Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Клуб путешественников»

Маршрут выходного дня: сплав на байдарках

Мы продолжаем рассказывать про интересные маршруты в нашем регионе. В этот раз Элла Силушкина поделится впечатлениями от путешествия на байдарке от Бугульдейки до бухты Песчаной. Маршрут вполне доступен для новичков и подростков, его можно преодолеть только по воде.

— Наше путешествие началось утром 10 июля. В компании трое взрослых и ребенок. Поехали на УАЗике по дороге Иркутск—Баяндай, в Косой Степи повернули в сторону Бугульдейки. По прибытию пообедали и отправились на берег Байкала. Около двух часов дня начали собирать байдарки, наш инструктор Денис предупредил, что «экстремалить» и ходить по волне не будем, поэтому нам не понадобится укрываться от брызг воды. Примерно к 15:30 у нас на берегу появилось две собранные байдарки. Первая — голубая двухместная, на ней пойдут худенькие Денис и Борис, вторая — зеленая трехместная — для нашей команды с Алексеем, тут же разместятся продукты.

В лодке важно равномерно распределить вес пассажиров, поэтому я сажусь спереди, а за мной Алексей, кроме того, так мне было гораздо удобнее cнимать фото и видео. Итак, в 15:50 надеваем спасательные жилеты и отчаливаем, первой отходит наша байдарка. Мы уже с воды наблюдаем, как стартует вторая с наши инструктором. И тут же они нас стремительно обгоняют. Так в дальнейшем и пошло: голубая байдарка с худенькими «летит» впереди, а сзади мы, «пончики», на большой плетемся.

Кроме нашего инструктора Дениса мы трое — впервые на байдарках; мне очень интересно попробовать новый вид туризма и спорта, необычное средство передвижения по воде, новый вид гребли. У нас в семье есть надувная лодка (это распашные весла, и грести нужно за счет усилий спины и всего корпуса), на катамаранах нужно грести по одному борту, а в случае с байдаркой — одним веслом гребут по обе стороны лодки.

Посадка в байдарку происходит на глубине 20-30 сантиметров, поэтому на ногах сандалии или тапки. Можно надевать шерстяные или неопреновые носки и кеды, кроссовки для тепла. Обязанность матроса — первым выпрыгивать в воду и зачаливать байдарку с капитаном. Кстати, накануне нашего путешествия я основательно проштудировала материалы для теоретической подготовки.

Выяснила, что есть особенности: байдарочники на Байкале очень-очень рано встают и стараются до обеда пройти как можно больше, потому что чаще всего волна поднимается днем. Соответственно, днем — отдых, готовка полноценного обеда (а в наших походах обычно готовится горячее утром и вечером, днем — пара перекусов), осмотр интересного, солнечные ванны, а вечером, если волна стихает, снова за весла.

В первые часы на озере штиль, гладкая вода. До финишной точки, Большого Голоустного, около 78 километров. Примерно через полчаса после отхода я обнаруживаю, что вода подо мной прибывает, Алексей сзади подтверждает, что у него тоже довольно много воды, хотя с весел у нас сильно не капало. Сообщаем об этом факте Денису. В итоге всего через час после старта у нас большая остановка на ремонт. Разгружаемся, вытаскиваем байдарки, переворачиваем, сушим, на нашей заклеиваем 3 дырки, на всякий случай проверяем маленькую и снова выходим в «море».

Около 19:00 причаливаем на ужин и ночевку. Итоги первого дня: 1 час 50 минут на воде, пройдено 9,43 километра, со всеми техническими вопросами вроде разобрались. На ужин готовим картошку с бульоном и салат из помидорчиков, огурчиков, яиц и печеной картошки. По словам нашего инструктора, в таких походах очень важно горячее питание.

Байдарочный туризм позволяет брать продукты, которые «пешеходник» или горный турист не стал бы брать, ибо везет этот груз байдарка по маршруту, а не спина туриста. Вот и картошки мы побольше взяли, и свежих фруктов, и овощей прихватили.

Из самых ярких впечатлений дня — много нерп и на воде, и на берегу. К сожалению, довольно далеко для моего фотоаппарата или видеокамеры, да и я как-то еще не очень уверенно себя ощущала в байдарке, чтоб быстро-быстро достать аппаратуру. Также видели несколько раз уток с выводками утят.

На берегу, где мы встали для ночевки, удивило огромное количеств кузнечиков, выброшенных прибоем. На воде, конечно, попадались отдельные насекомые, но что это такое с ними, почему так много? Еще немного сидим у костра с чаем и отправляемся спать, ночуем в двух палатках.

Просыпаемся рано — около 6 утра, в 8 уже отчаливаем. Байкал в это время гладкий и у нас по плану проплыть сегодня как можно больше, километров 40, то есть пройти бухту Песчаную и дальше за нее. У меня, правда, как на долгих лыжных прогулках, начинает болеть травмированный левый локоть (затягиваю его эластичным бинтом).

Кроме большой остановки на обед, делаем за день несколько пауз, чтобы отдохнуть и размяться, и с каждой чалкой Денис становился все более озабоченным, а Байкал все более волнительным. Днем около 16:00 стояли довольно долго, мужики даже успели вздремнуть, но волна не уменьшилась. Во время следующей остановки надеваем штаны и достаем куртки (пронизывающий холодный ветер с воды), нашли в лесу чудесную готовую стоянку, сидим на скамейках за столом, с удовольствием пьем горячий чай из термоса и едим.

Ждем довольно долго, но в итоге совещаемся и решаем снова выходить на воду, хотя планам на день уже явно не свершиться. Перед походом было прочитано, да и Денис подтверждает, что сигнал опасности на Байкале для байдарочника, да и вообще для любого капитана — это появление белых барашков на волнах. И вот мы стартуем на этот последний за день переход, глядя на эти самые барашки.

Кроме опасной волны тут еще и берег оказался опасным — скальные прижимы и огромные камни в воде по курсу, так что пришлось быть очень внимательными ко всему. Если до этого мы с Алексеем по очереди, а то и вместе позволяли себе филонить, то тут пришлось грести по полной, однако нас несколько раз все-таки захлестнуло с борта. Кроме того, возникли в экипаже разногласия: я была за то, чтоб держаться умеренно подальше от такого опасного берега, Алексея даже такой берег притягивал. В общем, спорили, гребли, и адреналина было предостаточно, и барашки увеличивались. Забавно было, если попадали на большую попутную волну вовремя и потом с нее хорошо скатывались — меньше усилий на греблю.

Наконец-то на горизонте появились скалы мыса Большой Колокольный, очень характерные. Справа от нас солнце уже начало скрываться за хребтом, понятно было, что нам сегодня мимо бухты Песчаной уже не пройти, а в нее смысла идти нет, так как там не разрешают ставить биваки и палатки, также нельзя вставать в бухту Бабушка. Мы начали искать по берегу, где нам сегодня ночевать. Пропускали бухту за бухтой — все не то. Наконец-то увидели что-то подходящее и решили причаливаться. Камни со всех сторон, большие волны, рев прибоя, вроде идем ровно между камней. И вдруг я вижу небольшой камень у самого берега под водой прямо по нашему курсу, ору: «Лёша! Камень! Левее!», но он меня не услышал. И как с размаху загребет, тут я уже приготовилась выпрыгивать, но поймала сильный удар и не выпрыгнула, а вылетела из лодки. К слову, первая байдарка причалилась куда мягче.

Быстро разгружаем лодки и оттаскиваем подальше от воды, насколько позволяет наш крошечный бережок. Только после этого начинаем делиться своими яркими впечатлениями, кто и как боялся. Слово «страх» не используется. Проверяем нашу байдарку — не порвали ли при таком экстремальном зачаливании, вроде все в порядке, заклеиваем только одну крохотную дырочку.
Ставим палатки, готовим ужин. Поздно вечером, когда мужики уже расползлись по палаткам, я все ходила туда-сюда по берегу. У меня так часто бывает, что волнение потом наступает, уже постфактум, а не в момент, когда другие волнуются. Да тут еще шумный такой прибой, явно мне и не уснуть. Наконец, забираюсь и я в палатку, затыкаю уши берушами и погружаюсь в долгожданный сон.

Итоги дня: прошли 30 километров, чуть меньше 6 ходовых часов. Скорость была разная из-за ветра: то он был нам попутный, то встречный, то исчезал. Попробовали варианты других экипажей (я с Денисом на тройке, Алексей с Борисом на двойке), на завтра на утро запланировали поменяться байдарками между экипажами — Алексея явно огорчает, что мы постоянно отстаем, и он хочет попробовать и на маленькой байдарке походить. Денис вывел соотношение, что мы с Алексеем — это полтора гребца, равно как и он с Борисом. Проигрывает наша байдарка только за счет большего веса груза.

Впереди — самая интересная часть рассказа и подсчет бюджета путешествия. О том, как закончилось приключение иркутян, читайте на следующей неделе.

Элла Силушкина, фото автора

Загрузить комментарии
Фотография  из
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана