Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Забракованная свобода

4017 просмотров

В прошлом году в России было зарегистрировано 1 миллион и 83 с лишним тысячи браков. Разводов было вдове меньше — 550 тысяч с копейками. На долю Сибири пришлась примерно одна седьмая всех свадеб — 151 тысяча. Развелось же за 2011-й год почти 82 тысячи пар. В целом идем примерно равными темпами, чуть-чуть опережая оставшиеся территории страны по количеству неудавшихся семейных союзов. Из чего можно сделать вывод, что мы — пока что — по-прежнему страна с традиционалистскими ценностями.
Но, в общем, и так называемый «гражданский брак» нынче никто не порицает. А многие даже и приветствуют, особенно что касается молодежи. Старшее поколение опасается (нередко обоснованно), что в 20 лет с большей долей вероятности отношения закончатся не алтарем или ЗАГСом, а воплем «поматросил — и бросил». Ну, или «стерва-курва, променяла меня на Антонио Бандераса!»
Хотя что кривить душой — у тридцатилетних и около того свободные отношения тоже в фаворе. Насколько я могу оценить, чаще всего в них вступают и пропагандируют этот вариант те, кто уже побывал «на той стороне силы» и сходил в ЗАГС расписаться не только первый, но и второй раз. Не так давно стал свидетелем показательной сценки: на мероприятии, которое в блоговых кругах принято называть ЖЖопкой, собрались вполне себе знакомые, но виртуально, люди, которые, соответственно, из реалий оффлайна не знают друг о друге практически ничего. И вот один из них, обращаясь ко второму, спрашивает (неважно, о чем): «А что на этот счет думает твоя жена?» Поименованная женой дама сидит здесь же, в меру сил комментируя ведущиеся разговоры с отпущенной природой язвительностью, интенсивность которой выставлена на максимум. Я вижу, как она уже открывает рот, и чувствую сильное желание натянуть бронежилет, но даму опережает ее, как оказалось, не муж:
— А Ангелина мне не жена. Мы, знаешь, взрослые люди — к чему условности, зачем все эти штампы в паспорте? Я был женат, она была замужем. Мы, короче, поняли, что все это ерунда. Чувства важны! — и на этой патетической ноте чувствующий не муж замахнул очередную стопочку.
В общем, почему нет? Два человека в возрасте Карлсона не хотят обременять себя условностями в социальных реалиях 21 века — имеют право. Хотя лично мне кажется, что разговор об условностях — лишь удобная ширма для настоящего мотива. И этот мотив — страх. У обоих в прошлом не сложилось, а обжегшись на молоке, многие усиленно дуют на воду, остужая ее до степени льда и думая, что получившаяся твердая субстанция — цемент для отношений.
Отношения, по идее, это ответственность, но с таким, без «условностным», подходом она минимизируется: отсутствие взаимных обязательств автоматически ставит семейный союз в позицию публичной оферты — до поры до времени она является акцептной, но возможность немедленного отказа заложена в самом ее принципе. Сложности? — Расходимся.
Не оправдал(а) ожиданий? — Расходимся.
Потолстел(а)? — Расходимся.
Может, конечно, такой подход держит каждого в тонусе и дамоклов меч расставания заставляет следить за фигурой, не пить пиво с друзьями чаще двух раз в месяц, готовить вкусные обеды и быть самым мужественным в компании… Только ведь и это тоже страх. Он, безусловно, является сильным мотиватором, но его мощи прямо пропорциональна степень усталости от состояния постоянного внутреннего напряжения, вызванного неопределенностью будущего и неуверенностью в каждом завтрашнем дне.
Официально закрепляемый семейный союз, конечно, ничем не отличается от гражданского брака: «паспортные» муж и жена не занимаются чаще сексом, не ссорятся реже, они не ближе к идеалу и далеко не всегда «одна сатана». Но у них есть общее имущество и «перед Богом» (это опционально) и «перед людьми» озвученное или, как минимум, подразумеваемое обещание быть вместе, заботиться друг о друге и стараться выполнить взятые на себя формальные обязательства.
Значит ли это, что в гражданском браке этих обязательств не существует? — Конечно, нет. Но написанное пером… А в случае свободных отношений эти обязательства зачастую проговариваются с различной степенью внятности — в лучшем случае.
В то же время, половина заключенных браков распадается. Стало быть, формальные обязательства не всегда и не для всех являются существенным препятствием. Что, в общем, нормально: лучше быть одному, чем с человеком, который стал нелюбимым.
Меня интересует один только момент: при полном равноправии обеих позиций, почему сторонники гражданского брака так рьяно отрицают, что в основе их мотивации лежит страх — ответственности, возможности не справиться, в конечном итоге, отсутствие особой веры в себя, другого человека и их совместные перспективы?
Волков бояться — без шубы ходить.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/201/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля