Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Любимое дело»

В поисках аутентичности

Бурятская история богата своими культовыми и обрядовыми традициями. Однако времена меняются, меняются и люди. В стремительном беге времени все большую ценность приобретают основы народной культуры. Модельер, создатель оружия и украшений Александр Алсаткин в рамках проекта «Любимое дело» рассказывает об истории бурятской культуры и религии, ее месте в нашей современной реальности. Александр уверен — подлинное творческое вдохновение можно получать только от родовых корней, на земле предков.

Коллекция одежды «Страна духов Альтабан». Фото из личного архива Александра Алсаткина
Коллекция одежды «Страна духов Альтабан». Фото из личного архива Александра Алсаткина

Эпос бурятского народа отличается своей самобытностью. На земле шаманов сотни лет оформлялись свои духовные обряды и традиции. Они, в свою очередь, формировали особое мироощущение, отношение к природе и стиль национальной одежды — все то, что приковывает внимание людей, интересующихся этнотематикой. То, что мы сейчас можем назвать украшениями или просто красивыми безделушками, когда-то имело сакральную, защитную функцию. Над возрождением и приумножением культурного «багажа» бурятов сейчас трудятся различные мастера. В их числе — опытный ювелир и оружейник Александр Алсаткин и его мама Анжелика Борисовна.

— Наш коллектив называется «АлмаАлсатэ», — рассказывает Александр. — Это творческий союз трех человек: меня, моей мамы и начинающей художницы Людмилы Банаевой, которая недавно влилась в коллектив. Мы работаем в центре народных промыслов в Усть-Орде. Вместе обсуждаем и вырабатываем общие идеи.

Александр — уроженец Иркутска, родился в бурятской семье, хотя и прожил большую часть жизни вне малой родины. Десять лет, до 1993 года, его семья прожила в Краснокаменске Читинской области. Сюда его мама, выучившись на архитектора в иркутском политехе, отправилась с мужем по распределению. Александр признается, что все его детство прошло в мастерских, где мама трудилась художником-оформителем. Окружение, состоящее из творческих людей, и предопределило будущее молодого Александра Алсаткина.

Затем — переезд в Санкт-Петербург, учеба в промышленной академии имени Мухиной на специальности «художник по металлу». После, работая в Питере ювелиром-оружейником, Александр изготавливал штучные, коллекционные образцы холодного оружия — клинки из лучшей стали, щедро украшенные драгоценными камнями. Многие его работы сейчас хранятся в частных коллекциях.

И вот сейчас, около года назад, Александр вернулся в Иркутск. В Питере он оставил практически все — успешную карьеру, хорошие заработки, налаженные связи. Такую резкую смену обстановки собеседник объясняет просто — ему легче творить и заниматься искусством на своей земле, родине предков, в своих культурных и духовных традициях.

— По возвращении в Приангарье в 1993 году мама основала свою мастерскую в Усть-Орде, — рассказывает Александр. — В этот же период началось ее исследование прибайкальской культуры, этнических, языческих традиций нашего народа. Сейчас в багаже Анжелики Борисовны порядка 20 лет изучения прибайкальских обрядов, традиций и верований. И я сейчас, вернувшись в Иркутск, принимаю посильное участие в общем деле.

Коллекция украшений «Онгон». Фото из личного архива Александра Алсаткина
Коллекция украшений «Онгон». Фото из личного архива Александра Алсаткина

Многое может рассказать об истории своего народа и сам Александр. В пантеоне бурятского язычества порядка 100 различных богов, отвечающих за определенные аспекты нашей жизни и окружающей действительности, а также многочисленные духи. Дух дороги, грозы, воды, ветра — можно перечислять бесконечно.

— Это ни в коем случае не объекты поклонения, — утверждает Александр. — Язычество направлено на то, чтобы человек и природа были единым целым. Чтобы человек уважал окружающую среду, не сорил, не стрелял в других живых существ без надобности. Все, что у нас есть — дала нам мать-природа. В этом и есть суть языческой, первородной культуры.

Первородные основы бурятского народа отражены и в культуре шаманизма. Даже само облачение шамана сакрально, и каждая деталь его костюма несет в себе глубокий духовный смысл.

— В облачении шамана все вещи символичны, — объясняет Александр. — Обычно он одет в халат, а также головной убор с куском ткани, полностью закрывающим лицо. Это потому что во время камлания — исполнения обряда — шаману нельзя смотреть в глаза. Сзади в виде кос к костюму крепятся стилизованные змеи из ткани или из кожи — символ мудрости. По всей одежде много разных металлических вставок, и каждая, даже самая мелкая деталь, символизирует священных животных или духов, к которым шаман обращается.

Костюмы и детали одежд отражают мировоззренческие и культурные особенности человека и окружающей его действительности. Несмотря на общую этническую принадлежность, буряты на разных берегах Байкала отличаются стилем традиционных одежд, отмечает Александр. Это связано с особенностями мировоззрения. Есть буряты восточные, а есть буряты предбайкальские, или западные.

— Если говорить о Республике Бурятия (восточных бурятах), то там наблюдается большое влияние китайских, монгольских традиций, — констатирует Александр. — Одежда цветастая, яркая, парча, шелк. У нас же, прибайкальских бурят, еще сохранились свои, обособленные от других азиатских культур, наряды.

Традиционные одежды западных бурят менее яркие, но богато украшены различными поделками из металла, кожи и ткани. Детали одежды, на первый взгляд похожие на обычные украшения, раньше имели защитную функцию.

У мужчин свои обереги, у женщин — свои. В них отражаются священные для бурятского народа сюжеты. Например единство трех миров: Верхнего, Нижнего и Среднего, в котором мы с вами живем. Стилизация птичьего бога, одного из традиционных бурятских божков. Единство неба, солнца и луны как символа космического влияния на жизнь человека. Также в бурятском этносе принято изображать некую невидимую лестницу, по которой, согласно местным верованиям, боги сходят с небес в мир людей. И, конечно же, изображения духов и образы предков как символ связи с прошлым.

Обычно обереги выполняются из металла. Ими украшается детали одежды, например, ремни. Нередко оберегающие символы наносятся на оружие в виде орнаментов.

— Художник не должен копировать в точности то, что было 300—400 лет назад, тогда не будет никакого развития, — убежден Александр. — Культура сохраняется, просто по-своему интерпретируется, в зависимости от видения художника. Но в любом случае результат творения имеет под собой языческие, шаманские корни. К примеру, традиционный женский головной убор — нархинсак (ободок из кожи): от него волной струятся полоски из металлических пластин с вкраплениями драгоценных или полудрагоценных камней. Не нарушая форму этой детали одежды, я использую в работе нетрадиционные металлы — латунь, мельхиор, медь, смотря что подходит под задумку изделия.

Свою интерпретацию традиционных бурятских орнаментов Александр представил в серии украшений под общим названием «Онгон», что по-бурятски означает «дух, хранитель». На разработку и изготовление коллекции у мужчины ушло несколько месяцев. В ноябре 2012 года Александр представил ее на международном фестивале «ЭТНОподиум», где взял Гран-при. А недавно Александр вернулся из Москвы, где выставлял эту же коллекцию еще на одном международном конкурсе «Сокровища Севера» во Всероссийском выставочном центре. Столичное жюри высоко оценило оригинальность и самобытность авторской задумки Александра.

Коллекция украшений «Онгон». Фото из личного архива Александра Алсаткина
Коллекция украшений «Онгон». Фото из личного архива Александра Алсаткина

— Что это для меня? — рассуждает Александр. — И профессия, и любимое дело одновременно. Мне 31 год, из них 20 лет я обучался искусству — сперва в художественной школе в Краснокаменске, затем была «художка» в Усть-Орде, Иркутское училище, академия в Санкт-Петербурге. Ведь неспроста потрачено столько времени, и я совершенно не жалею о выборе своего жизненного пути.

Дорогие читатели, если вы занимаетесь чем-то оригинальным, у вас интересная профессия или увлечение, пишите нам по адресу rabota@irk.ru, и мы про вас расскажем в рамках проекта «Любимое дело».

Андрей Щепин, IRK.ru

  • anim 16 января 2014 в 10:46

    очень красиво. браво. и на фотках и в живую.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля