Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Профилактика детского суицида

ответы даны 2 июня
На ваши вопросы отвечает
Карнышев Александр Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор, декан факультета прикладной психологии педагогического института ИГУ

Проблема самоубийств несовершеннолетних с каждым годом приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает ребёнок в кризисной ситуации.

Эксперт расскажет о масштабах проблемы, ответит на вопросы, как общаться с детьми и рассмотреть первые признаки кризиса. Какие проекты есть в Иркутской области по профилактике детских суицидов? Какую роль в предотвращении суицида играет школа и семья?

Из протокола заседания Общественного совета при Следственном управлении СК РA по Иркутской области:

Динамика по завершенным детским суицидам в регионе остается неблагоприятной: 2008 год – 18 завершенных суицидов, 2009 год – 30, 2010 год – 19, 2011 год – 25, 2012 год – 18, 2013 год – 32, 2014 год – 28.

Анализ завершенных суицидов среди детей в 2014 году выявил, что в большинстве случаев cамоубийства совершены подростками в возрасте от 15 до 17 лет (85% случаев), а каждый четвертый случай или 7 суицидов — детьми, находящимися под опекой. Это самое большое число суицидов среди указанной категории в Российской Федерации в 2014 году.

  • author

Трансляцию ведут

[[ user.fullname ]]

Текстовая трансляция

[[ card.time.substring(0,5) ]]

[[ card.title ]]

URL: http://www.irk.ru/news/expert/society/43910/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

  • masanka
    masanka

    Как правильно вести себя, чтоб еще с раннего детства наладить доверительные отношения и не допустить вообще даже мыслей о суициде у ребенка?

    Уважаемый

    Ваш вопрос актуален и сложен одновременно, спасибо за него. Формирование доверительных отношений в раннем детстве начинается с постоянной готовности родителей отвечать на разные вопросы ребенка, а не скрываться за формулировками типа: «Вырастешь – узнаешь», «Мал ещё» и т.п. Очень важно обращать внимание на детские эмоциональные реакции, когда взрослый разделяет чувства: радость, удивление, восхищение и т.п.: все переживания в этом возрасте запоминаются лучше, а вместе с ними и поддержка и понимание родителей. Доверие в более старших возрастах – это участие в каких-то совместных делах, когда их результаты можно оценить в рамках сотрудничества: это наш успех. Чем больше таких успехов в разных сферах, тем, естественно, лучше понимание ребенка о значимости союза со взрослым.

    Очень мешают доверию всевозможные «ревизии» и проверки контактов детей в мобильных телефонах, компьютерных страничках и т.п. Здесь важно соблюдать правило: ребенок сам должен обратиться за советом, помощью, разъяснением. Кстати – это один из важных показателей доверия.

    В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте доверие к взрослому проявляется, прежде всего, в желании ребенка поделиться со взрослым некоторыми интимными переживаниями: конкретными чувствами симпатии и любви, размышлением об увиденном и прочитанном по взаимоотношениям между мужчинами и женщинами и т.п.

    Для углубления знаний и навыков советую прочитать:
    Хаим Гинотт. Родитель – ребенок: мир отношений. – М.: Эксмо, 2012. – 256с.

    С уважением: А.Карнышев

  • yulisan
    yulisan

    посоветуйте, пожалуйста, доступную литературу для родителей детей и подростков по воспитанию подрастающего поколения. Какие способы порекомендуете для «раскручивания» детей на обсуждение их проблем

    Уважаемый

    Сегодня востребованностью пользуются три книги психолога Московского госуниверситета Юлии Борисовны Гиппенрейтер:

    Общаться с ребенком. Как?
    Продолжаем общаться с ребенком. Так?
    Родителям: как быть с ребенком.

    Они есть в книжных магазинах «Продалитъ» по отдельности и «собранные» в одну книгу: «Самая важная книга для родителей» (Москва, 2014г.).

    В данных книгах есть список литературы в помощь родителям.

    Интересна также книга Х.Гинотт «Родитель – ребенок: мир отношений» (Москва, 2012г.).
    В названных книгах Вы найдете ряд способов и приемов «раскручивания детей на обсуждение их проблем». Но, с точки зрения преодоления любых негативных тенденций впереди должны быть две вещи:

    Сформированная в общении с Вами уверенность ребенка (особенно подростка), что Вы никогда не оставите его один на один со своими переживаниями. «Лучшее родство – доверие», - говорят на Востоке.

    Ваше умение «вести» ребенка по ступенькам роста своих самооценки и самоуважения, когда растущий человек все больше ощущает гордость за себя, за своих родителей и их дела. А приемы роста самооценки Вашего ребенка, несомненно, индивидуальны.

    Советую прочитать книги:
    Гинотт Хаим. Родитель – ребенок: мир отношений. – М.: Эксмо, 2012, 2012. – 256с.
    Гиппенрейтер Ю. Самая важная книга для родителей. – М.: АСТ, 2014. – 752с.

    Александр Карнышев

  • Анна Суркова
    Анна Суркова

    Добрый день, Александр Дмитриевич! Подростки в принципе отличаются сменой настроения и замкнутостью, как понять, что ребенок на грани? И не оттолкнуть его еще больше?

    Уважаемая

    Проблема замкнутости подростка поставлена очень правильно. Но вспомним, что замкнутость в отношениях с близкими людьми – это в значительной степени реакция, стимулируемая уровнем доверия: чем оно выше, тем замкнутость больше «рассасывается». Как говорят на Востоке: «Лучшее родство – доверие». Если взрослому доверяют и он сам (взрослый) стабилен в позитивных контактах с подростком (верит в его лучшие черты и развивает это), то смена настроения мало будет касаться существа отношений.

    Что касается «грани» суицида, как реального поступка. В предварительных результатах нашего исследования, старшеклассники, отвечая на вопросы какие из перечисленных особенностей поведения (мысли, эмоции) сверстников наведут Вас на мысль, что он (она) может (или решил) покончить жизнь самоубийством", опрошенные ответили (по значимости):

    Рассуждения человека о том, сколько неприятностей он доставляет окружающим, мысли о собственной ничтожности, никчемности;
    Интерес к способам ухода из жизни;
    Учащение приема алкоголя или наркотических средств, если раньше человек не имел таких склонностей;
    Потеря контактов, отсутствие стремления к общению;
    Импульсивность со словесными угрозами убить себя и т.д.

    Школьники отразили причины примерно так же, как их видят психологи и работники социальной сферы. Конечно, дополнительно значимы обстоятельства (ситуации), подталкивающие подростка к принятию соответствующего решения: разочарования и утрата (скорее всего, мнимая) смысла жизни, ощущения бесчувственности близких, жестокость сверстников и (или) близких и т.д.

    В связи со сложным переплетением внешних и внутренних причин «суицида», данный «акт» в статистическом плане «наступает» достаточно редко.

    Александр Карнышев

  • Павел Маркин
    Павел Маркин

    Актуальная тема перед ЕГЭ. Одна только процедура проведения сего мероприятия вгонит в коматозное состояние. Проход в класс как в зону, почти с личным досмотром.. Сиди и пиши под прицелом двух (минимум) камер. И никакой помощи извне.

    Уважаемый

    Вы очень правильно заостряете внимание на «стрессовом» характере современного ЕГЭ, его способности ввести юного человека в «коматозное состояние». К сожалению, к мнениям психологов по его организации в различных образовательных структурах мало кто прислушивается. Поэтому в такой период очень важна и нужна постоянная доброжелательная поддержка со стороны взрослых, особенно близких людей. Думаю, что у Вас это получается.

    Всего самого доброго!

    Александр Карнышев

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля