Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Любимое дело»

Свет из Страны восходящего солнца

Каждому из нас когда-нибудь хотелось стать героем, но мечты так и остаются мечтами — далеко не всем дано реализовать себя на сцене или в кино. Люди уходят с головой в работу или учебу, надеясь, что унылые будни когда-нибудь раскрасятся яркими красками, как у любимых героев фильмов или комиксов. Вот только надежнее раскрасить их самому. Как это сделать? Ответ прост, и состоит он всего из одного слова — косплей (cosplay).

Из Японии с любовью

Термин, которым сегодня называют эту субкультуру, пришел не из японского, а из английского: это объединение двух слов — costume play, дословно переводится как «костюмированная игра». Это явление зародилось в Японии среди фанатов аниме (японские мультфильмы) и манги (японские комиксы). Чуть позже к ним присоединились поклонники видеоигр японского джей-рока. Поклонникам так нравилось следить за жизнью своих любимых персонажей, что постепенно они начали отождествлять себя с ними и «оживлять» своих героев, перевоплощаясь в образы с экранов, страниц манги или мониторов компьютеров.

По сути, косплей — это воссоздание образа полюбившегося героя. Для непросвещенного человека может показаться, что косплей чем-то сродни балу-маскараду или какой-то костюмированной вечеринке. Любой косплеер воспринимает такое сравнение с обидой. Для них косплей — это не просто переодевание в тот или иной костюм, это полное перевоплощение в выбранный персонаж. В Японии буквально за одно десятилетие косплей обрел невероятную популярность и превратился в часть национальной культуры. Теперь в Стране восходящего солнца косплееров можно встретить где угодно: они украшают своим появлением презентации дорогих машин, на кинофестивалях, национальных праздниках.

В Иркутске сегодня объединений немного, одно из самых известных — это косбэнд «Акари», участники которого регулярно поражают горожан своими сложными костюмами во время городских праздников. В переводе с японского «акари» означает «свет». Этот косбэнд появился еще в 2011 году, когда его участники выступили вместе на одном из фестивалей. Сегодня в составе бэнда пять человек: Олеся Харинская, Альберт Добрынин, Валерия Проскурякова, Светлана Кротикова и Ольга Лин. Вместе они прошли уже не один фестиваль и не один фэндом. Так, ребята успешно примеряли на себя образы Бременских музыкантов и разных персонажей аниме и манги. На их счету немало побед и наград на престижных косплей-фестивалях Сибири.

С «Акари» работает талантливый фотограф — Родион Такчинаков. Есть собственная символика и даже платки с логотипом косбэнда. Сегодня у них еще одно общее дружное увлечение — фэндом со сказочным названием «Герои меча и магии», где обитают совершенно волшебные персонажи — злые колдуньи и ангелы-воители. Чтобы «оживить» одного такого персонажа, уходят месяцы кропотливой работы над костюмом, часы тренировок у зеркала над оттачиванием жестов и десятки тысяч рублей на дорогостоящие материалы. Но, как оказалось, главный секрет «правильного» и успешного косплея не в этом. А в чем? Готовьтесь, участники косбэнда, расскажут «Любимому делу» о самых важных правилах настоящего косплеера.

Чтобы костюмчик сидел

Первое правило косплея: персонаж должен по типу внешности идеально подходить косплееру. То есть при всем желании, из представительницы прекрасного пола, которая носит 42 размер одежды, не получится мускулистый мачо.

— Миниатюрная девочка не должна пытаться перевоплотиться в здорового дяденьку, и наоборот, — объясняет косплеер Ольга Лин. — Это смотрится ненатурально и комично, а, значит — хороший косплей не получится.

Ольга Лин
Ольга Лин

Тут досконально учитывается все: рост, вес, возраст и даже форма и овал лица. Все остальное у опытных косплееров вполне поддается корректировке, даже пол. То есть, худенький парень может выбрать себе амплуа какой-нибудь дьяволицы или, напротив, сказочной принцессы, а стройная девушка, пусть и на один вечер, но сможет примерить на себя образ мужчины. И пусть несведущие при этом смеются и обзывают косплееров как угодно — они готовы простить непросвещенных. В субкультуре для такой временной перемены пола существуют даже специальные термины — «кроссплей» или «кроссгендер».

— Я один раз перевоплощалась в образ Окимуры Рина (герой японских комиксов — Прим. ред.), у меня от поклонниц отбоя не было, — смеется Ольга. — Телефончик даже спрашивали.

Ольга Лин в костюме
Ольга Лин в костюме
Ольга Лин в костюме
Ольга Лин в костюме

После того, как образ выбран, стоит задуматься о том, как же воплотить в жизнь его фантастический костюм. Путей, собственно, несколько. Можно попытаться купить костюм с рук, но, во-первых, он уже где-то засветился, а во-вторых, его все равно придется подгонять под нового владельца. Еще один вариант — заказать костюм в обычном ателье, конечно, если косплееру при этом удастся объяснить какой-нибудь среднестатистической швее, зачем ему понадобились крылья ангела с двухметровым размахом, и как их соорудить. Хорошего результата можно добиться, если заказать костюм у мастера, специализирующегося на пошиве именно костюмов для косплея. Но, как правило, найти такого мастера нелегко. Что же остается косплееру, годами мечтающему перевоплотиться в выбранный персонаж? Правильно, браться за нитки и иголки самому и вперед — постигать азы кройки и шитья. Впрочем, азами дело, естественно, не обойдется. Любой опытный косплеер — это еще и опытный портной или швея.

— У меня не все получается, — честно признается единственный парень в команде «Акари» Альберт Добрынин, — если бы девчонки мне не помогали, я бы рыдал над огромным куском поролона.

Альберт Добрынин
Альберт Добрынин
Альберт Добрынин в костюме
Альберт Добрынин в костюме

Участники косбэнда дружно шутят, что их общий девиз: «Сойдет, под плащом не видно» — но это не больше, чем шутка. Для косплеера важна каждая деталь костюма, воссоздать его в точности и в хорошем качестве — дело чести.

Наименования материалов, которые используются косплеерами для создания костюмов своих героев, — это практически бесконечный список. На вопрос о самом необычном материале, ребята из «Акари» на минуту задумываются, а затем с улыбкой отвечают: «Вы лучше спросите, какой из них был обычный!». Квартира косплеера, которая в большинстве случаев его же мастерская, скорее напоминает склад стройфирмы, здесь есть все стройматериалы, буквально от «А» до «Я». В ход для создания костюма идет все: линолеум, шпатлевка, монтажная пена, силикон, латекс, глина и метал. А уж краски — всех фактур и цветов радуги.

Есть для косплееров и «запрещенные» материалы — это недорогие блестящие атлас и бархат. Они — персона нон грата среди косплееров из-за слишком вызывающего блеска и бьющей в глаза ненатуральности. Не стоит уподобляться примеру птичек-сорок и бросаться на все блестящее. Косплей — все-таки не цирк

Материалы — это один важный момент, другой — это время. Работа над одним костюмом может занять от недели до года и обойтись косплееру в 8—10 тысяч рублей.

— Одна из моих последних работ – это ангел Серафим, — рассказывает Олеся Харинская. — Очень долгая эпопея. Хорошо, что у меня была кираса (панцирь на спину и грудь — прим. ред.). А доспехи я сделала из самых обычных ковриков для туристов. Смотрятся как настоящие, зато легкие, удобно. Крылья ангела сделаны из изолона, их часто принимают за настоящие.

Олеся Харинская
Олеся Харинская
Олеся Харинская в костюме
Олеся Харинская в костюме

Валерия Проскурякова замечает, что порой у косплееров наступает самая настоящая битва с часами — когда нужно успеть доделать весь костюм к выступлению на фестивале или празднике. Косплееры готовы не спать ночами и днями напролет мастерить свой образ. В результате они без всякого грима и сложных костюмов становятся похожи на зомби, но каждая деталь доведена до совершенства. Ведь для настоящего косплеера важно не только, чтобы костюмчик «сидел» — как правило, прилагается еще множество разных дополнений: прически, макияж, обувь и даже оружие.

Внимание — деталям

Косплеер — это не только мастер по шитью, но и гример. Часто косплееры для завершения образа используют достаточно сложный, пластический грим. Накладывать его — настоящее искусство. Прическа — тоже часть костюма. Особенно это важно, если у персонажа специфический цвет волос или укладка. Даже если человек внешне не очень похож на своего персонажа, правильная стрижка, покраска или уклада сведут различия до минимума. У многих персонажей есть персональные принадлежности: пистолеты, волшебные палочки, жезлы, мечи и прочие героически-магические штуки. Хорошо сделанный меч поможет скрыть мелкие огрехи костюма, а впечатление от выступления будет гораздо более целостным. На языке косплееров такие предметы называются «стафф». Найти где-то качественный стафф — такая же нелегкая эпопея, как пошив костюма. Совет опытных косплееров таков: «E-bay вам в помощь». При должном желании и усердии на этой «всемирной барахолке» можно, пожалуй, отыскать и доспехи бога, а не только нужного вам персонажа.

Отдельная тема — это линзы для глаз. Цвет глаз персонажа тоже нужно «скопировать», при этом доходит и до курьезов. Например, Олеся Харинская, перевоплотившись в Серафима, решила добраться к месту фотосессии на такси. При этом капюшон девушке пришлось натянуть на глаза очень низко, иначе бы водителя ждал шок – на него в упор глядели «белые» ангельские глаза.

— Вообще, передвигаться по городу, находясь в образе — забавно, — рассказывает Валерия Проскурякова. — Реакцию прохожих не описать словами. Как-то раз водитель общественного транспорта остановился рядом с нами и предложил бесплатно подвезти, было очень мило.

Валерия Проскурякова
Валерия Проскурякова
Валерия Проскурякова в костюме
Валерия Проскурякова в костюме

Светлана Кротикова вспоминает еще одну забавную историю: однажды они с Валерией шли на съемки в образах Кота и Пса из «Бременских музыкантов», когда внезапно к ним подбежал мимо проходивший парень. Молодой человек отчаянно упрашивал отправиться с ним и подарить его девушке цветы именно в таких костюмах.

От души и сердца

Но любой, даже самый продуманный до мелочей костюм не поможет, если у косплеера не будет самого важного — любви к своему персонажу. Его косплеер должен полностью прочувствовать — это и мимика, жесты и походка, но самое важное — его внутренний мир. Важно спросить себя: почему я взялся именно за этого персонажа, что в нем такого? Вообще, психология — это большая составляющая часть косплея, которая зачастую ускользает от посторонних глаз.
У каждого из косбэнда «Акари» есть свой любимый персонаж, потому что в нем удалось найти что-то «свое».

— Проект в косплее — это очень личное, — уточняет Светлана Кротикова. — И что-то очень любимое. Когда его завершаешь, чувствуешь некоторую опустошенность — быстрее хочется взяться за новый костюм, за новый образ.

Светлана Кротикова
Светлана Кротикова
Светлана Кротикова в костюме
Светлана Кротикова в костюме

Но даже когда все глубины персонажа постигнуты, перед косплеером встает еще одна непростая задача: персонаж нужно «отыграть». Косплей — это своего рода театр, мало перевоплотиться в персонажа и поймать его дух — это нужно продемонстрировать. При этом, задача косплеера порой сложнее, чем у актера — у них в подавляющем большинстве есть множество реплик, чтобы раскрыть своего персонажа. В косплее слова сведены к минимуму — все в движениях, мимике и жестах.

Кто-то назовет косплееров «застрявшими в детстве», кто-то подумает, что с помощью перевоплощений косплеер пытается убежать от себя, но поклонники косплея знают точно: это не побег от себя, а напротив — поиск. Ведь с каждой сыгранной ролью косплеер открывает новую грань своей личности.

Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля