Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Гости из прекрасного далека

Куклы из папье-маше, чулок, резины, пластмассы, шагающие и интерактивные. Основатель первого в истории Иркутской области частного музея кукол Оксана Токмакова рассказала, почему игрушки советских времен лучше, чем Барби.

Кукла Маша, кукла Даша

Этот музей — будто воплощение мечты любой советской девчонки. В двух залах около 450 кукол различных эпох СССР: крестьянки и школьницы, представители всех союзных республик. Светланы, Аленки, Катюши, Нины и Настеньки — они демонстрируют свои наряды, ходят и капризничают. Куклы из опилок, папье-маше, ткани, целлулоида, бумаги и пластмассы.

Все эти игрушечные сокровища — только малая часть коллекции создателя музея Оксаны Токмаковой. За десять лет в ее коллекции собралось примерно 2 000 экспонатов — это и куклы, и другие игрушки: игрушечные коляски, мебель, посуда и прочая утварь. Началась знаменитая коллекция 10 лет назад с одного улыбчивого паренька по имени Андрюшка.

— Я увидела фото этой куклы на открытке и влюбилась, — рассказывает коллекционер. — Искала долго, но только через пять лет мне улыбнулась удача. Так и началась моя кукольная история.
Коллекционер признается: многие ее не понимают. Говорят, застряла в детстве или не наигралась до сих пор.

— Нелепо даже звучит, — пожав плечами, замечает основатель музея. — Для меня куклы — не игрушки, а экспонаты. Особо ценные вещи, которые рождают воспоминания. Я — коллекционер. Возможно, кто-то этого просто не понимает.

Оксана Токмакова
Оксана Токмакова

Встречались на пути Оксаны и помощники — несколько раз посетители ее выставок приносили игрушки в подарок. Но такое случалось нечасто: всего три раза за все прошедшие десять лет. Чаще же всего найти экспонат для коллекции бывает нелегко. И с каждым годом уникальную куклу найти все сложнее и сложнее. Большинство ценных экземпляров их владелицы «заиграли» еще десятки лет назад. Те же, что остались, по большей части наверняка гниют по сырым чердакам и кладовкам в каких-нибудь старых домах, а их хозяева и не подозревают о ценности своих игрушек.

Куклы из коллекции Оксаны — отличный «рассказчик» истории нашей страны: по ним можно отследить всю историю жизни в СССР. Самый старинный экспонат коллекции Токмаковой наглядно покажет, что до революции массового производства кукол в стране не был. Богатые для своих дочерей выписывали кукол из-за границы, и стоили эти забавы целое состояние. Бедняки довольствовались игрушками кустарного производства, которые мастерили в артелях. В те годы куклы делали из глины, дерева, крутили из ткани, позднее стали изготавливать из папье-маше. 

Революция и гражданская война притормозили процесс изготовления игрушки. Но уже в начале 20-х годов стала очевидной необходимость в этих, казалось бы, неважных вещах. Поэтому в 30-е годы стали приниматься особые меры по объединению кустарей в артели и выпуску массовой игрушки. Бывало так, что голову для куклы изготавливали в одной артели, тело — в другой. Или вовсе головы для кукол продавались отдельно, а вот туловище покупателю предлагалось сделать самому. Так дорогая игрушка становилась намного доступнее.

Производство игрушек не останавливалась даже во время Великой Отечественной войны. Кукол в те времена начали штамповать из древесно-опилочной массы, в начале 60-х годов в производство была внедрена пластмасса. Чем проще становился процесс производства игрушки, тем массовей ее выпуск и дешевле цена. Позднее, в конце 1970-х — начале 1980-х годов кукол стали изготавливать и из резины.

Для Оксаны Токмаковой куклы — это не просто экспонат или источник воспоминаний о детстве, это, прежде всего, произведение искусства. Гости музея и не подозревает, сколько сил, фантазии и труда затрачивается на создание одной куклы. Между тем, у каждой есть свои «родители»: скульпторы, художники, авторы костюмов. Опытный «кукловед» знает: практически у каждого создателя игрушек или у каждой фабрики был свой почерк, по которому можно легко определить создателя куклы.

— Это очень тяжело — придумать модель куклы и запустить ее в производство, — говорит коллекционер. — Попробуйте придумать куклу, чтобы она понравилось и ребенку, и его маме или бабушке — ведь именно они чаще всего выбирают кукол, да еще чтобы она была востребована у нескольких поколений детей. Поэтому к созданию образа игрушки или модели куклы привлекались именитые скульпторы и художники.

В СССР игрушки изготавливали не просто так, а со смыслом, под чутким руководством партии и правительства. В стране в те годы существовал научно-исследовательский институт игрушки, в функции которого входила, в том числе, и образовательная деятельность в области производства игрушки. Казалось бы, детская забава, но не тут-то было. Советская педагогика уделяла большое внимание воспитательно-образовательному значению куклы. Она должна была соответствовать различным возрастам и запросам детей. Советская кукла не могла вызвать у ребенка негативной реакции и неприятия. Напротив, она была призвана дарить только добрые чувства, помогать вырасти созидателем, а не разрушителем.

Современным же девчонкам-подросткам куклы из музея Оксаны Токмаковой кажутся странными и неинтересными. В восторге от игрушек только младшие школьники, тем же что постарше — подавай Барби. Однако, по словам основателя музея, к такой кукле с полным набором взрослых «прелестей» стоит относиться очень настороженно. У советских кукол не было боевого раскраса на лице или сногсшибательной мини-юбки, вместо этого у них были платья в цветочек и косички с ленточками. Зато они учили главному — любви и доброте.

— Чем были хороши советские куклы? Они отражали образ ребенка, — уверена Оксана Токмакова. — Девочка видела перед собой себе подобное, только маленькое существо, которое в процессе игры требовало заботы и ухода, таким образом у девочки и прививались необходимые в повседневной жизни навыки и развивался главный инстинкт — инстинкт материнства.

Еще один большой плюс советских игрушек заключался в том, что их производили исключительно из экологичных материалов. Не было красителей, которые остаются на руках малыша, едва он возьмет долгожданную куклу в руки, пластмасса и резина не источали едких запахов. Сегодня, когда прилавки заполонили дешевые китайские игрушки, такие куклы не только для коллекционеров, но и для родителей — большая редкость.

Оксана Токмакова с грустью вспоминает: в 80-х производством игрушек занималось более ста специализированных фабрик, кроме того, у большинства крупных предприятий игрушечное производство было делом побочным, но изделия выходили качественные. Например, даже иркутский авиазавод «на досуге», между самолетами, выпускал замечательные наборы детской алюминиевой посуды. Сейчас производством кукол занимается всего несколько российских фабрик — это дело стало невыгодным и слишком хлопотным. Добрые и светлые куклы остались только в коллекциях и воспоминаниях, а музей — единственное место, где сегодня можно хотя бы увидеть такие игрушки.

Давайте жить дружно!

Для Оксаны Токмаковой открытие музея стало осуществлением давней мечты. Последние пять лет коллекционер регулярно проводила выставки, часто выездные, по разным городам Приангарья. Но для хрупких кукол такие путешествия небезопасны. Их ранит буквально все: резкие встряски по дороге, перемена влажности, прямой солнечный свет.

— Поэтому я и хотела, чтобы у моих кукол был свой дом, — говорит коллекционер. — Чтобы у нас был свой музей советских кукол, куда бы каждый мог прийти в гости к своему детству. Разместить всю коллекцию Оксаны Токмаковой в одной экспозиции невозможно, поэтому она решила чередовать тематические выставки. В одном зале музея действует постоянная экспозиция кукол: здесь все самые яркие и интересные образцы, редкие или характерные для своего времени куклы.

Другой зал музея предназначен для сменных выставок. Сегодня там разместилась экспозиция «Ребята, давайте жить дружно!», посвященная тематике национального костюма народов СССР. На этой выставке представлены 250 кукол, наряженных в костюмы всех республик Союза. Многие из них — парные, мальчик и девочка. Их изготовили на фабриках Москвы, Минска, Киева и других городов союзных республик в разные периоды эпохи СССР.

Такие игрушки охотно раскупали на сувениры иностранцы, теперь российские коллекционеры с невероятным трудом возвращают драгоценные экспонаты из Европы или Штатов. Интересная часть экспозиции — чисто русский сувенир — баба на чайнике. Эти ватные румяные куклы раньше жили в каждом доме и грели чайники и самовары. Есть на этой выставке и индейцы, и эскимосы и даже представители каких-то африканских племен.

Эта удивительная выставка продолжит свою работу до 1 ноября 2015 года, затем ее сменит другая, посвященная сказочным героям в кукольном воплощении. У Оксаны Токмаковой в коллекции есть множество самых разных персонажей любимых всеми сказок — Красные Шапочки и Мальвины, Айболиты и Незнайки, Чебурашки, Золушки. Сейчас основатель музея проводит конкурс на самое креативное название для этой выставки. Победителя ждет ценный приз. Адрес музея: поселок Листвянка, ул. Чапаева, 64.

Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»

Фото Ильи Татарникова

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • navior45 4 марта 2015 в 13:45

    Приведите окончания слов в статье в порядок! И цена не бывает «дешевле» или «дороже», она бывает «выше» или «ниже». У вас корректор-то имеется вообще?

    По теме-жаль, что музей не в Иркутске, с удовольствием бы сходила.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля