Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Главное — акценты

5142 просмотра

С одним приятелем мы часто расходимся в оценках, так сказать, актуальной реальности. В самых разных её ипостасях. На днях вот об искусстве слегка поспорили. Благодаря Александру Збруеву. Процитирую мэтра, чтоб было понятно, из чего спор родился:

«Технологии победили искусство, хотя талантливому человеку они помогают высказать мысль, которая в нем сидит. Но в массе своей люди перестали думать. Кинематограф куда-то улетел — люди не ходят в кино. Пошел я на фильм Андрюши Смирнова, у которого когда-то снимался, „Жила-была одна баба“. Посчитал людей вокруг, двадцать человек сидит. Сегодня зрителю нужно 3D: чтобы на него наехал танк или прыгнул зверь, чтобы в него влетела пуля».

«Говно этот фильм, — написал приятель. — Вот на него народ и не пошел. Зрителя не обманешь». Дрянным фильм Смирнова мой приятель Алексей считает потому, что он «показывает одно говно и грязь». И, признаёт Алексей, хотя времена тогда были нелегкие, можно же по-другому расставить акценты. А если режиссёр, писатель, художник — универсально скажем, на английский манер, артист — хочет видеть грязь, то ничего, кроме грязи, он и не увидит. Ну, далее вспоминаем известную русскую поговорку про свинью, которая везде, и всё такое…

Хорошо, кстати, в продолжение зоологической темы вспомнить другую расхожую фразу — про страусов и голову в песок. Хотя моего приятеля нельзя обвинить в таком поведении: он же признаёт, что «времена были нелёгкие». Он даже признаёт, что и сейчас мы пока далеки от пятилетки за три года и упоительного успеха по всем фронтам экономики и производства. Но в целом — всё в правильном русле. Позитивные тенденции налицо. А кто не с нами — тот говно вокруг. Видит.

Я, конечно, не теоретик искусства, поэтому рассуждаю с обывательской точки зрения. А она такова: искусство в теперешнем его виде разделяется вовсе не на массовое и элитарное, а на развлекающее и проблематизирующее. Иногда отдельные личности вроде Петра Павленского умудряются сочетать оба, в общем, диаметральных направления. Хотя мне думается, что пригвоздить мошонку к мостовой — это даже не панк-молебен в храме: дырочка — и та, наверное, зарастёт, не говоря уже о месте данной акции в народной памяти. Уместно ли причислять акт протестного ауточленовредительства к искусству — большой вопрос.

Так вот, за исключением таких исключений, деление на проблематизирующее и развлекательное кажется мне справедливым. Зачастую это коррелирует с «элитарным» и «массовым», но не обязательно. И исходя из него, совершенно очевидно, что на фильме Смирнова не может быть аншлага. Можете меня поправить, но я не припомню, чтобы и Звягинцев в наших кинотеатрах шёл с полными залами. Когда-то у нас в городе на большом экране даже показывали «Догвилль» фон Триера. Думаете, стояли очереди за лишним билетиком?

Зато «Ёлки», «Мамы», «Любовь в большом городе» — это да. При подсчёте кассовых сборов даже «Хоббит» нервно курит в сторонке. Почему? Потому что смешно. И просто. Милота. Потому что «завязка-кульминация-хэппиенд». Не надо думать. Надо смеяться. В меру сил сопереживать (но не сильно, так, капельку). Опять смеяться. В конце смеяться сильно-сильно. Некоторые могут даже пустить слезу — и оправдаться, что всё это от смеха.

Потом выйти из зала с хорошим настроением. И всё. Никаких иных задач оные кинофильмы не ставят.

Не то чтобы это так уж плохо: невозможно постоянно думать о проблемах.

Плохо то, что логика акцентуализации не оставляет пространства для проговаривания и осмысления проблем. Только для отвлечения от них.

И тут у меня возникает простой вопрос-ситуация: допустим, ваш родственник (ребенок, брат-сестра, родитель — неважно) чертовски много жрёт всякой гадости. Чипсы. Конфеты. Чокопайки. Вы будете молчать или всё таки скажете: знаешь что, ты стал жутко жирным и некрасивым и рискуешь помереть от инфаркта? Вы хотите, чтобы вас родственник был доволен или был здоров?

То же и со страной: круто было бы, если б нашлись деятели искусств, способные талантливо рассказать о том, как у нас всё налаживается. В советские времена снимали же всякие там «Королева бензоколонки», например. Или «Мачеха» с Дорониной в главной роли. Но пока всё, что теперешние деятели могут — это строчить дрянные римейки хороших советских картин. Развлекать.
Остаются еще единицы, кто может проблематизировать. И это хорошо, а не «грязь и говно». Потому что лучше посмотреть и не согласиться, чем быть уверенным, что Жора Крыжовников — главный режиссер современности.

А насчет акцентов хочу вот что заметить: в фашистской Германии жила и творила удивительная, несомненно, одарённейшая и талантливейшая Лени Рифеншталь. Её «Олимпия» — признанный шедевр мирового кинематографа. Который восхваляет, собственно, успехи нацистских спортсменов.

Но как ни расставляй акценты, кинематографическая, художественная гениальность киноленты Риффеншталь, по-моему, вряд ли заставит кого-то говорить о немецком фашизме с позитивными коннотациями.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/806/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля