Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Любимое дело»

Бутафорский цех: Чудеса без фальши

«Рофатуб Бутафорский» — коллектив с таким, очень похожим на заклинание, названием недавно появился в Иркутске. Его создатели — бутафоры и декораторы ТЮЗа — рассказали ИА «Иркутск онлайн» о хитростях создания картонного Кремля и пластиковых бутербродов, а также о том, как профессия становится любимым делом.

Магия кропотливого труда

Есть в Иркутске одно совершенно волшебное место, где возводят дома и Кремль из картона, из того же материала строят космические корабли и складывают натюрморт из крыльев ангела. Добро пожаловать в мастерскую бутафоров и декораторов иркутского Театра юного зрителя!

Место, где чудеса, как им и положено, случаются. В этом невидимом зрителю месте соединяются кусочки целых миров: вот звезды из «Звездного мальчика», смешная кастрюля в человеческий рост из «Денискиных рассказов» и животные из «Короля-Оленя» — совсем как настоящие.

Спектакль «Денискины рассказы»
Спектакль «Звездный мальчик»

Спектакль «Денискины рассказы»

Спектакль «Звездный мальчик»

Да и сама обстановка не менее «чудесатая»: вся большая комната уставлена зеркалами и чертежами разных размеров, иногда пространство цеха целиком занимают огромные переливающиеся шары, а порой «сушится на солнышке» кусочек живописной лесной опушки. На полках стеллажей, казалось бы, никому не нужные разные вещицы — кусочки материи, картон, ватман и поролон, пуговицы и бусины. Но для радушных хозяев здешних мест все это — настоящие сокровища.

Леонид Бутаков за работой
Леонид Бутаков за работой

Команда бутафорского цеха театра состоит из пяти человек и одной кошки. Знакомьтесь: Леонид Бутаков, он же — главный волшебник, отзывающийся еще на сложную аббревиатуру завбутцех; Галина Александрова — главная по шляпному делу; Екатерина Силина заведует тонкой работой; Татьяна Орлова — мастер по изготовлению масок; Юлия Каткова заведует дневным освещением цеха и по совместительству — местный летописец; ну и, конечно, Киса, она же — заведующая по релаксации всего коллектива. Недавно последняя, правда, перебралась на новое место жительства, но обещала регулярно захаживать в гости.

Галина, заведующий по шляпному делу
Екатерина, заведующий по тонкой работе
Заведующий по релаксации всего коллектива
Татьяна, заведующий по изготовлению масок

Галина, заведующий по шляпному делу

Екатерина, заведующий по тонкой работе

Заведующий по релаксации всего коллектива

Татьяна, заведующий по изготовлению масок

Вместе они отвечают за одно очень сложное дело — чтобы спектакли на сцене оживали. Все члены команды в свое время учились на художников (Киса — исключение, но она из породы тех самых гениальных самоучек), но позже душа запросила чего-то другого, объемного, более живого. В этом плане декорации и театральный реквизит оказались «благодарнее» картин: они не только оживляли обстановку или чувства, но и помогали оживать самым различным героям и образам.

— Согласитесь, театр интригует многих, — улыбается Юлия Каткова. — Мир чудес и сказок, и вот невольно задаешься вопросом: а как изнутри работает этот мир? Хочется посмотреть, и работа бутафора — это именно тот самый билет в волшебное театральное закулисье.

Недавно у этого коллектива даже появилось собственное название: «Рофатуб Бутафорский». Звучит как заклинание, пусть это и всего лишь простая анаграмма.

— Но, увы, волшебные палочки и прочие вещи остаются только в сказках, главное же магическое оружие бутафора и декоратора — это его кропотливый труд, — рассказывают Татьяна Орлова и Юлия Каткова. — Как начинаем с утра чудодействовать, так до позднего вечера и продолжаем, пока кто-нибудь не схватится: ой, обед пропустили, и ужин тоже заодно.

«Звездные войны» и путешествие паровозика

Пока на сцене идет репетиция, в бутафорском цехе происходят удивительные перевоплощения: папье-маше, глина, картон, пластиковые бутылки превращаются в короны и кубки, бесценные китайские вазы, которые из зрительного зала так похожи на настоящие.

Наряду с передовыми технологиями и современными материалами в мастерской широко используется, можно сказать, вторсырье: коробки от конфет, газеты, старые кожаные куртки и сумки, бутылки, катушки от ниток и так далее. С помощью «очумелых» ручек бутафоров все эти предметы обретают вторую жизнь.

Историй у дружного и веселого «Рофатуба» — не счесть. Например, в ноябре прошлого команда примерила на себя роль создателей Вселенной, когда для спектакля «Звездный мальчик» нужно было изготовить самые настоящие звезды. В качестве заготовки выступали шары для фитнеса и даже мячик внука Леонида Бутакова.

Еще усилиями бутафоров ТЮЗа в Иркутске появился настоящий «Паровозик из Ромашково» — однажды он, моргая глазами-фарами и распевая песни, совершил самое настоящее путешествие по улицам города. Для того, чтобы создать такое самоходное транспортное средства потребовались часы напряженного труда и уйма творческих идей, но восхищенные лица горожан с лихвой искупили все затраты.

Также на счету этого коллектива удивительные головные уборы и маски почти всех сказочных существ, эксклюзивные тапочки и кеды, чемоданы для пингвинов, а уж животные и вовсе были всех пород и мастей. Но и этого креативным участникам «Рофатуба» оказалось мало: вдохновленные последними дизайнерскими находками Вивьен Вествуд и Джона Гальяно, они не просто разрабатывают для персонажей коллекции костюмов, но и устраивают показы мод.

Татьяна демонстрирует «новую коллекцию обуви»
Татьяна демонстрирует «новую коллекцию обуви»

Например, костюм «Starangel» из коллекции «Звездный мальчик» aka «Starboy»: необычное сочетание очков а-ля «Кот Базилио» и крыльев ангела сделало этот образ незабываемым. Леди Гага точно зарыдала бы от зависти.

Татьяна в образе Starangel
Татьяна в образе Starangel

«Двойная» курица и закон театрального бутерброда

Особое внимание в «Рофатубе» всегда уделяют еде и ее приготовлению. Эти люди могут запросто из самых несъедобных ингредиентов приготовить множество экзотических блюд.

— Была у нас одна история с курицей, — рассказывает Татьяна Орлова, — нужно было сварганить для спектакля сразу две курицы — одна, вроде как, еще сырая, а вторая уже зажаренная. Готовились мы к постановке «Денискины рассказы», а там все — и декорации и бутафория – показательно сказочные, какие бывают только в воображении мальчишки — такая уж это история. Вот наша цыпа и должна была выглядеть соответственно.

Для других спектаклей порой приходится, напротив, готовить совершенно натуралистичную еду. Екатерина Силина до сих пор со смехом вспоминает как однажды она довольно долго мастерила банку «соленых огурцов» — ну, в самом деле, не будешь же каждый раз бегать в магазин перед показом пьесы, а тут получилась такая «многоразовая закуска».

Та самая курица
Та самая курица

Пирожки и бутерброды, приготовленные бутафорами, тоже выглядят так, что мгновенно пробуждают аппетит. Есть даже такая традиция приглашать заработавшихся коллег на обед не словом, а делом — демонстрируя им муляжи всяких вкусностей. Это закон: если увидел пластмассовый бутерброд — готовься отдохнуть и выпить чаю.

Душа фальшивить не может

И это лишь одна из немногих традиций коллектива, их у ребят вообще очень и очень много. Например, Юлия Каткова, как всенародно и почетно выбранный летописец, ведет «Дневник выражений бутафорского цеха», в нем собрана уже немалая коллекция забавных фразочек и шуток. Отличное чувство юмора – это вообще их коллективная черта, поэтому в этом цехе с давних пор царит и еще одно правило: уставшего коллегу шуткой подбодри.

Юлия Каткова ведет «Дневник выражений бутафорского цеха»
Юлия Каткова ведет «Дневник выражений бутафорского цеха»

Часто с помощью юмора они все вместе сражаются с одни своим главным врагом — вечной нехваткой времени. Когда времени в обрез, а масок невероятно много, без хорошей шутки чувствуешь себя роботом или инопланетянином.

Процесс создания масок
Процесс создания масок

— Из театра мы часто уходим самыми последними, никто не удивляется, — смеется Татьяна Орлова. – Добираться домой на последних автобусах, а потом доделывать работу дома.

Но самыми основными своими традициями «рофатубовцы» называют две: обожай и уважай коллег и люби родную работу. Это уже даже своеобразные заповеди. Мастера цеха давным-давно стали семьей, родными людьми, которых раз и навсегда объединило любимое дело. Здесь не просто ездят всем коллективом на дежурные корпоративы по праздникам, здесь каждый рабочий день и встреча с коллегами — уже праздник. Здесь не работают, а творят, не только мастерят по эскизам художников, а вкладывают в вещь всю душу. И пусть одно из значений слова бутафория — фальшь, в этой команде фальшивить не принято.

Надежда Гусевская, ИА"Иркутск онлайн"

  • Марина Басманова 22 марта 2016 в 22:12

    Мой первый комментарий!

    Боже мой, не позорьтесь, увольте некомпетентного сотрудника. По-моему, ваша Надежда Гусевская просто бредит: «И это лишь одна из немногих традиций коллектива, их у ребят вообще очень и очень много». Что, простите? Так их много или немного? «отзывающийся еще на сложную аббревиатуру завбутцех» -…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля