Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Туристическая лихорадка

Этим летом туристическую отрасль накрыл настоящий кризис. В июле и августе несколько туроператоров заявили о невозможности выполнять свои обязательства перед клиентами. Первым о приостановке деятельности объявил старейший российский оператор — «Нева». На тот момент за границей находилось около 7 тысяч туристов, большая часть из них уже вернулась на родину при помощи ассоциации «Турпомощь». Ростуризм и правительство Краснодарского края предложили клиентам «Невы» бесплатный 7-дневных отдых в одном из отелей Сочи. Об этом сообщает сайт «Ассоциации туроператоров»

Следующей о прекращении работы заявила «Роза ветров Мир». Компания также сослалась на невозможность ведения деятельности. К счастью, у оператора оказалось всего 200 туристов за границей. Подобная участь постигла и «Экспо-тур». 5 и 6 августа стало известно о приостановке деятельности еще двух компаний — «ИнтАэр» и «Нордик Стар». Последнюю исключили из реестра туроператоров еще 9 июня, поэтому ее клиенты могут не получить компенсации за испорченный отдых.

Пожалуй, больше всех подставил своих клиентов «Лабиринт», который объявил о прекращении деятельности 2 августа. Оказалось, что авиаброкер «Идеал Тур», работавший с «Лабиринтом», задолжал «Оренбургским авиалиниям» около 1,4 миллиарда рублей за организацию чартерных рейсов. Перевозчик, устав ждать положенных по договору денег, просто отменил все рейсы. В Ростуризме полагают, что «Лабиринт» и «Идеал Тур» тесно связаны и случившуюся ситуацию иначе как мошенничеством назвать не могут. Общее число пострадавших от действий компании может составить до 65 тысяч человек. В «Лабиринте» объяснили произошедшее резким ростом курса валют и его влиянием на покупательскую способность, а также негативной политической и экономической ситуацией. Среди причин также значатся: реализация «горящих туров», невозможность сокращения обширной региональной программы и введение запрета на выезд за границу для военнослужащих и сотрудников внутренних служб.

По данным российских СМИ, авиаброкер «Авиачартер» может также приостановить свою деятельность уже в ближайшее время, заказчик чартерных рейсов перестал выходить на связь. «Авиачартер», как и «Идеал-Тур», принадлежит Михаилу Шаманову — владельцу туркомпании «Лабиринт».

Фото с сайта otpuskrk.ru
Фото с сайта otpuskrk.ru

Сложившаяся ситуация демонстрирует несовершенство законодательства и отсутствие контроля за действиями туроператоров и турфирм. При этом проблема возникла не вчера, а сейчас при стечении определенных факторов все это вылилось в настоящий кризис отрасли. 4 августа на заседании правительства не оставили без внимания произошедшее. По словам председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, люди оказались в безвыходном положении, многие из них не способны еще раз заплатить за свой отдых. Все это связано также с недостатками системы страхования ответственности туристических операторов.

Дмитрий Медведев:
— У нас что получается? Сами по себе туристические операторы разрослись, некоторые из них стали очень похожи на «МММ». И на что бы там они ни ссылались, что бы ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, отказов каких-то, каких-то сложностей с перевозчиками, необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски. На это нужно обратить внимание при подготовке новой нормативной базы. Просто недопустимая ситуация. Следственный комитет уже дело возбудил, как водится. Надо, чтобы МВД их проверило. Хочу услышать, что Ростуризм в настоящий момент предпринимает для оперативного реагирования на эту ситуацию. Она действительно касается тысяч и тысяч людей.

Ростуризм и ассоциация «Турпомощь» уже вывезли около 5 тысяч туристов «Лабиринта», вернуть всех отдыхающих на родину планируют до 12 августа. Наибольшее количество туристов находится в Греции — около 8 тысяч. Однако есть и те клиенты компании, которые купили туры, но на отдых еще не отправились. Им остается только обращаться в страховые компании. К слову, у одного из страховщиков «Лабиринта» — «Восхождения» Центробанк приостановил действие лицензии, а значит у компании нет возможности пополнить оборотные средства.

Туристы покупали у «Лабиринта» не только пакетные туры, но и авиабилеты. Если в возвращении «пакетников» принимает участие «Турпомощь», то в этой ситуации сделать ничего не может. Ростуризм уже обратился в МЧС с просьбой помочь в эвакуации туристов, которые не могут вернуться домой.

По мнению министра культуры Владимира Мединского (именно его ведомству подконтролен Ростуризм), в проблемах туристов виноват не Ростуризм, а жадность туркомпаний и самих туристов. На этой неделе будут обсуждаться меры по изменению системы госрегулирования, повышению взносов в «Турпомощь» и сокращению количества туроператоров. Сейчас взнос составляет всего 100 тысяч рублей в год. Также у Ростуризма могут появиться и контролирующие функции.

— Некоторые журналисты пишут, что в проблемах туристов чуть ли ни виноват Ростуризм. Мы с вами живем не в Советском союзе, когда был «Интурист» и «Бюро молодежного туризма Спутник». Я там, кстати, работал. Это были государственные компании. Весь нынешний туристический рынок РФ — это частный бизнес, — приводит слова Мединского сайт АТОР.

Деятельность «прогоревших» туроператоров проверит следственный комитет. В рамках проверки следователи намерены тщательно изучить работу компаний на предмет наличия признаков мошенничества (статья 159 УК РФ).

В аэропорту Иркутска. Фото Артема Моисеева
В аэропорту Иркутска. Фото Артема Моисеева

О своем мнении по поводу туристического кризиса с нами поделились представители иркутских туркомпаний. Их мнения относительно произошедших событий немного разделились.

Оксана Егорова, руководитель агентства «Синдбад-турс»:
— Сложившаяся ситуация стала для нас неожиданной. С «Лабиринтом» мы работали достаточно давно и считали их надежными партнерами. К счастью, среди пострадавших наших клиентов не оказалось. С «Невой» мы отправляли порядка 20 туристов, они отдохнули полное время тура и благополучно вернулись в Иркутск. Сейчас мы ведем постоянный мониторинг ситуации и поясняем клиентам, что необходимо выбирать более крупных и надежных операторов.

Оксана Егорова связывает нынешний кризис с тем, что небольшие туроператоры используют привлеченные средства и продают «горящие» туры необоснованно дешево в надежде хорошо заработать в высокий сезон. 30-миллионных гарантий «Синдбад-турс» достаточно, чтобы отвечать перед клиентами. — Такой истории, как с «Лабиринтом», произойти просто не может. Я рекомендую туристам при покупке тура спрашивать про страховые гарантии и проверять реестр туроператоров, — заключает собеседница.

Директор компании «Джет травел» Евгений Ившев считает нынешний кризис закономерным:
— Прибыль в отрасли слишком маленькая, а из-за крупных расходов в большинстве случаев деятельность становится убыточной. Вероятно, владельцы фирм вывели средства на свои личные счета. То есть просто воспользовались ситуацией под видом «благородного» банкротства и списали все на кризис.

По мнению Евгения Ившева, чтобы предотвратить подобные события в будущем необходимо на 70% сократить количество туроператоров и на 90% турагентств. Право работать на рынке должно обеспечиваться суммой не менее миллиона рублей. Страхование ответственности туроператоров должно осуществляться только в надежных компаниях с взносом от 25% от застрахованной ответственности.

Сейчас в туротрасли только и думают о том, кто станет следующим и ведут разговоры о создании черного списка туроператоров. Нам остается следить за ситуацией и надеяться на реальные шаги со стороны государства по стабилизации и реформированию отрасли.

IRK.ru

  • Tanika1988 14 августа 2014 в 18:48

    А последнее-то фото не позже, чем весной сделано. При чем тут сложившаяся ситуация?не знаю

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля