Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Наплыв китайских автомобилей и повышение цен: что ждет авторынок в 2024 году?

В последние два года, наверное, все заметили, как изменилась ситуация на авторынке в России: количество машин китайских производителей на дорогах стремительно увеличилось, закрылись дилерские центры привычных нам западных автобрендов, а цены на авто выросли в несколько раз. Поговорив с иркутскими экспертами, IRK.ru выяснил, что ждет автомобильный рынок в 2024 году.

По итогам января-сентября 2023 года в РФ было продано 905 926 новых автомобилей — это на 49% больше показателей аналогичного периода прошлого года (607 537 штук), сообщал в октябре этого года Минпромторг России. Примечательно, что половину в этом объёме составляют автомобили отечественного производства. По данным «Автостат Инфо», за восемь месяцев с начала года россияне купили 282 984 машины китайского автопрома, лидером стал Chery, за ним следует Haval и Geely. Такие результаты были ожидаемыми, отмечает руководитель дилерских центров на Ширямова, 32 Дмитрий Сыровой, китайские бренды набирают обороты из-за ухода западных. Тенденция сохраняется и будет дальше идти.

— Сейчас в Иркутской области по итогам октября 63% рынка продаж новых машин составили китайские бренды, и эта цифра будет расти, — отмечает Дмитрий Сыровой. — Подтвержу общие российские данные о том, что марка Chery является «любимчиком» — жители нашего региона тоже выбирают именно его.

Дмитрий Сыровой, руководитель дилерских центров на Ширямова, 32 (слева)
Дмитрий Сыровой, руководитель дилерских центров на Ширямова, 32 (слева)

По словам эксперта, при этом китайские бренды только в «начале пути» к российскому авторынку, пока к нам пришли только основные марки — порядка 10, а в Китае их — 140! Поэтому постепенно появятся суббренды, и китайский автопром займет 80% продаж среди всего объема предлагаемых моделей.

— Когда сталкиваешься с китайскими моделями, понимаешь, что качество довольно приличное, китайцы быстро развиваются, и продукция сегодняшнего дня кардинально отличается от той, что была еще три года назад. Китай — фабрика мира, и делает вещи всё лучше и лучше, — добавляет Владислав Усольцев, директор по продажам «Агат-Авто». — Преимущественно поставляются кроссоверы, седаны начали появляться несколько месяцев назад — недавно только в нашей линейке добавились новинки OMODA S5 и OMODA S5 GT. Соответственно, и цены выше, так как внедорожники и кроссоверы всегда стоили дороже.

До пандемии COVID-19 и начала специальной военной операции на Украине автосалон «Агат-Авто» специализировался на японском бренде Nissan и корейском KIA. Сейчас дилер сделал выбор в пользу китайских OMODA, Jaecoo, Jetour, JAC. Спрос среди жителей Иркутской области хороший, отмечает Владислав Усольцев, и цены будут только расти.

Владислав Усольцев, директор по продажам «Агат-Авто»
Владислав Усольцев, директор по продажам «Агат-Авто»

— Приобретать автомобиль всегда выгодно на старте продаж. Если взять бренд OMODA, который зашел на иркутский рынок в ноябре 2022 года, то ценник за год вырос на 300 тысяч рублей, — отметил эксперт.

Продажи подержанных автомобилей на российском рынке тоже бьют рекорды. Как сообщало агентство «Автостат», только в сентябре 2023 года россияне купили 509,5 тысячи машин с пробегом, что на 11% выше показателя прошлого года. С начала года было продано 4,33 миллиона таких автомобилей, в основном это LADA, Toyota, KIA, Hyundai, Nissan. Такая тенденция прослеживается и на рынке Иркутской области, подтвердил руководитель отдела продаж Yes Auto Руслан Быстров.

— Это факт. Представьте, какой раньше существовал огромный объём продаж новых автомобилей, а потребности частных клиентов и предприятий остались на том же высоком уровне. Китайцы не могли предоставить в короткий срок нужное количество новых автомобилей, соответственно нагрузка пошла на вторичный рынок. Спрос вырос и за собой потянул цены, — рассказал Руслан Быстров.

Средняя цена подержанного легкового автомобиля в ноябре 2023 года составила 1,583 миллиона рублей (данные мониторинга цен агентства «Автостат»).

При этом справляться с такой возросшей потребностью приходилось в рамках санкционных ограничений. Источниками пополнения склада выступала в основном праворукие автомобили. По словам эксперта, ставку делали только на качество. Также предложили транспорт с левым рулем — Toyota, Honda, Subaru, Ford. Надо признать, говорит Руслан Быстров, что у китайского автопрома при его растущем качестве все же присутствуют недостатки, с которыми клиенты не готовы мириться. Поэтому выбирают проверенные годами и репутацией бренды автомобилей, но с пробегом.

Руслан Быстров, руководитель отдела продаж Yes Auto
Руслан Быстров, руководитель отдела продаж Yes Auto

— Лидер, конечно, Toyota — это машины хорошей категории с проверенной историей обслуживания. Такие машины всегда в ТОПе и продаются быстро. Бестселлером продаж также остается Mazda CX5. Цены, понятное дело, будут расти, так как таких автомобилей становится всё меньше, несмотря на то, что срок владения растет.

Новые правила экспорта машин из Японии в Россию начали действовать 9 августа 2023 года. Запретили ввоз как новых, так и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 литра, а также электрокаров, «гибридов», вэнов, грузопассажирских автомобилей и шин для крупной транспортной техники. Соответственно, автотрейдеры не могут как раньше поставлять на территорию РФ автомобили для перепродажи. Единственный вариант — возить машины на заказ под конкретного клиента. Еще один вариант — включить утильсбор в конечную стоимость автомобиля, так тоже можно. Либо везти машины через Южную Корею, Китай Монголию или Малайзию.

Введенные санкции сказались и на обслуживании уже имеющегося парка автомобилей. Владельцы транспорта западных марок напряглись, потому что найти оригинальные запчасти, даже самые элементарные, оказалось невыполнимой миссией. Поставщикам автодеталей и сервисам пришлось искать доступные аналоги, перестраивать логистические цепочки, что, естественно, сказалось на конечной стоимости. Директор иркутского филиала автосервисов «АвтоЛидер» Андрей Поминенко и коммерческий директор Антон Зайдыков рассказали, что из-за ограничений столкнулись и с отсутствием запчастей, и ростом цен.

Андрей Поминенко, директор иркутского филиала автосервисов «АвтоЛидер», и Антон Зайдыков, коммерческий директор «АвтоЛидер»

Андрей Поминенко, директор иркутского филиала автосервисов «АвтоЛидер», и Антон Зайдыков, коммерческий директор «АвтоЛидер»

— Автозапчасти идут оттуда же, где производятся машины, поэтому известные бренды деталей тоже постепенно ушли с российского рынка, мы старались искать альтернативу, — говорит Антон Зайдыков. — Сейчас поставки возобновились, но по другим каналам. Повышение цен связано в основном с ростом курса — «АвтоЛидер» является не только автосервисной компанией, но и оптовым поставщиком, поэтому сильно зависит от импорта. Со многими производителями заключили прямые контракты и поставляем запчасти известных брендов под нашим собственной маркой Ti-guar. На сегодняшний день мы полностью покрываем потребности автолюбителей в плане автозапчастей.

По поводу импортозамещения и развития российского производства деталей у экспертов не столь радужные ожидания. По их словам, у нас пока не хватает технологий, ассортимента, поэтому заводы уступают иностранным по качеству и цене. Но представители «АвтоЛидера» выразили надежду, что ситуация в будущем всё же изменится.

Еще одно немаловажное направление дискуссии — это автокредитование. На фоне недавно поднявшейся ключевой ставки с 13% до 15% стоит ли ожидать падение спроса на автомобили в кредит? И не придем ли мы к тому, что личный транспорт станет предметом роскоши?

— Да, люди реже стали брать автомобили в кредит, это было заметно сразу. Но предметом роскоши вряд ли станет, — выразил мнение Дмитрий Сыровой. — С нашими дорогами и расстояниями в стране автомобиль нужен в каждой семье.

— У нас автомобили с пробегом меньше в кредит покупать не стали, потому что и раньше не были избалованы низкими ставками. Пока доля кредитных сделок не упала, По крайней мере, в нашем регионе менталитет людей складывается таким образом, что они ограничивают себя в чем-то другом, но выбирают автомобиль, — добавил Руслан Быстров.

— Помимо традиционной ставки банки предлагают свои, авторские, кредитные программы, программы рассрочки. То есть сами субсидируют ставку, делают скидки, чтобы клиентам было не так болезненно видеть эти 17-18% годовых, — сказала руководитель отдела маркетинга «Агат-Авто» Евгения Подъячих. — У нас 17 банков-партнеров, и массового отказа в кредитах пока не заметили.

Затронули тему и российского автопрома — эксперты единогласно отметили, что он всегда был и будет. Взять, например, набирающего обороты «Москвича» — у этого бренда есть будущее, в западных городах России он уже входит в автопарки госструктур, такси, каршеринга.

— Люди стали чаще машины менять, и аудитория в целом — разная, — говорит Руслан Быстров. — Постоянные клиенты — это семейные пары 40+. Интересно, что в последнее время приходит больше молодежи, а клиенты в возрасте — испарились. 3-5 лет назад картина была абсолютно противоположная.

Владислав Усольев и Евгения Подъячих, руководитель отдела маркетинга «Агат-Авто»
Владислав Усольев и Евгения Подъячих, руководитель отдела маркетинга «Агат-Авто»

Владислав Усольцев в свою очередь отметил, что аудитория «Агат-Авто» кардинально не изменилась — продолжают приходить за покупками как старшее поколение, так и молодые люди. Говоря о портрете типичного иркутского водителя, выбирающего автомобиль, то здесь изменения тоже есть.

— Когда был широкий выбор японских и европейских автомобилей, то 50% автомобилистов хотели Toyota, но сейчас рассматривают разные предложения, то есть категория «цена — качество» стала весомее, чем бренд и престиж отдельной марки, — отмечает Евгения Подъячих.

— Мы замечаем такую тенденцию, что в последнее время выросло число девушек-автомобилисток, приезжающих на обслуживание машин, — добавляет Андрей Поминенко. — Думаю, это больше связано с СВО. Мужья находятся на передовой, но автомобили не стоят в гаражах. Да и девушки стали чаще покупать автомобили б/у сегмента, потому что обращаются к нам для организации проверки. Тем более раньше не было такого количества случаев обмана при покупке автомобиля, сейчас риски высокие, поэтому мы проводим комплексную диагностику перед покупкой. У нас даже есть карта для автоледи, которая дает скидку 15%.

На вопрос, что будет с российским авторынком в будущем, Руслан Быстров однозначно заметил, что в ближайшие 5-10 лет западные бренды не вернутся. Из новых автомобилей на дорогах будет преобладать китайский автопром, а другие марки продолжат просто качественно обслуживаться благодаря выстроенной логистике и ассортименту. Цены будут высокими.

— Всё зависит от наших возможностей, от дальнейшего санкционного давления в сторону России. Мы, как большие игроки рынка, быстро реагируем как на повышение спроса и цен, так и на понижение, — подытоживает Руслан Быстров.

— Цены, конечно, растут, учитывая что с каждым годом автомобили всё сложнее и технологичнее, — отмечает Дмитрий Сыровой. — Мы 15 лет в автобизнесе, и все эти годы стоимость только растет.

— Например, когда KIA заходил на рынок, и KIA Rio можно было купить в автосалоне за 450 тысяч рублей, и клиенты говорили, что это дорого, — говорит Евгения Подъячих. — Сейчас три миллиона рублей стоит новый автомобиль, и все говорят, что дорого. Самая частое выражение: « Дорого». Но разные кредитные программы, программы обмена trade-in позволяют сэкономить, и жители ими пользуются.

Беседовала Дарья Васильева, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой
Видео — Иван Меркульев

Беседовала Дарья Васильева, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Charodey 31 декабря 2023 в 09:07

    Сразу на трамваелоховозе уж тогда, одна правда -китайское авто это дно…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля