— Идея о кругосветном путешествии принадлежит мужу Тимирхану. Можно сказать, что он грезит морем, служил в морской пехоте и даже учился на шкипера в Сочи. Попробовав себя яхтсменами в 2013 году, когда прошли под парусами от Сан-Диего до Акапулько, мы поняли, что это наше и в море нам комфортно. Тогда и решились на кругосветку.
Конечно, мы не считаем себя спортсменами, и путешествие на яхте — это скорее умирающий вид отдыха для романтиков. Процесс небыстрый из-за небольшой скорости, соблюдать какой-то четкий план не всегда получается — море так или иначе вносит свои коррективы. Поэтому все нужно воспринимать так, как оно будет и ничего не загадывать.
Подготовка к путешествию была долгой и тщательной, учитывая, что у нас двое детей на лодке — шестилетняя Айгуль и трехлетний Дамир. В декабре прошлого года мы полетели в Сан-Диего (США), где зимовала наша яхта «Леди Ариша». За два месяца проделали большой объем работы: меняли такелаж, штопали паруса, устанавливали гаджеты, покупали продовольствие, заливали воду и горючее.
И вот 29 января началась наша долгожданная кругосветка — двинулись к побережью Мексики в город Масатлан. Там к нам присоединились еще три члена команды: Артем и Женя, два наших друга из Иркутска, и Федор из Москвы, с которым мы познакомились через интернет. Забегая вперед, отмечу, что без команды у нас ничего бы не получилось.
Чтобы привыкнуть друг к другу, лодке и океану мы прошли тестовый маршрут в 1,5 тысячи миль вдоль побережья. Всего на это ушел месяц, еще столько же мы провели в Мексике, «благодаря» нерасторопности местных жителей. Необходимо было выполнить работы на лодке, но переговоры затягивались, и выяснилось, что неделя для местных жителей — совсем не срок. Они никуда не торопятся, жизнь у местных размеренная, и это нужно учитывать. Уже тогда мы поняли, что в мае, как планировали, домой точно не вернемся. Сдали обратные билеты и решили, что пусть будет так, как будет.
От берегов Мексики нас ждал самый длинный переход — 37 дней до берегов Французской Полинезии. Мы выбрали не совсем стандартный путь. Как правило, путешественники из Европы идут от Галапагосских островов к Таити, далее — Фиджи и Австралия. Американцы предпочитают добираться до Фиджи через Гавайи, мы выбрали нечто среднее и попали сразу на Маркизские острова.
Это был самый затяжной переход за все время путешествия, поэтому мы морально готовились сами и настраивали детей. Нам удалось избежать какой-то «ломки», все были заняты своим делом, к примеру, я с детьми писала картины акварелью. Кроме того, была хорошая погода (мы сознательно выбрали хороший сезон), практически не было сильного ветра, поэтому шли в среднем со скоростью в 5 узлов. 23 апреля в 11:30 утра по корабельному времени наша команда из семи человек пересекла экватор — по этому поводу облачились в тельняшки и выпили соленой воды. Это своеобразный ритуал посвящения в моряки.
Маршрут путешествия: Сан-Диего — Масатлан-Каба Сан Лукс — Маркизские острова — Муреа (Таити) — острова Кука — Американские Самоа — Фиджи
Эти 37 дней прошли достаточно спокойно и так тихим сапом добрались по Маркиз. Мы себе представляли, что как только увидим землю, то будем как-то бурно реагировать, как показывают в фильмах. Но на наше удивление все прошло вполне сдержанно. Но по цивилизации мы определенно успели соскучиться.
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться в Полинезии — визовая. Для посещения необходимо заранее сделать визу, которая будет действовать определенное количество времени, но нам было просто сложно «подгадать», поэтому решили оформить на месте, но все оказалось не так просто. Из-за санкций их банковская система просто не могла принять у нас деньги. По Женевской конвенции мы имеем право на три дня зайти в порт под флагом карантина, чтобы пополнить запасы. В итоге мы пробыли в Полинезии пять дней. Обошли остров и познакомились с бытом местных жителей.
Острова очень живописные: горные дороги, холодные ручьи. Местные жители в основном занимаются заготовкой кокосовой стружки, а в дни, когда приходит большой круизный лайнер, разворачивается большой рынок с продуктами, сувенирами и знаменитым черным жемчугом. Стоит он просто космических денег.
Следующей точкой нашего маршрута стал атолл (коралловый остров, имеющий вид сплошного или разрывного кольца, окружающего лагуну — прим. ред.) Манихи. К счастью, в этот раз обошлось без проблем с властями, зато были определенные трудности с заходом в бухту. Дело в том, что вход в атолл представляет узкий туннель с маленькими глубинами, которые для нашей яхты были критичными.
После визита к капитану порта и жандарму наш капитан вернулся на борт, и мы двинулись к входу в атолл. Неожиданно вода под нами забурлила, оказалось, что так соединяются воды океана и лагуны во время отлива. Яхта не смогла противостоять сильному течению и просто встала на критической глубине. Жандарм с местными рыбаками быстро пришли на помощь и дернули корабль. В нескольких метрах от берега мы благополучно бросили якорь.
Жизнь здесь течет размеренно, очень чисто, уютно и красиво, а местные жители доброжелательны. Есть школа, церковь, стадион, пара магазинов, местные жители зарабатывают в основном заготовкой кокосовой копры, добывают жемчуг и рыбу. В центре есть отличный пляж для детей, наши Дамир и Айгуль нашли здесь немало друзей.
На Манихи мы пробыли 4 дня, кстати, жандарм даже расстроился из-за нашего быстрого убытия, интересовался, все ли понравилось. А нас уже ждал знаменитый остров Таити.
Переход занял 5 дней, все это время солнце жарило нас нещадно, ветра почти не было. И вот 22 мая рано утром мы зашли в главную бухту острова Муреа. На сам остров Таити решили не заходить по решению капитана. Про мнению Тимирхана, там, где много туристов, нам делать нечего. К тому же, по словам местных жителей, Муреа куда красивее Таити.
Прежде всего здесь нам необходимо было заправиться бензином и газом, а также встретиться с командой русской яхты «Теофания» (проект «Благовестие»). Удалось все, кроме заправки газом, для этого необходимо было ехать на Таити. Здесь мы впервые увидели, как растут ананасы, сходили в ботанический сад и попробовали экзотические фрукты.
Но самое важное — познакомились с командой проекта «Благовестие». Максим, Наталья и их две дочери вот уже несколько лет живут на яхте, которая стала их домом. Примечательно, что их дети родились практически в море. Нам было что обсудить и о чем узнать, а наши дети прекрасно общались с новыми друзьями. Ксюша и Полина с «Теофании» уже настоящие полиглоты — девочки знают французский, английский, русский и немного испанский. По словам Натальи и Максима, многие яхтенные семьи специально везут детей за границу, чтобы погрузить в языковую среду.
Муреа оставила яркие впечатления, но в первую очередь это настоящий райский уголок с прозрачной водой, белоснежным песком и буйной тропической растительностью. Нам удалось даже поплавать с акулами и скатами. Это оставляет неизгладимое впечатление, я не рискнула, но дочь купалась. Скаты огромные и очень дружелюбные, напоминают кошек. Со всей скорости плывут и начинают обнимать. Глаза сверху, поэтому когда кормишь, то они ничего не видят. Очень милые. Дети были в восторге, думаю, что никогда не забудут. Акулы были небольшие — 1,5 метра. По словам местных жителей, они не нападают на человека, мы не в их пищевой цепочке. А тем временем нас уже ждали острова Кука, это еще 600 миль пути, 8 дней достаточно спокойного плавания.
Во второй части материала Елена расскажет о продолжении путешествия. Яхтсмены побывали на островах Кука, погостили на Американских Самоа и отлично провели время на Фиджи. Во время путешествия Елена вела дневник на сайте проекта.
ИА «Иркутск онлайн»
Фотографии предоставлены Еленой Мухамадеевой
Возьмите меня юнгой!