Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Чем грозит банкротство «Трансаэро»?

Судьба авиакомпании «Трансаэро», похоже, решена — ей грозит процедура банкротства. С лишением перевозчика лицензии эксплуатанта цены на авиабилеты поднялись, а самые лакомые направления авиакомпании забрал «Аэрофлот». Мы узнали, как отразился уход «Трансаэро» на кошельках пассажиров из Иркутска.

Кризис в авиакомпании «Трансаэро» затронул пассажиров по всей стране, однако он начался далеко не вчера. Еще в декабре прошлого года гендиректор компании Ольга Плешакова проинформировала государственные органы о том, что существует риск приостановки полетов уже до конца года, так как компании нечем платить контрагентам. Об этом со ссылкой на свои источники сообщал ТАСС. В своем письме Плешакова поясняла, что компания должна 2,5 миллиарда рублей «Роснефти» и почти 2 миллиарда «Газпром Аэро» за топливо. Тогда Минтранс заверил, что не допустит приостановки полетов. В марте стало известно, что «Трансаэро» намерена обратиться за очередными госгарантиями для рефинансирования долгов и вопрос обсуждается с кредиторами.

В числе основных причин краха «Трансаэро» назывался в том числе и демпинг. Летом компания объявила глобальную распродажу билетов — разница в цене по некоторым направлениям составляла до 50%. Тогда в «Трансаэро» сообщали, что добиться снижения удалось за счет уменьшения топливных сборов. Таким образом авиакомпания намеревалась получить как можно больше средств для выполнения обязательств перед банками и контрагентами.

Самолет «Трансаэро». Фото со страницы иркутского аэропорта «ВКонтакте»
Самолет «Трансаэро». Фото со страницы иркутского аэропорта «ВКонтакте»

Из Иркутска перевозчик выполнял рейсы в Москву, стоимость билетов была несколько ниже, чем у конкурентов. Как отмечают в компании «Билет-СВ», авиакомпания действительно демпинговала. С уходом «Трансаэро», по словам руководителя PR-отдела Виталии Решетниковой, тарифы станут экономически обоснованными, заниженных цен больше не будет и ситуация выправится в том направлении, в каком и должна быть. Уже сейчас отмечается увеличение стоимости авиабилетов по московскому направлению на 4 тысячи рублей.

По словам директора турагентства Sunmar Сергея Ильина, цены на авиабилеты выросли почти в два раза. «Если раньше можно было найти билеты за 15000 туда-обратно, то теперь 15000 — только в одну сторону», — отмечает наш собеседник. С 8 октября компания отменила рейсы из Иркутска в Москву (Внуково).

Сергей Ильин:
— Конкуренты «Трансаэро» для того, чтобы не терять клиентов, всё это время держали цены на том же уровне, что и «Трансаэро», но при этом финансовых трудностей у них не возникло. Низкие цены на билеты авиакомпании «Трансаэро» были в основном на стыковочные рейсы через Москву, и дешевле средних были, как правило, билеты со сменой аэропорта на стыковке, что не очень-то удобно.

Однако для роста стоимости билетов есть и другие предпосылки, в частности падающий рубль. По данным сервиса «Туту.ру», за 10 месяцев 2015 года стоимость авиабилетов по России выросла на 8%, а зарубежные прибавили сразу 20%. Чтобы купить билет по маршруту Иркутск—Москва—Иркутск, сейчас придется выложить около 30 тысяч рублей. За эту сумму можно добраться «Уральскими авиалиниями», «Аэрофлотом» или «Сибирью» (билеты на 9 и 16 ноября). С пересадками можно сэкономить до семи тысяч рублей.

В сентябре этого года межведомственная комиссия под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова решила, что «Аэрофлот» купит 75% акций «Трансаэро» за символический 1 рубль. Руководитель ФАС России Игорь Артемьев на брифинге заявлял, что предпочел бы вместо сделки механизм банкротства.

Самолет «Аэрофлота».  Фото со страницы иркутского аэропорта «ВКонтакте»
Самолет «Аэрофлота». Фото со страницы иркутского аэропорта «ВКонтакте»

Тем временем после лишения «Трансаэро» лицензии эксплуатанта 26 октября «Аэрофлот» получил 56 международных направлений, по которым ранее работала разорившаяся авиакомпания. И тут ФАС выступила с серьезной критикой и выразила обеспокоенность. По словам руководителя службы Игоря Артемьева, решение было сомнительным и привело к тому, что «Аэрофлот» стал занимать более 50% доли на этом направлении. Рейсы передали крупнейшей российской авиакомпании после заявления акционеров S7 супругов Филевых о возможной покупке «Трансаэро».

Игорь Артемьев:
— Я понять ничего не могу. Это странный пузырь с наслоениями, который чем больше раздувается, тем быстрее лопнет и всех нас забрызгает. На восстановление прозрачности во всей этой ситуации потребуется до 2-х лет. Два года компания копила долги, этого не видели регуляторы, которые должны этим заниматься, а теперь появилась эта куча идей, как разрешить ситуацию.

Однако министр транспорта России Максим Соколов, напротив, уверял, что никакой монополии «Аэрофлота» ну будет. Как сообщается на сайте авиакомпании, она перевезла 94,8% пассажиров «Трансаэро». До 15 декабря осталось перевезти 100 241 пассажира. Помимо регулярных рейсов «Аэрофлот» перевозил и туристов «БиблиоГлобуса» из Москвы в Хургаду, Шарм-Эль-Шейх и Пунто-Кану.

Самолеты. Фото со страницы иркутского аэропорта «ВКонтакте»
Самолеты. Фото со страницы иркутского аэропорта «ВКонтакте»

После несостоявшейся сделки глаз на погибающий «Трансаэро» положили супруги Филевы, владеющие «Сибирью». По разным данным, Владислав Филев намеревался приобрести от 51 до 59% акций, однако сумма сделки не разглашалась, но заявлялось, что она точно превышает один рубль. Совладелец «Сибири» встречался с кредиторами и предлагал им пути выхода из кризиса, но 3 ноября стало известно, что Филев все же выходит из сделки. Об этом сообщил ТАСС. «У акционеров „Трансаэро“ отсутствуют необремененные акции в размере контрольного пакета, а также есть неурегулированные судебные претензии со стороны третьих лиц в отношении акций. Поэтому сделка не состоится», — заявил представитель Филева. Сейчас общий долг «Трансаэро» составляет около 250 миллиардов рублей. Ряд банков-кредиторов объявили о намерении подать в суд иски о банкротстве компании. О том, как в дальнейшем будут меняться цены на авиабилеты, остается только догадываться и надеяться, что эта сумма станет посильной для кошелька среднестатистического иркутянина.

ИА «Иркутск онлайн»

  • proteus 5 ноября 2015 в 18:44

    Фотографии не «Фото со страницы иркутского аэропорта „ВКонтакте“». У этих фотографий есть вполне реальные авторы.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля