Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Ты меня уважаешь?

4040 просмотров

В отзывах к заведениям общественного питания чего только ни начитаешься… И если претензии к качеству еды как-то, к сожалению, ожидаешь увидеть, то претензии к сервису не то чтобы являются сюрпризом, но фантазия сотрудников сферы обслуживания в том, как можно испортить посетителям обед или ужин, а также неизобретательность некоторых клиентов в реакции на неприятность — например, в виде намерения немедленно набить всем морду, — все это заставляет снова вспомнить старый анекдот: «У-ди-ви-тель-но!»
При этом обе стороны действуют по классическому принципу «Когда я за рулем, на дорогу вечно выпрыгивают дураки-пешеходы; когда я без машины, эти водители прут не глядя». Человеку, конечно, свойственен подход, сформулированный О. Бендером как «наши требы поважнее будут», однако он не должен служить оправданием ни хамству, ни плохому выполнению своих обязанностей, будь они зафиксированы трудовым (для сотрудников) или общественным (для посетителей) договором.
Слово «сервис» знакомо большинству россиян исключительно по школьной программе — в сочетании со словом «сервиз», которым учителя русского языка наглядно демонстрировали оглушение звонких согласных в окончаниях. А уж «хороший сервис» по сей день находится в категории оксюморонов. Мы, конечно, ушли от советской столовой с ее баночками из-под майонеза в качестве стаканов для чая и от советских магазинов, где покупатели всегда были «униженными и оскорбленными», и неважно, что полная тетка за прилавком не читала Достоевского. Но застряли недалеко от стадии «при окончательном расчете можно хотя бы не смотреть на клиента как на собачью какашку».
Я не придерживаюсь принципа «клиент всегда прав» — клиент реально может быть той еще какашкой (ладно, если собачьей). Я просто считаю, что изначально нужно хотя бы пытаться относиться к нему позитивно — пока он не доказал, что все-таки какашка.
А еще я считаю, что сфера сервиса — просто отражение, наиболее наглядное, принципа, на котором построен «общественный договор» в нашей стране: «на все плевать». Что, официант или продавец не понимает, каким образом ему нужно работать? Что хамство — не просто признак дурного вкуса, но профессионально недопустимая модель поведения именно в этой сфере, где все построено, в первую очередь, на межчеловеческих отношениях? Это от хирурга или рабочего, от дворника или водолаза не требуется быть «душкой» — а от продавца и официанта требуется.
Хотя, нет. Я не прав: вообще-то в нормальном обществе от любого человека требуется быть, как минимум, нейтральным по отношению к прочим членам социума. Это, в общем, вытекает из взаимного уважения. И не имеет отношения к законодательно кодированным правам и свободам личности: для нормального человека нормально относиться к другому сапиенсу с уважением. Это не что-то из ряда вон, не усилием воли выдавленная из себя улыбка: да не улыбайтесь, если не весело! Однако уважайте того, кто напротив — и небезосновательно рассчитывайте на уважение с его стороны к вам.
Это у нормальных людей так. У нас — не так. Не знаю, отчего; в силу ли наследия советского строя, где все было общее, а значит, ничье. В силу ли «волчьего оскала» этапа первоначального капитализма, где кто успел, того и тапки, а также место на парковке, яблоко покрупнее, и вообще, вас здесь не стояло…
Мы, к сожалению, тотально не уважаем никого, включая себя. Иначе бы у нас не справляли нужду, едва отвернувшись от дороги, прямо на Карла Маркса в разгар дня. Иначе бы у нас не становились на парковке поперек, и неважно, что через час тут будет не протолкнуться. Иначе бы у нас не кидали из окна машины бумажки и пустые бутылки. Иначе бы у нас не был такой срач в любом среднестатистическом подъезде — тоже ведь «не мое, а общее».
Зато мы прекрасно умеем защищать свои права, толком их не зная, особенно в очереди или в диалоге с продавщицей: «а чё она хамит?»
Чё? — Да то. Потому что таких, как вы, уже 150 прошло за день.
Это ее не оправдывает, конечно. Но зато объясняет мотивы.
И просто кому-то надо начать. Кому-то нужно сдержаться. Сказать «извините». Кому-то нужно осознать, что уважение к окружающим — то, что отличает нас от мира животных, где прав тот, у кого больше пасть.
Нет, пока она больше у вас — этот принцип легко использовать и еще легче оправдать.
Но ведь всегда может случиться так, что появится тот, у кого она больше. Или просто много-много обладателей маленьких челюстей — слишком много, чтобы один большой зев смог им противостоять.
Так что выбор за каждым — бояться и ненавидеть кого-то с большей пастью или все-таки просто уважать друг друга и не скалить зубы там, где это совсем не обязательно.
Глядишь, и с сервисом у нас наладится.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/430/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля