Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Классика без глянца

ответы даны 9 июня
На ваши вопросы отвечает
Павел Фокин, историк литературы, эксперт по творчеству Владимира Высоцкого, Федора Достоевского.

15 июня в рамках «Литературных вечеров» в охлопковском театре состоится встреча с Павлом Фокиным, историком литературы, кандидатом филологических наук.

У посетителей сайта IRK.ru есть уникальная возможность задать вопросы Павлу Фокину до мероприятия и получить ответы на них.

Эксперт является автором «портретной галереи» культурных героев рубежа 19—20 веков «Серебряный век», свыше 100 научных статей по истории русской литературы, членом Международного общества Ф. М. Достоевского, Российского общества Ф. М. Достоевского. Павел Фокин — составитель и автор комментариев «Собрания песен и стихотворений В. Высоцкого» в 11-ти томах.

  • author

Трансляцию ведут

[[ user.fullname ]]

Текстовая трансляция

[[ card.time.substring(0,5) ]]

[[ card.title ]]

URL: http://www.irk.ru/news/expert/culture/43448/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

  • darstu
    darstu

    Как Вы думаете, для чего Чехову, уже известному писателю, к тому же не отличавшемуся хорошим здоровьем, понадобилась эта изнуряющая поездка на Сахалин? Что он ею хотел сказать?

    Чехов вообще любил путешествовать. Поездка по Сибири и Дальнему Востоку не была первой в его биографии (вспомним его переезд из Таганрога в Москву, поездку на юг в 1888 году через всю Украину, Крым, по Черному морю, в Закавказье, вплоть до Баку).

    В советской интерпретации биографии Чехова поездка на Сахалин заняла доминирующее положение и представлялась исключительно как акт гражданского мужества, некий жест духовного сопротивления самодержавию. Но на самом деле это был куда более масштабный личностный проект. Чехов открывал для себя Россию и одновременно открывал себя.

    Да, он уже добился российской известности, но не собирался успокаиваться на достигнутом, более того, испытывал острую потребность в качественном обновлении своей личности: «В душе какой-то застой, — писал он А. С. Суворину в мае 1889-го, почти за год до путешествия. — Объясняю это застоем в своей личной жизни. Я не разочарован, не утомился, не хандрю, а просто стало вдруг все как-то менее интересно. Надо подсыпать под себя пороху». И подсыпал.

  • darstu
    darstu

    Добрый день!
    Павел, как Вы думаете, совместимы ли между собой деньги и свобода?
    Что, по Вашему мнению, есть подлинная свобода художника?

    Свобода и деньги совместимы, когда деньги выполняют предписанную им функцию средств организации хозяйственной стороны жизни. Когда же деньги мифологизируются и превращаются в цель существования, то они закабаляют почище каторги.

    Подлинная свобода художника, на мой взгляд, заключается в его способности реализовать свой замысел.

  • Bazilik
    Bazilik

    Павел, скажите, пожалуйста, какой Ваш любимый зарубежный автор - из классики и из современников? Что посоветуете прочитать?

    Любимых много, но в разном возрасте — свои предпочтения.

    Если говорить о классике, то тут мне особенно близки немцы — Гете, Гофман, Томас Манн, которого я считаю величайшим художником 20-го века. Из современников мне всегда нравился Маркес, большое впечатление на меня произвели в свое время книги Мишеля Турнье, а относительно недавно открыл для себя Богумила Грабала (увы, уже покойного). А вообще всегда люблю ту книгу, которую читаю в настоящее время.

  • lara-lara
    lara-lara

    Как Вы думаете, Павел, у писателя должна быть бурная жизнь или уединенная, чтобы создавать хорошие произведения? Спасибо!

    Должна быть жизнь и должно быть уединение.

  • yulia_sav
    yulia_sav

    Здравствуйте! Какое, на Ваш взгляд, произведение является шедевром русской литературы?

    Да вся русская литература классического периода — шедевр! Да и в 20-м веке тоже достаточно вершин. В этом смысле нам несказанно повезло — быть русскими читателями.

  • WhiteOwl
    WhiteOwl

    Павел, добрый день! Кто из писателей-классиков, а также из деятелей культуры вам наиболее близок? Оказал влияние на мировоззрение?

    Достоевский, Солженицын.

  • Светлана Павлова
    Светлана Павлова

    Павел, добрый день! Интересно ваше мнение по фильму о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой». Читала противоречивые отзывы о киноленте. Каким героем видите вы актера в этом фильме? Насколько, по вашему мнению, Высоцкий был таким как показали на экране?

    Фильм адекватен нашему времени и больше говорит о нем самом, чем о Высоцком. Он сделан очень профессионально. В нем есть ряд прекрасных актерских работ. Он захватывает зрителя своей изобразительной пластикой.

    Высоцкий в нем — это художественный образ, а не документальный портрет, и как к художественному образу и нужно к нему относиться, и в этом смысле он получился достаточно цельным и убедительным. Но не стоит искать в нем правды о реальном Высоцком, как не стоит искать правды о реальном Пушкине, Достоевском, Толстом, Есенине и других исторических личностях в биографических кинофильмах о них (да и в других формах искусства). А вот о себе — в своем отношении к этим образам и кинофильмам — можно как раз кое-что узнать.

  • Ирина Шувалова
    Ирина Шувалова

    Здравствуйте, Павел!
    Как вы считаете, Николай Ставрогин - действительно литературное воплощение несбывшихся желаний Достоевского, или все-таки литературный образ, максимально соответствующий своему времени?

    Ставрогин, как и все герои Достоевского, взят им «из сердца». Как известно, прототипом Ставрогина был Николай Спешнев — фигура неоднозначная и отчасти таинственная. О нем и о Ставрогине есть прекрасная книга Людмилы Сараскиной «Одоление демонов» (М., 1996), которую очень рекомендую прочитать, если есть интерес к этой большой и сложной теме.

  • WhiteOwl
    WhiteOwl

    Здравствуйте, Павел! О чем пойдет речь на встрече с вами 15 июня?

    Отправной точкой разговора будет подготовленная мною книжная серия литературных портретов «Без глянца», выходящая в питерском издательстве «Амфора» с 2007 года — в ней уже 14 книг (о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Тургеневе, Достоевском, Чехове, Бунине, Блоке, Гумилеве, Ахматовой, Цветаевой, Маяковском, Булгакове и Твардовском, так что тематический спектр очень широкий!), наверное, коснемся и Высоцкого в связи с моей работой над комментариями к его собранию сочинений в 11 томах. Речь пойдет фактах, которые не всем известны, о фактах, которые известны всем, но которые при более детальном рассмотрении выглядят несколько иначе, чем принято считать, о литературных мифах и репутациях.

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля