального и областного бюджетов. Стоимость проектов станет известна после выдачи положительного заключения госэкспертизы. Однако напомним, что губернатор Иркутской области Сергей Левченко в августе 2017 года уже оценил стоимость строительных работ от паромной переправы до поселка Хужир в 2 миллиарда рублей.

Проблемы

По словам Светланы Свиркиной, проектная документация по реконструкции будет готова в июле 2019 года. До этого времени она получит характеристику государственной и экологической экспертиз. Руководитель минстроя уточнила, что для строительных работ нужен дополнительный отвод земель с территории Прибайкальского национального парка. Земли, имеющие статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ), требуется перевести в «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения».

Правительство области еще в сентябре 2017 года определило границы отвода земельных участков под реконструкцию и направило эту информацию в «Заповедное Прибайкалье», чтобы учреждение учло ее при последующей корректировке границ парка. Однако вопрос о выведении земель по-прежнему не решен, поскольку заповедник все еще готовит материалы для изменения границ.

Рекомендации

Исполняющий обязанности директора «Заповедного Прибайкалья» Умар Рамазанов пояснил IRK.ru, что итоговые границы парка скорректируют 15 марта 2019 года. В этот день в правительство России внесут проект постановления о расширении территории Прибайкальского нацпарка с координатами внешней границы ООПТ и выделяемых неприродоценных участков (населенных пунктов, свалок, дорог и так далее).

По словам Рамазанова, сейчас в учреждении реализуют «дорожную карту» по расширению границ нацпарка, которая состоит из 12 этапов. С июля 2018 года в работе четвертый этап. Выбранный на торгах подрядчик готовит для «Заповедного Прибайкалья» план объекта с учетом расширения территории и земельных участков, утративших природоохранное значение. Также он формирует список сторонних и смежных землепользователей в Иркутском, Слюдянском, Шелеховском и Ольхонском районах. Проект карты последнего района готов на 100 %, остальные — на 95 %.

Расширить территорию парка планируют за счет присоединения участка Ангары в истоке, 14 островов Малого Моря (Огой, Замогой, Ольтрек, Харанцы и других), местности в верховьях рек Большая Крутая Губа и Дабат, поймы реки Хорга, летника Кужиртуй.

Летом 2018 года «Заповедное Прибайкалье» рекомендовало минимизировать негативное воздействие на природу парка на участках реконструкции автодорог. Замечания коснулись двух проектов. По мнению научного отдела учреждения, на отрезке капремонта Малый Хужир — Хужир («Горизонт») необходимо огородить два местообитания редкого растения — костреца короткого.

По проекту реконструкции участка от переправы до Малого Хужира на 125-126-м километрах «РегионПроект» планирует создать новое направление для «спрямления существующей дорожной петли». Как сообщает «Заповедное Прибайкалье», для этого необходимо огородить территорию обитания редкой лапчатки ольхонской в полосе примыкания к участку.

На другом отрезке с 129-го по 137-й километр подрядчик также предложил создать новое направление в обход перевала Бурхан на расстоянии 600 метров от существующей трассы. Научный отдел «Заповедного Прибайкалья» запретил строительство, поскольку направление пересекает коренную целинную степь, имеющую высокую природоохранную ценность. «РегионПроект» предложил альтернативу — сократить направление до 1,9 километра и перенести на 100 метров от автодороги. Как определило «Заповедное Прибайкалье», на предложенном участке растут редкие растения остролодочник и змееголовник, но в меньшем количестве, что позволяет пересадить их на сопредельную территорию. Альтернативный вариант реконструкции согласуют после пересадки растений.

Таким образом, капитальный ремонт на участке дороги Малый Хужир — Хужир может начаться в следующем году, поскольку «Горизонт» сдаст проектную документацию до конца 2018-го. К реконструкции дороги от переправы до Малого Хужира и от Хужира до Харанцов ориентировочно приступят не раньше начала 2020 года. До этого времени подрядчики подготовят проекты (июль 2019 года), а правительство издаст постановление о расширении территории Прибайкальского национального парка.

Автор фото — Зарина Весна

Виктория Чистякова, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля