Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Тренды в переплёте

ответы даны 18 июня
На ваши вопросы отвечает
Литературные деятели Валерий Попов, Алексей Варламов и Валентин Курбатов.

Чтение снова в моде. Оставьте сериалы и жёлтую прессу бабушкам, а ваше внимание — современной литературе.

Быть в курсе культурной жизни сегодня достаточно легко: афиши, реклама, обзоры. Мы предлагаем узнать об ещё одном грядущем событии — литературных вечерах «Этим летом в Иркутске», которые пройдут с 20 по 22 июня 2015 года.

Валентин Курбатов предложил пригласить на литературные вечера «Этим летом в Иркутске» Ирину Распопину из «Bookeanariuma» с её вопросом о целесообразности премий. Валерий Попов решил, что самый интересный для него вопрос — о депрессивности русской литературы пользователя Dana. Алексей Варламов отметил вопросы про цветоощущение и про забытых писателей пользователей TheCrownedClown и Sun81.

Авторы лучших по мнению писателей вопросов приглашаются на литературные вечера «Этим летом в Иркутске» и получат книги с автографами. Более подробная информация по телефону: (3952) 20-04-81.

  • author

Трансляцию ведут

[[ user.fullname ]]

Текстовая трансляция

[[ card.time.substring(0,5) ]]

[[ card.title ]]

URL: http://www.irk.ru/news/expert/culture/44248/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

  • Dana_
    Dana_

    И еще вопрос:
    Согласны ли вы, что все-таки русская литература по своей природе депрессивна, чаще всего герой испытывает муки совести и чувство вины за содеянное или надуманное. Здесь писали про краски - русская литература монохромна: белое-черное-серое.
    Зарубежная же, более красочная, яркая, экспрессивная. Конечно, не вся. Но в большинстве. Там жизни больше и стремления жить не казня себя, не наказывая, а просто жить.
    Как вы думаете?

    Валентин Курбатов:

    Это вчера она была депрессивна и, как говорила Дарья у Валентина Григорьевича Распутина в «Прощании с Матёрой»: «Совесть сильно различала», а сегодня какая депрессия у Вик, Ерофеева, у Елены Крюковой, у Сергея Солоха, у Екатерины Завершневой, у Быкова, у Сорокина… По экспрессии и краскам вот-вот догоним, потому что «догоняет» сама жизнь. Поглядите хоть «питерскую прозу» Светланы Мосовой или Александра Мелихова. Живут «не казня себя. Просто живут».

    Валерий Попов:

    Да! И главная – только именно такая считается честной, серьёзной… Тоска! Моя цель – переломить эту линию, показать что жизнь – прелестна. Может быть, ещё и поэтому я «не в струе». Однако – бьюсь!

    Алексей Варламов: 

    Я думаю, и депрессивной, и экспрессивной литературы хватает и у нас, и в зарубежье. Это всё вещи индивидуальные, оценочные, вкусовые.  Что я точно могу сказать про себя: мне русская литература ближе. Но если уж и пытаться проводить разницу, то возможно зарубежная литература в чём-то техничнее, более красиво оформлена, модно упакована, изящна, изощрённа. Однако про «просто жить»  я бы поспорил. Прочитайте хотя бы тех авторов, кого я назвал, и убедитесь в том, что они тоже «грузят» своих читателей, хотя и в другой несколько манере. И муки совести, и поиски смыслов, и проклятые вопросы – всё это там есть. Возможно, мы обращаем взгляд на другое.

  • Dana_
    Dana_

    - Здравствуйте! Нас ежегодно знакомят с писателями России, а есть ли кто-то за рубежом, достойный внимания? Я имею ввиду современных авторов.

    Валентин Курбатов:

    А откройте в интернете страницы Гонкуровской, Пулитцеровской и иных зарубежных премий, они вам тотчас список и представят. И у нас уже переведены все лучшие: и Уэльбек, и Эко, и Дэйв Эггерс, и Донна Тартт и Рут Озеки. Все нынешние. Все криком кричат о неблагополучии мира и тем легко перекликаются с нашими авторами.

    Валерий Попов:

    Зарубежные… Последнее время читал их бегло, но главное — у них всегда есть механизм читательского интереса, они всегда успешны — и этому надо учиться

    Алексей Варламов:

    Пожалуйста. Вот несколько имен:  Джулиан Барнс,  Кадзуо Исигуро, Умберто Эко, Рут Озеки,  Мишель Уэльбек, Джозеф Максвелл Кутзее.

  • Sun81
    Sun81

    приветствую, уважаемые писатели! Пушкина, Достоевского, Булгакова, Толстого, Распутина и др. знают многие люди, их проходят в школе, о них принято говорить, когда разговор заходит о классике русской литературы. Но, наверняка, есть забытые имена. Кто на Ваш взгляд, из писателей незаслуженно забыт?

    Валентин Курбатов:

    А вот читаю, скажем, великого А. С. Хомякова и вижу там такие строки: «Никогда, может быть, со времени нашего бессмертного Гоголя, не видали мы такой светлой фантазии, такого глубокого чувства, такой художественной истины в вымысле, как в произведениях, подписанных именем госпожи Кохановской». Кто из нас теперь вспоминает следом за Гоголем госпожу Кохановскую, а Хомяков был умнейшим человеком своего времени. Или у него же: «Я не думаю, что иностранные литературы могли представить много произведений, которые можно было бы поставить выше „Кузнечика“ господина Полонского». А кто из нас читал этого «Кузнечика»? Мы неслыханно богаты и потому можем безнаказанно забыть Слепцова и Писемского, Короленко и Лескова, Аксакова и Сологуба. Тут только начни перечислять. Молодые литературы торопятся занять место ушедших. Это грустно, но это естественно. Но когда эти молодые с их современностью прискучат, разогните «второстепенных» русских писателей и вы ахнете от восхищения и вернёте их в читательский обиход хотя бы своих знакомых. Значит, окончательно забытых всё-таки нет.

    Валерий Попов:

    Кто из писателей забыт? У нас поднимают писателей — государственников большого общественного звучания, для меня главное — писатели «своего» неповторимого жанра — Олеша, Зощенко, недавнего Виктора Голявкина — они мне интереснее, но их  «не поднимают».

    Алексей Варламов:

    Сегодня очень многие. Читают ли Писемского, Лескова, Апухтина, Гарина-Михайловского, Мамина-Сибиряка, да даже  Куприна?  А из более близких нам по времени гениального Юрия Павловича Казакова? Георгия Семёнова? Владимира Тендрякова? Виктора Курочкина? Павла Нилина? Александра Яшина? Олега Куваева? Юрия Коваля? У нас очень богатая литература, и в этом её счастье и несчастье тоже.

  • diawara
    diawara

    Здравствуйте! Хотелось бы узнать о вашем отношении к российским литературным премиям. Достаточно ли этих премий (или же какие-то литературные жанры обделены вниманием), значителен ли PR-эффект после победы, существенно ли материальное вознаграждение? Всегда ли выбор жюри верен? За лонг-листами каких литературных премий стоит следить в первую очередь? Или же нынешние российские литературные премии - совсем не то, что будет важно спустя многие годы после издания книг?

    книжный блог «Bookeanarium», Ирина Распопина.

    Валентин Курбатов:

    Премий достаточно и все жанры охвачены. Хуже то, что не всегда отчётливо обозначены критерии премии, отчего вы видите одних и тех же соискателей и в «Большой книге» и в «Ясной поляне», и в бунинской, горьковской, лесковской премиях. Но, в общем, всё-таки премии дают представление об основном камертоне времени. Скажем, участник наших «Литературных вечеров» Евгений Водолазкин в прошлом году получил и «Большую книгу» и «Ясную поляну», — жюри обоих премий просто некуда было деться — так несомненно первенственен был «Лавр» среди других соискателей. Во всяком случае, для библиотек — лауреаты премий при нынешнем «безразмерном» книжном рынке несомненное свидетельство качества.
     
    Алексей Варламов:

    Как  человек, получивший несколько литературных премий, вряд ли кинусь этот институт критиковать. Да, премии дают писателям и деньги, и признание, а это важно. Всегда ли верен выбор жюри? Те, кого обделили, должно быть считают, что нет. От субъективности в литературе не уйдёшь никуда. Бывают интриги, сговор. Но гораздо реже, чем принято считать, и  в целом, мне кажется, премии присуждаются по делу. А для читателей они ценны тем, что дают ориентиры. Причём не только и не столько победители, сколько «короткие  списки» премий. Вот в них отражается картина года глазами его участников. Её и вправду будет интересно сравнить с отражением  в зеркалах будущего.

  • BlueRareBird
    BlueRareBird

    Уважаемые писатели, добрый день! У меня к Вам три «бытовых» вопроса:
    1. Какими средствами, способами, мотивациями можно привлечь молодых людей к чтению, на ваш взгляд?
    2. Какую книгу Вы бы рекомендовали для прочтения каждому?
    3. Ваш любимый писатель и произведение?
    Спасибо! Ждем встречи с вами!

    Валентин Курбатов:

    1. Это зависит от молодого человека. Одного побудишь простым укором, другого спровоцированным честолюбием («умные читают, а ты что же так и будешь глупеть у компьютера?»), третьего – прямой выгодой («шеф предпочитает поговорить о книгах, смотри не оконфузься»). Думаю, что вот такой индивидуальный подход и должен использоваться школой и родителями.

    2. Раньше спрашивали: какую книгу вы взяли бы с собой на необитаемей остров? Я обычно отвечал, что школьную хрестоматию для десятого класса: там есть всё необходимое. Но это было во времена, когда мы еще были едины и звались народом. А теперь беда в том, что «каждые» различны. Одному «Как закалялась сталь» и «Мартин Иден», другому «Новый завет», третьему — «Как стать успешным». Во всяком случае — в мирное время. Войны и бедствия диктуют более общие законы. Храни нас Бог от такого подневольного обобщения.

    3. Каждый день разные.

    Валерий Попов:

    1. Самыми простыми. Встречаться и рассказывать про свои книги. И всё получается! Главное, убрать всю муть (накрутки цен, постоянный шум, забивающий уши) и найти друг друга.

    2. Рекомендую: В.Каверин «Два капитана».

    3. Любимая книга — «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова.

    Алексей Варламов:

    1. Я думаю, здесь должна быть, что называется, политика кнута и пряника. Кнут – это обязательное чтение в школе плюс обязательное сочинение по литературе как выпускной экзамен и как вступительный по крайней мере на гуманитарные факультеты уважающих себя университетов. И ещё бы я ввел обязательный курс русской и мировой культуры, включая литературу,  для всех факультетов в опять же уважающих себя университетах. А ещё надо книгу продвигать через СМИ, в том числе электронные, поощрять рекламу, сайты, передачи, поощрять книжную торговлю, в том числе на уличных лотках, киосках, книги должны быть в интерьерах кафе, ресторанов, клубов – чаще попадаться на глаза. Надо использовать  опыт проведения литературных фестивалей, таких, как «Этим летом в Иркутске», «Платоновский фестиваль», шукшинские дни на Алтае и прочие в масштабах всей страны. Надо чаще приглашать современных писателей в различные телепрограммы, делать авторские передачи. Литературы и писателей должно быть больше в повседневной жизни.

    2. Евангелие. А если говорить про литературу художественную, то в России — это «Война и мир». Наша «Илиада», национальный эпос.

    3. Пушкин «Повести Белкина».

  • TheCrownedClown
    TheCrownedClown

    – Ваши книги вызывают разные ощущения. И ощущения цвета. Проза Валентина Курбатова – пастельные тона, рассказы Валерия Попова – яркие и калейдоскопичные, иногда по-домашнему уютные как свет лампы из-под абажура. Романы Алексея Варламова – как летний день в облачную погоду – предвещающие, оставляющие ощущение будущих перемен. Уважаемые писатели, как вы сами чувствуете цвет ваших произведений?

    Валентин Курбатов:

    Про других не знаю, а свои сравнил бы с картофельным синеньким цветком — похвалиться особенно нечем, но тоже ведь цветок.

    Валерий Попов:

    Главное для меня — оттенки слов и звуков. Цвет важен лишь тогда, когда работает на мой стиль. Помню — пустое снежное  поле, белое, тянется долго-долго. Вдруг – чёрный грузовик, груда чёрного угля, чёрные люди лопатами в бешеном темпе кидают уголь в кузов. И – будто и не было — снова бесконечная снежная белизна. Вот такое люблю.

    Алексей Варламов:

    Спасибо за прекрасные слова. У меня, наверное, цветоощущение развито не так остро, но из природных стихий я больше всего люблю воду, она часто у меня появляется и с ней связано много сюжетов – даже вот названия двух сборников рассказов «Все люди умеют плавать» и «Как ловить рыбу удочкой» про воду. Так что цвет воды — очень разной воды — речной, озёрной, морской, освещённой солнцем и нет, в разное время суток и времен года, с отражающимся небом, луной, облаками или беспросветной тьмой, с дождями, радугой, туманом, ветром, волнами, толща воды, растения, в воде живущие, рыбы, цвет их глаз и чешуи – вот вся эта гамма цветов  и их переливов мне ближе  всего…

  • Karina Korepina
    Karina Korepina

    – Как Вы думаете, о чем сегодня должен писать писатель? И что сегодня является для писателя залогом успеха?

    Валентин Курбатов:

    О чем и всегда писал — о родном времени. И если напишет это время, так что оно с отвращением или удовлетворением узнает себя, то это и будет залогом успеха.
     
    Валерий Попов:

    Залог успеха — в «попадании» в раскрученные темы. Писать же надо только о своём. Всё, что общеизвестно — не литературно.

    Алексей Варламов:

    О том, что у него болит.  А что касается успеха, то залог его — о нём не думать. Пиши, как пишется, пиши что пишется, будь свободен — вот и всё…

  • matros
    matros

    Вопрос критику Валентину Курбатову (хотя другие гости тоже могут ответить - интересно и их мнение) :
    Есть ли (были ли в недавнем прошлом? - последняя нобелевская - у Бродского, 1987) сейчас в России (и не только) русские писатели уровня классиков 19 века (уровня Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, …) или хотя бы 20 века околонобелевского уровня (Бунин, Шолохов, Пастернак).

    Аналогичный вопрос по поэтам- есть ли поэты уровня Маяковского. Блока, Рубцова, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, Бродского… ?

    Если нет, то почему? И есть ли надежда на будущее в этом смысле?

    Валентин Курбатов:

    — В недавнем прошлом хватило бы, чтобы оправдать время одного Валентина Григорьевича Распутина. И сейчас есть! Да узнать сразу не узнаешь, потому что меряешь прежними мерами, читаешь «старыми глазами». А они, новые-то, говорят уже на ином языке и реальность их так жёстко нова, что с чеховской и горьковской мерой не подступишься. Поглядите, скажем, Олега Рябова с его романом «Убегая, оглянись». Дочитывать боязно, чтобы не впасть в отчаяние «при виде всего, что совершается дома», или Максима Кантора, Андрея Столярова… Новая реальность потребовала нового языка — сухого, жёсткого, агрессивного. И какая выросла интеллектуальная ветвь в прозе — Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Алексей Варламов, Андрей Геласимов. Да вот беда — читать-то нам некогда, Время загоняет, интернет разрушает читательские «технологии». Но матушка-литература всё не оставляет своим вниманием разыгравшуюся жизнь. Есть, есть «большие» книги и высокие авторы. Вот немного устоится обезумевшее время, и мы увидим, что русская литература не беднее вчерашней.

    Один наблюдательный дяденька остроумно сказал, что порознь-то Пушкиных и Ахматовых нет, а коллективные — есть. Я вот уже сорок девять лет бываю на Пушкинском поэтическом празднике в Михайловском. Лаборатория, а не Праздник. Там всё виднее. И там часто слушатель брюзжит, что вот раньше было, а теперь. И ждёт, что он откинется в кресле и будет слушать, как поэт будет услаждать его слух и мысль. А нынче уж «не откинешься». Надо не просто выпрямиться, а податься вперед, и напрячь слух и мысль, чтобы увидеть, что время-то не поэтическое, а поэзия умна и высока как никогда. Именно коллективно высока. «Рассыпанное» время уже не охватывается одним, хотя бы и очень властным умом, а является в десятках прекрасных зеркал.

    Валерий Попов:

    — Гиганты появляются  от какого-то большого общественного «толчка» — например, Шолохов. Сейчас жизнь стремится к стабильности. И это правильно. Но писателей-гигантов нет.

    Алексей Варламов:

    — Я думаю, что такого рода вопросы  не совсем справедливы по отношению к настоящему времени. Лицом к лицу лица не увидать… Пройдёт время, и мы поймём, кто был кем в русской литературе нового рубежа веков. Да и что касается  околонобелевского уровня, не  надо делать из Нобелевской премии идола. Её не получили Булгаков, Платонов, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Горький, Замятин, Астафьев, Распутин, Шукшин… Но я бы  что ещё хотел сказать. Нас швыряет из крайности в крайность. То литература  была «наше всё», то стала вдруг «наше ничто».  И ведь хорошая литература. Один из самых ярких для меня примеров — роман  Георгия Владимова «Генерал и его армия». Великолепный роман, один из  лучших, написанных о Великой Отечественной войне – глубокий, смелый, в высшей степени патриотический и точно не уступающий нашей классике. Сказать, что он не был признан? Да нет. Премии получал. Критику хорошую тоже. Но многие ли его знают? И это вопрос не к писателям — к читателям.   Пушкинское «мы ленивы и нелюбопытны», к несчастью, оказалось очень живуче. Так что есть и хорошие писатели, и книги хорошие. 

    Поэты уровня Маяковского Есенина возникли в обществе, где был культ поэзии. И помимо них самих, их дара, при жизни этот дар отражался в тысячах зеркал. Сегодня ситуация — и с поэзией особенно, как мне кажется – напоминает игру в  футбол при пустых трибунах. Словно кто-то оштрафовал играющие команды. Другое дело, что самим поэтам это не так может быть и важно. Они всеёравно играют самозабвенно, больше, чем кто бы то ни было в литературе, пишут ради самой поэзии и оценивают самих себя. На поэтических фестивалях, вечерах это особенно чувствуется. Просто постарайтесь смотреть на литературу не со стороны, не высокомерно, а войдите внутрь этого пространства, и сами найдёте ответы на свои вопросы. В этом смысле есть надежда. Я верю, пройдёт время, и читатели вернутся. Пусть не так много, как в 20 веке, но вернутся. Как к винилу.

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля