Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Любимое дело»

Райские птицы

Иркутянка Светлана Третьякова вот уже 30 лет собирает фарфоровые фигуры птиц. В ее коллекции свыше 1 300 экспонатов из Германии, Дании, Венгрии, Италии, Франции, США, Австралии и даже Уругвая. О том, как увлечение может изменить жизнь и стать неотъемлемой ее частью, Светлана рассказала ИА «Иркутск онлайн».

— Когда я училась на втором курсе вуза по направлению «прикладная математика», совершенно случайно в торговом комплексе купила фарфоровую фигурку свиристеля производства Ленинградского фарфорового завода, потом нашла ей пару и так пошло-поехало. За 30 лет мне удалось собрать 1 300 экспонатов. В их числе и редкие экземпляры с авторскими подписями. Если страсть к коллекционированию появилась случайно, то птиц я всегда очень любила. Здесь, в Сибири, им приходится особенно тяжело зимой, но они не сдаются. Я всегда стараюсь помогать пернатым, также являюсь членом Общества охраны птиц России.

Если немного углубиться в историю анималистической фарфоровой скульптуры, то ее родина — Германия. Именно там появились первые мастера, всех их работы выполнены со свойственной всем немцам педантичностью: даже самые мелкие детали проработаны с высокой точностью. В моей коллекции есть очень редкая скульптура именно из Германии, она произведена в 19 веке. Подобные фигурки имеют не только высокую художественную ценность, но и, конечно, материальную. Поэтому увлечение, вроде моего, недешевое.

Помимо немецких образцов в коллекции также есть фигурки из Дании, Венгрии, Испании, Италии, Франции, США, а также бывших республик СССР: Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Грузии. Есть и совсем экзотические экземпляры из Уругвая и Австралии. Помимо широкой географии достаточно велико и видовое разнообразие — от обычных воробьев и синиц до экзотических попугаев и колибри.

Каких-то птичек я покупала в путешествиях, часть моего немалого собрания помогли пополнить друзья-коллекционеры со всего мира. Без преувеличения, это особый разряд людей, объединенных общей идеей. Мы делимся друг с другом находками, много общаемся, отправляем фигурки в другие страны и надо сказать, что я крайне редко встречала непорядочных людей, ведь зачастую ты отправляешь деньги человеку, которого совсем не знаешь.

С годами увлечение все чаще становилось для меня чем-то большим, чем просто хобби, и требовало новых знаний. Так, пришлось научиться всему понемногу, чтобы как минимум различать виды птиц, фарфора, техник исполнения, и, конечно, мастеров. Cоставление каталога и систематизация коллекции дали толчок к получению еще одного образования — по музеелогии, сейчас все планы воплотились в жизнь. Теперь с уверенность могу сказать, что сначала ты занимаешься тем или иным увлечением ради интереса, а с годами уже оно начинает управлять тобой и подталкивать тебя к чему-то большему. Именно так случилось со мной.

Прикладную математику со временем сменила на музейную работу в «Тальцах», проводила различные мероприятия, рассказывала о коллекции школьникам и студентам. Некоторые скульптуры выполнены с такой точностью, что по ним можно обучать орнитологов. Кроме того, я могу рассказать немало интересных историй не только об экспонатах коллекции, но и эпохи, в которую они появились. Ведь любое произведение искусства — уходящая натура, свидетельство времени.

К примеру, скульптуры, свойственные советскому периоду, уже никогда не будут делать снова, поэтому крайне важно собирать экспонаты, а значит роль коллекционера и коллекции существенно увеличивается, и зачастую частные собрания выполняют функцию музея. Что уж говорить о довоенных фарфоровых птичках, они чудом сохранились и в итоге поселились здесь, в Сибири. Совсем недавно работу в музее пришлось оставить, много времени я посвятила диссертации по фарфоровой анималистике.

Как и у любого настоящего коллекционера моя мечта — постоянная экспозиция. Пока мои птички хранятся в коробках и на стеллажах в доме, им, конечно, очень тесно. Сейчас в усадьбе Сукачева проходит выставка моей коллекции, она будет работать до 28 июня. По первому звонку сотрудников усадьбы с радостью еду, чтобы рассказать посетителям о моей коллекции, ее истории и каждой птичке. Отрадно, что посетители оставляют очень добрые пожелания в книге отзывов и по-настоящему восхищаются коллекцией. Немало пишут и наши зарубежные гости, интерес к коллекции проявляли в Литве и Франции.

На мой взгляд, лучшая судьба для любой коллекции — размещение в музее, ведь даже знаменитые Эрмитаж и Лувр начинались с частных коллекций, а сейчас это национальное достояние. Именно поэтому я подхожу к коллекционированию скорее с научной точки зрения: составила подробное описание, готовится к выпуску каталог, да и стараюсь относится к свои птичкам как к живым. Очень надеюсь, что когда-нибудь у моей коллекции будет постоянный дом.

К примеру, в Ярославле есть два музея больших частных коллекций: плюшевых медведей и колокольчиков. Выставляются эти собрания не без помощи городских властей. Очень хочется, чтобы и в Иркутске обращали внимание на коллекционеров. Рано или поздно наше общество насытится блокбастерами и попкорном и обратит внимание на подлинную красоту — именно так было в Европе. Сейчас там огромное количество частных музеев, и все они необычайно популярны.

Сейчас коллекция — это уже часть меня, часть жизни, и мне очень повезло, что меня понимает супруг, за это я ему благодарна. Без поддержки домочадцев вряд ли бы у меня все получилось. Я уверена, что коллекционирование возможно там, где живет любовь.

ИА «Иркутск онлайн»

Фото из личного архива Светланы Третьяковой

  • Максим Федоров 27 июня 2015 в 04:36

    Ребят, подруга недавно посоветовала одно средство, с помощью которого полностью изменил свою жизнь, теперь имею девушек больше чем только мог мечтать, и секс по 2-3 часа в любом возрасте. Эта штука и на женщин не слабо влияет, хочу посоветовать каждому. Я узнал из этого блога, так и заказываю -…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля